Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за июнь-июль 2023 года.
Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей.
Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).
Хотя мэры административных центров четырёх присоединенных субъектов не рассматриваются в таблицах «Национального рейтинга», его издатели всегда готовы предоставить возможность экспертам комментировать работу городских администраций на присоединенных территориях. Информацией о ситуации в Донецке, Луганске, Мелитополе и Геническе, других населенных пунктах, расположенных в этих субъектах РФ, располагают очень немногие эксперты. Кроме того, в фокусе внимания здесь, по преимуществу, находятся вопросы военной направленности, а не мирная созидательная деятельность муниципалитетов. Но даже имеющиеся свидетельства позволяют давать высокую оценку самоотверженным действиям местных, по сути своей, фронтовых градоначальников: Алексея Кулемзина, Манолиса Пилавова, Галины Данильченко и Елены Терских.
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.
В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Павел САЛИН
Политолог
Ситуацию последних двух месяцев для мэрского корпуса можно охарактеризовать как езду по относительно ровной дороге с немногочисленными, но болезненными ухабами. Причем иногда эти ухабы бывают неожиданными, но чаще - вполне ожидаемыми и прогнозируемыми.
К числу последних с оговорками можно отнести ситуацию в Чите. Столица Забайкальского края осталась без руководителя еще прошлой осенью, глава города покинул свою должность по распространенной в последний год среди чиновников (особенно муниципальных) причине - заявил о желании принять участие в боевых действиях на Украине, что, вероятно, дало ему временный иммунитет от внимания силовиков. Однако с тех пор и до недавнего времени найти ему замену не получалось. Как уже неоднократно говорилось, должности мэров все больше становятся «расстрельными», что не способствует росту числа желающих занять этот пост. В Чите попытки заместить вакансию увенчались успехом лишь в начале июля - главой администрации депутаты избрали Инну Щеглову, бывшего зампреда регионального правительства.
Схожая с осенней читинской ситуация уже недавно летом возникла в Петрозаводске. В середине июня глава города Владимир Любарский изъявил желание принять участие в боевых действиях, после чего относительно оперативно был освобожден от должности уже в конце месяца. Вероятно, такая оперативность объяснялась универсальной причиной - нежеланием получить официальное внимание со стороны силовиков. Его сменила в ранге врио Инна Колыхматова.
Примечательно, что оба чиновника (бывший и нынешний главы города) относятся к команде губернатора Карелии Артура Парфенчикова, так что ни о какой борьбе губернатора с местными элитными группами, которой раньше часто были обусловлены замены глав региональных столиц, речи не идет. Кстати, ситуация с бывшим и нынешним мэрами Читы аналогична - оба получили свои должности при губернаторе Забайкалья Александре Осипове. Таким образом, все более четко прослеживается тренд, согласно которому непубличными «делателями муниципальных королей» становятся не главы регионов, а силовики.
При этом судьба муниципальных чиновников, которые попали в орбиту кадровой ротации подобного толка, может развиваться по совершенно противоположным сценариям. Так, например, тот же бывший глава Читы Александр Сапожников после полугодового отсутствия в региональной политике вернулся на малую родину и пытается восстановить формальные позиции в элите. В частности, он включен в первую пятерку списка «Единой России» на выборах в заксобрание края, которые состоятся в сентябре. Пока совсем иное развитие карьеры у ушедшего в отставку бывшего мэра Ижевска Олега Бекмеметьева. После ставшей неожиданностью для большинства наблюдателей отставки с должности в конце мая ему прочили повышение - пост в республиканском правительстве. В пользу такого сценария свидетельствовал тот факт, что отставник входил в команду губернатора и к нему не возникало серьезных публичных претензий. В итоге в начале июля стало известно о задержании Бекмеметьева сотрудниками ФСБ в аэропорту Ижевска, а в конце месяца - о предъявлении ему обвинений по эпизоду 2021 года.
