Безусловной королевой преступного мира Российской империи образца второй половины XIX века была знаменитая Сонька - Золотая Ручка. Хоть и родилась она не в Петербурге, а в местечке Повонзки Варшавского уезда, однако же миниатюрная туфелька её оставила заметный след в истории бандитского Петербурга.
Чехов, глядя на легенду преступного мира, не мог поверить, что ещё недавно она была необыкновенно красива и могла так очаровывать своих тюремщиков, что они бежали вместе с нею…
Бытие определило сознание
«Софьей» она окрестила себя сама. Настоящее же её имя, полученное при рождении, было Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак. Семейка у Шейндли слыла, прямо скажем, не особо законопослушной. Девочка росла в среде, где скупка краденного, контрабанда, сбыт фальшивых денег считались обычным делом. К слову, старшая сестра Фейга тоже была воровкой и той ещё ветреницей, сменившей трёх мужей.
Однако в будущем младшая Шейндля обскакала её по всем статьям. В 1864 году, в 18летнем (по другим данным - уже в 15летнем!) возрасте Шейндля вышла замуж в Варшаве за некоего Розенбада, родила от него дочь Суру-Ривку и вскоре бросила мужа, обокрав его на прощание.
В дальнейшем она ещё не раз «сходит замуж», успев побывать и Софьей Рубинштейн, и Софьей Школьник, и Софьей Бренер, и Софьей Блювштейн.
Но всё это случится позднее, а пока с рекрутом Рубинштейном Сонька бежит в Россию, где и начинаются её головокружительные се-ксуа-льноуголовные похождени.
Дела столичные
В январе 1866 года Соньку первый раз хватает полиция города Клин по обвинению в краже чемодана у юнкера Горожанского, с которым та познакомилась в поезде. Сонька выкрутилась, сказав, что чемодан прихватила по ошибке. Ей поверили, отпустили на все четыре стороны, и Сонька направилась в Петербург, где взялась обчищать шикарные дачи местных аристократов вместе со своим любовником Михелем Бренером.
Вскоре она предпринимает попытку сколотить специализированную бригаду воров, для чего выписывает в столицу известного вора Левита Сандановича. Судя по всему, именно в Петербурге тогда же ею был изобретён знаменитый способ гостиничных краж, получивший название «с добрым утром». Метод был прост и элегантен: красиво одетая, изящная Сонька останавливалась в лучших отелях города, тщательно изучала планы номеров, присматривалась к постояльцам…
Наметив жертву, она проникала в его номер ранним утром, предусмотрительно надев «бесшумные» войлочные туфли, и начинала искать деньги и драгоценности. Если постоялец просыпался, Шейндля изображала, что ошиблась номером, смущалась, краснела, пускала в ход свои сексуальные чары.
Могла даже и переспать с жертвой. Причём делала это искренне и естественно. Украденные драгоценности сбывались ювелиру Михайловскому, который для надёжности их переделывал. Для разнообразия промышляла Сонька и заурядным хипесом. То есть воровством с отвлечением жертвы на се-кс.
Незадолго до смерти Софья Блювштейн решила принять христианство и крестилась по православному обряду
Считается, что этот воровской приём впервые возник в Одессемаме. Суть была проста. Проститутка («кошка») знакомилась в театрах, собраниях и прочих общественных местах с солидными пожилыми мужчинами или богатыми «фраерами», приводила их к себе, а ночью, во время сна «гостя», изымала часть содержимого его бумажника и передавала сообщнику«коту».
Если же хипес происходил днём, то «хипесница» в «известный момент» издавала глубокий, полный страстной истомы вздох. В комнату на основании этого условного знака бесшумно входил «кот» и шарился в оставленной на стуле, отделённом от кровати высокими плотными ширмами, одежде клиента. Понятно, что человек состоятельный, семейный и занимающий высокую должность, обнаружив «недостачу» наличности, обыкновенно в полицию не обращался.
В 1868 году Сонька ненадолго уезжает в Динабург (ныне - латвийский Даугавпилс), где выходит замуж за старого богатого еврея Шелома Школьника. Однако очень быстро бросает его ради своих любовников - всё того же Михеля Бренера и его брата Абрама (похоже, Золотая Ручка спала одновременно с обоими братьями). Вообще, иной раз просто непонятно, как, ведя такую активную, чтоб не сказать жёстче, половую жизнь, Сонька ещё и находила силы воровать. Крепкая, судя по всему, была дама.
В 1870 году авантюристка крупно засыпалась в Петербурге и еле успела сбежать из приёмного покоя Литейной части. В полиции остались изъятые вещи и деньги. Кстати, с полицейскими она «решала вопросы» порой опятьтаки «чисто поженски». Поняв, что в столице она уже несколько примелькалась, Золотая Ручка отправляется в большое «международное турне».
Дела заграничные
Сонька посещает едва ли не все крупные города Европы, выдавая себя за русскую аристократку. Ей это было не сложно. Она прекрасно одевалась и свободно владела немецким, французским и польским языками (не считая русского и идиша). В 1871 году она выходит замуж за известного железнодорожного вора Михеля Блювштейна - румынского подданного, чьи родители жили в Одессе. От замужества с Блювштейном у неё родилась дочка Табба.
