Что происходит с мозгом во время цифровых форм обучения?
Исследования показывают, что обучение письму цифровым способом отрицательно сказывается на способности к чтению как у взрослых, так и у детей.
Это доказано в ходе нейробиологических исследований, проведенных с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Если человек изучал буквы традиционным способом - писал их от руки, то запоминание букв сопровождалось возбуждением активности в моторных участках мозга.
Соответственно, и при узнавании этой буквы активизировались моторные участки мозга. Если ребенок учил буквы с помощью экрана и клавиатуры, то такой активизации не происходило.
Моторных следов памяти в такой ситуации не формируется, потому что движение нажатия клавиши никак не связано с формой буквы.
А такой моторный след делает процесс узнавания буквы по ее зрительному образу более эффективным. Вывод: для того, чтобы лучше запомнить, как пишется слово, ребенку надо его написать рукой, а не просто увидеть на экране.
Действительно, при цифровом способе работы с информацией снижается память. Когда человек вместо переписывания задания и выполнения его в собственной тетради просто ставит галочки или перетаскивает какой-то объект на экране, он выполняет гораздо меньше действий, чем когда он пишет всё это от руки.
Но дело в том, что легче - не значит лучше. Чем больше действий совершает ребенок, тем больше глубина проработки информации, которую он получает.
Чем больше глубина проработки, тем больше нейронов и синапсов задействовано в процессе обработки информации, тем больше импульсов через них проходит.
И тем больше развивается мозг и способность учиться: синапсы увеличиваются или число их увеличивается, либо эти процессы идут параллельно.
И чем более мощно проходит обработка импульсов, тем оптимальнее информация запечатлеется в памяти.
А если облегчить ребенку задачу и дать ему написать букву одним нажатием клавиши, то это в значительной степени лишит мозг возможности развиваться, да и информация будет обработана поверхностно и значительно хуже запомнится.
Среди немецких студентов был проведен любопытный эксперимент. Для них были созданы несколько десятков предметов, не существующих в природе.
Студенты должны были запомнить эти предметы, суметь выделить их свойства, а затем отнести к какому-то классу объектов. То есть осуществить некоторые мыслительные операции.
Студентов разделили на две группы. В одной группе студентам позволяли этими предметами манипулировать, а в другой группе они могли их только зрительно изучать.
Оказалось, что те, кому позволялось манипулировать предметами, смогли быстрее их запомнить, и быстрее и успешнее могли совершать с ними мыслительные операции.
И помогло им в этом наличие моторного следа, возникшего в мозгу в процессе манипуляций с предметами. Пассивное цифровое обучение снижает скорость и качество совершения мыслительных операций.
Итак, мы видим, что при цифровом обучении хуже развивается память, медленнее и хуже развивается мышление. И дело не в том, что надо просто подобрать более удачные методики. Дело в самой этой
технологии...
РВС
https://t.me/orthodox_parents/1801