Другой вид «ухабов» для глав региональных центров - выборы. В данном случае речь идет не об обсуждении кандидатур чиновников такими же чиновниками муниципальных органов представительной власти, а об электоральной кампании в тех немногочисленных регионах, где сохранились прямые выборы глав столиц. К числу таковых относится Хабаровск, где в сентябре должно состояться голосование граждан по кандидатуре мэра. Понятно, что электоральные процессы сейчас подконтрольны власти в гораздо большей степени, чем даже еще 3-4 года назад, но элемент неожиданности все равно остается, особенно в таком протестном дальневосточном регионе. На пролонгацию полномочий претендует представитель «Единой России» Сергей Кравчук. И хотя большинство ключевых постов в регионе находится в руках представителей ЛДПР, губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев публично поддержал представителя партии - формального конкурента. Правда, в регионе разделение в элите проходит по линии противники/сторонники бывшего губернатора Сергея Фургала, и последние сделали ставку в качестве кандидата в мэры на соратника экс-главы региона, муниципального депутата и представителя СРЗП Михаила Сидорова. Август должен показать, оправдываются ли ожидания электоральной интриги.
В ближайшей перспективе к числу рисков для муниципальных чиновников вообще и представителей мэрского корпуса в частности можно отнести растущую активность тех же силовиков. Судя по косвенным признакам, федеральная власть в очередной раз решила имитировать «очищение рядов» от коррупционеров и устроить соответствующую кампанию. При этом выше уровня отсечки явно находятся губернаторы, что показывают в том числе и проанализированные выше кейсы. В таком случае им приходится жертвовать публичными фигурами из собственных команд, к которым в числе первых можно отнести глав региональных столиц и других крупных городов.
Дмитрий ЖУРАВЛЕВ
Научный руководитель Института региональных проблем
Особых провалов в работе мэров нет в крупных региональных столицах, а также, в частности, в Воронеже и городах юго-запада страны, по понятным причинам привлекающих сегодня особое внимание.
Негативные примеры не бросаются в глаза. Хотя они есть, и в этих городах объективно сложная ситуация. Но можно ли обвинить в этом исключительно мэра? Проблемы аварийных домов, строительства жилья и дорог он решить не может. Мэр влияет на распределение муниципального бюджета, определяет приоритетность задач и пытается привлечь деньги. А в сегодняшней ситуации это - непростая задача: деньги бегут из страны. Вот мэр и думает, что делать: починить крышу школы, закупить медицинское оборудование или бежать к губернатору, чтобы с деньгами помог. Если не брать мэров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани, у всех городских глав ситуация схожая: денег мало, а задач - много. И надо решать каждую так, чтобы она облегчала решение следующей задачи.
Пока распределение бюджета по уровням происходит подобным образом, на возможности городского управления я смотрю пессимистично. Это проблема, которую надо решать на федеральном уровне. Но если сейчас её поднимать, будут говорить, что у нас СВО, и пока не до этого. А проблема никуда не уходит и только обостряется.
Александр ВОРОТНИКОВ
Экономист. Доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС, координатор Экспертного совета Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики)
В городах Арктической зоны России реализуются или готовятся к реализации многочисленные инфраструктурные проекты. В разной стадии реализации находятся такие проекты, как Северный широтный ход, проект развития Мурманского транспортного узла, кампус «Арктическая звезда» в Архангельске, который станет наукоградом для всех регионов Арктической зоны РФ, и т. д. В этих проектах так или иначе используется концессионный механизм реализации.
10 июля подписан Федеральный Закон от 10.07.2023 №296-ФЗ, который вносит изменения в регулирование сферы государственно-частного партнёрства. Эти изменения устраняют многие выявленные на практике неопределённости, что должно способствовать росту концессионных соглашений по федеральному закону 115-ФЗ и соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве по 224-ФЗ.