Но сам брак быстро распался, так как новый супруг постоянно застукивал жену то с какимто бароном, то с графом, а то и просто с приглянувшимся нищим офицериком, с которого и взятьто было нечего (что особо раздражало Михеля). В том же 1871 году Соньку задерживает полиция Лейпцига и передаёт её под надзор Российскому посольству. Вот только России такое «счастье» тоже даром не нужно, и авантюристку депортируют за границу.
«…Блювштейн выводили на тюремный двор. Устанавливали кругом «декорацию». Её ставили около наковальни, тут же расставляли кузнецов с молотами, надзирателей, - и местный фотограф снимал якобы сцену заковывания Золотой Ручки. Эти фотографии продавались десятками на все пароходы, приходившие на Сахалин…» Влас Дорошевич, «Сахалин» (1902)
Но Сонька вскоре вновь возвращается в Россию, где «бомбит» лучшие отели Москвы, Питера, Одессы, Астрахани, Риги… Всюду она выходит сухой из воды. С годами Сонька понемногу становится сентиментальной. Так, однажды войдя ранним утром в гостиничный номер, чтобы обобрать постояльца, она увидела спящего в одежде молодого человека.
Рядом с ним лежал револьвер и письмо к матери, в котором он сообщал, что кончает с собой, так как вскрылось похищение им казённых 300 рублей, направленных семье для лечения больной сестры. Золотая Ручка тихонько вынула из ридикюля 500рублёвую ассигнацию, положила её на револьвер и выскользнула из номера. В другой раз она вернула 5000 рублей обокраденной ею же вдове бедного чиновника, у которой остались сиротами дети…
Процесс пошёл
Понемногу Сонька старела, удача начинала ей изменять. К тому же очередной роман с восемнадцатилетним красавцем вороммарвихером Володей Кочубчиком (в миру - Вольф Бромберг, известный тем, что воровскую карьеру начал с 8 лет, ухитряясь обворовывать собратьев по профессии) был не слишком удачным. Сам Кочубчик бросил воровать. Зато нещадно эксплуатировал влюбившуюся в него без памяти Соньку. Она вынуждена была всё больше рисковать, нервничала. А расшатанные нервы очень быстро сказываются на успехах.
К тому же Сонька стала слишком известной. Её уже узнавали на улицах, в магазинах, в театрах. Поначалу такая популярность даже помогала: несколько раз восторженная публика оттесняла от неё полицию, давая возможность скрыться. Но долго так продолжаться не могло. В 1880 году Сонька вместе с Кочубчиком попадается в Одессе. И в конце концов её с подельниками - многочисленными бывшими мужьями и любовниками - судят в Москве. Процесс был долгим и бурным.
Несмотря на то, что Золотая Ручка отрицала обвинения, её приговорили к вечной ссылке в «отдалённые места Сибири». Сообщников присудили к арестантским ротам на срок от одного до трёх лет. А вот Кочубчик отделался всего шестью месяцами «рабочего дома» и вскоре после выхода на свободу стал состоятельным домовладельцем. На Сонькины, надо полагать, деньги.
Ну что тебе сказать про Сахалин?
В 1881 году Золотую Ручку «навечно» этапировали в Красноярский край. Жила она на поселении достаточно свободно. И летом 1885 года пустилась в бега. Гуляла на воле недолго. Уже в декабре Соньку арестовывают (на этот раз в Смоленске) и снова судят.
На Сахалине Сонька стала местной достопримечательностью. Тюремщики брали с туристов, желающих увидеть криминальную легенду, приличные деньги за «просмотр»
10 июня 1886 авантюристка бежит из смоленской тюрьмы вместе с надзирателем Михайловым, которого влюбила в себя. Четыре месяца спустя её вновь ловят и летом 1888 года отправляют в пост Александровский (ныне - АлександровскСахалинский). Неугомонная Сонька опять пробует бежать - через тайгу, переодевшись солдатом… Но былого фарта уже нет.
Её поймали на следующий же день и высекли розгами. И затем почти три года Сонька носила кандалы. По освобождении в 1898 году «потускневшего золота» Ручка выехала на поселение в город Иман (ныне - Дальнереченск) в Приморском крае. Но уже в 1899 году снова вернулась на Сахалин, обратно в пост Александровский, где сделалась хозяйкой маленького квасного заведения.
Жила Сонька с неким Николаем Богдановым, жестоким рецидивистом. По привычке постаревшая Сонька приторговывала краденным и нелегально продавала водку. У местных жителей она пользовалась большим авторитетом. Хотя многие и не верили, что эта измождённая жизнью женщина - легендарная Золотая Ручка…
В 1902 году Сонька решается на последний побег. Но силы уже окончательно оставили её. Золотая Ручка сумела отойти лишь на несколько километров от Александровска, где вскоре конвойные и нашли её: замёрзшую, лежащую без чувств на дороге. Через несколько дней Шейндля-Сонька умерла.
источник