Эти новшества - необходимые и важные. Концессионные соглашения становятся более удобными для выполнения муниципальными властями. Теперь «примерные» формы концессионных соглашений носят рекомендательный характер. Это существенно упрощает реализацию концессионного проекта.
Очень важные изменения связаны с финансовым обеспечением концессионных соглашений. Введено понятие «финансовое участие концедента», которое связано с плановыми денежными обязательствами публичной стороны в КС. Закон определяет и закрепляет формы финансового участия концедента в виде капитального гранта, платы и минимального гарантированного дохода.
Теперь законодательно прописан механизм особых обстоятельств при реализации инфраструктурных проектов. В период реализации проекта практически всегда происходит изменение обстоятельств, в которых изначально заключалось концессионное соглашение. И такие изменения могут оказать значительное влияние на экономику проекта и даже сделать невозможной его реализацию. Так происходило, например, с проектами Ленского моста в Якутске и Северного широтного хода.
Новое законодательство позволит успешно проводить крупные инфраструктурные проекты в городах Арктической зоны - Архангельске, Мурманске, Норильске, Анадыре, Воркуте и десятках других. Это окажет серьёзное влияние на устойчивое развитие АЗРФ, рост городских бюджетов и уверенность жителей Севера в завтрашнем дне.
По моему мнению, данные изменения в ФЗ позволят эффективно реализовать проекты ГЧП во всех городах РФ. Это особенно актуально для концессий, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством, которые составляют большую часть проектов ГЧП. Перспективы открываются перед строительством комплексов по переработке ТБО, созданием социальной инфраструктуры и т. д.
Николай СОРОКИН
Директор Института национальных кризисов
Моё мнение идет вразрез с мнением большинства, но выступаю за назначение мэров, так как тридцатилетний опыт прямых выборов показал, что у нас выбирают популистов. И, к сожалению, не за заслуги и не за то, что они смогут сделать для города, а за умение красиво обещать и задействовать больше ресурсов, чем другие кандидаты. А это не должно быть критерием для мэра.
На протяжении десятилетий мы сталкивались со случаями, когда кандидаты задействовали ресурсную или административную составляющую. Углубимся в историю и вспомним мэра Анатолия Собчака, который хорошо говорил и победил в соответствии с демократическими процедурами, но во время его мэрства в Санкт-Петербурге расцвела безумная коррупция.
Считаю правильным, чтобы мэров рекомендовал губернатор, исходя из накопленного опыта, опираясь на мнение кадровых специалистов, заместителей и информацию от МВД и органов безопасности. Чтобы кандидатом был человек, который показал себя в деле.
Отчасти у нас так происходит, а в тех городах, где есть голосование, мэр, на самом деле, тоже назначается. Бывают назначения, которые надо провести через избрание. Это - закамуфлированное назначение. Например, Сергей Собянин назначается президентом Владимиром Путиным. Он - хороший мэр, остальные кандидаты - слишком мелкие фигуры. Но, тем не менее, в сентябре ему придётся проходить через процедуру переизбрания и соблюдать законодательную норму. И в большинстве стратегически важных городов выборы - такая же процедура.
Можно сказать, что для нас это - традиция. Первых секретарей горкомов избирала партийная конференция, но кандидатура была уже согласована с вышестоящим руководством. И вопрос о его избрании был безальтернативным.
И на данном этапе назначение мэра может реально помешать появлению людей, явно связанных с криминалом и совершенно не подходящих для поста городского главы. Я считаю, что на сегодняшний день система, связанная с прямыми выборами, нам не подходит. Нам нужна система, связанная с назначением, путь даже через формальные выборы.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»
На Северном Кавказе даже губернаторская повестка - не говоря уже о мэрской - летом была очень вялой. Пожалуй, самое значимое событие - это возвращение экс-мэра Владикавказа Сергея Дзантиева, который скрывался от следствия более 7 лет. Его обвиняют в превышении полномочий и растрате. Вероятно, вернулся он под чьи-то гарантии. Два вопроса: под чьи именно, и под какие именно? Непонятно, какую позицию теперь в политической жизни Владикавказа и региона займёт Дзантиев.
В Махачкале растёт недовольство по поводу чрезмерно раздутого аппарата мэра Юсупа Умавова. Он уже назначил себе 9 заместителей, ещё одно место пока вакантно (для сравнения: у мэра Грозного - 8 замов, у мэра Владикавказа и Нальчика - по 6 замов). Вероятно, Умавов должен удовлетворить интересы всех махачкалинских кланов. Скажем, сразу два новых зама мэра - люди из окружения госсекретаря Магомед-Султана Магомедова: Сейфулах Исаков (аппарат) и Нариман Темуркаев (строительство, торговля).
Думаю, оживление в мэрскую жизнь принесёт сентябрь. Пройдут депутатские выборы в Магасе, Дербенте и Хасавюрте. Особое внимание - к Магасу, где в январе сменился мэр Зайт Орцханов. Вероятно, что после выборов спикером останется Артур Албаков (пока он - «и. о.»). А вот в Хасавюрте, очевидно, спикер сменится - Загит-Салим Дадаев заседает уже два созыва.
Также предстоят несколько кадровых решений. Так, в Ставрополе в ближайшее время должны быть назначены два заместителя мэра - по градостроительству и аппаратной работе.
Игорь АЛЕКСЕЕВ
Журналист, политтехнолог, медиаменеджер. Соучредитель проекта «Мозгократия»
20 июля Мурманск посетил глава государства. В связи с приездом Владимира Путина город был на особом положении. Хотя в Мурманске ситуация достаточно благополучная - ведутся работы по федеральным программам, городские власти взаимодействуют с управляющими компаниями и занимаются реновацией. Однако район «Больничный городок» выглядит неприглядно. Но в следующем году выбирают городскую думу и губернатора Мурманской области, поэтому региональную столицу стараются привести в порядок. За это мэру Юрию Сердечкину можно поставить крепкую четвёрку.
Дмитрий Морев стал мэром Архангельска относительно недавно. Проблемы в городе были и пока остаются. В частности, с электроэнергией, особенно на окраинах, где электросети - ветхие и заброшенные. Многие находятся в ведении предприятий. Собственники компаний менялись, и теперь сложно установить, что кому принадлежит.
Центр города преобразился - производится мелкий ремонт дорог и дворов. Привели в порядок пешеходную улицу. Обновляют исторические издания. По меркам провинции, город выглядит вполне респектабельно.
Большая проблема Архангельска - автобусное сообщение. Здесь запустили новые автобусы, но этого всё ещё недостаточно.
До 30 ноября закрылся на ремонт международный аэропорт, и собираются закрыть на ремонт железнодорожный вокзал. Может получиться так, что из Архангельска ни улететь, ни уехать не выйдет.
Но самая острая проблема города - расселение ветхого жилья. Люди живут в антисанитарных условиях, а сами дома периодически горят. И подвижек не видно. Но есть идея выдавать жильцам ветхих домов электронный сертификат, который даёт право получить равноценное жильё при сносе.
В июле в городе прошли конференции, связанные с ЖКХ. Обсуждались вопросы поставок электроэнергии и сноса ветхих домов. Были интересные предложения по решению проблемы переселения жильцов.
А жители радуются инициативе губернатора Александра Цыбульского, который предложил распространить на Арктику дальневосточную ипотеку под 2% (на новостройки, вторичное жильё индивидуальные дома). Это помогло бы предотвратить отток жителей в другие города.
Администрацию Архангельска можно похвалить за то, что город стал наряднее и уютнее. Так, благоустроена набережная Северной Двины.
Летом особенно заметны усилия властей Казани, развивающих туризм. Наплыв гостей требует организации питания, проживания. И в столице Татарстана с этим хорошо справляется. Не случайно у мэра Казани - достаточно высокий рейтинг. Видно, что в городе есть хозяин.
Похуже обстоят дела в Нижнем Новгороде, где в глаза бросается неухоженность, и не решены проблемы с городским транспортом.
А вот Самара - город, который не так высоко позиционируется - благодаря усилиям городских властей, выглядит уютнее и чище.
Первая группа рейтинга
«Раскаты» большой политики, которые потрясали Российскую Федерацию летом нынешнего года, нисколько не уменьшили внимание экспертов «Национального рейтинга» к работе властей городского уровня. Алексей Копайгородский (Сочи) - среди тех фигур, интерес к которым даже возрос в рассматриваемый период. Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика» преподнёс целый букет достижений городу-курорту и его администрации. Достаточно сказать, что Сочи вышел в финал сразу в трёх номинациях: «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами», «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» и «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («Умный город»)».
Заметным успехом, отмеченным экспертами, явилось также первое место Сочи при подведении итогов за 2022 год в краевом рейтинге деятельности муниципальных образований по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата.
Многие эксперты «Национального рейтинга» заметили и в абсолютном большинстве выразили солидарность с результатами самостоятельного исследования качества жизни населения, проводимого Финансовым университетом при Правительстве РФ. По этому чрезвычайно важному показателю Сочи занял лидирующие позиции в масштабах всей страны.
Сказал своё веское слово город-курорт в таком стратегически важном и далеко не местном по значению направлении деятельности, как импортозамещение. Не случайно Сочи стал пилотной площадкой для партийного проекта «Единой России» «Выбирай своё». Его федеральный координатор депутат Государственной Думы Сергей Морозов особо подчеркнул исключительно высокие управленческие качества, проявленные Алексеем Копайгородским при разработке и координации Генерального плана и Стратегии социально-экономического развития курорта до 2035 года. Продолжая тему импортозамещения, эксперты «Национального рейтинга» также отметили высокую актуальность и качество реализации муниципальной администрацией городского проекта «Выбирай сочинское», соотносящегося с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В результате в городе произошло объединение под единым брендом в единые пулы предприятий, проведены значимые меры по расширению их производственной деятельности. Всё это, в частности, позволяет гораздо увереннее себя чувствовать представителям малого и среднего бизнеса.
Укрепляют имидж Алексея Копайгородского, муниципальных властей, как и Сочи в целом, усилия по налаживанию жизни на территориях, недавно присоединенных к Российской Федерации. Так, в ДНР сегодня трудятся более 500 строителей из города-курорта. По-прежнему в центре внимания сочинской администрации остаются все возможные виды помощи семьям участников СВО, оказываемой через специализированный городской благотворительный фонд.
Особенности расположения Сочи таковы, что, с одной стороны, сама природа делает его крайне привлекательным для туристов и отдыхающих; с другой - расположение на кромке побережья между морем и горами периодически «подставляет» город-курорт под экстремальные удары стихии. Так, например, июнь отметился не только положительными и приятными для сочинцев и городских властей сводками, но и затоплением, после затяжных ливней, многих объектов и домовладений в районе Мацесты. В июле стихия нанесла аналогичный удар уже в Адлерском районе и по ФТ «Сириус». Действия мэрии по ликвидации последствий этих ЧС были, по свидетельствам экспертов и наблюдателей, оптимальными. Особенно подчеркивается оперативность предпринятых мер. Положительно были оценены и действия оперативного штаба, возглавляемого самим Алексеем Копайгородским, и работа нескольких мониторинговых групп, мобильных приёмных, «горячей линии», коммунальных служб и волонтёров.
Не удивительно поэтому, что, несмотря на удары стихии, туристический сезон, имеющий во всех смыслах особое значение для города-курорта, проходит удачно. По сравнению с прошлым годом отмечается прирост численности гостей Сочи, и у мэрии есть все основания планировать на осень установление нового рекорда по этому важному показателю.
Город продолжает оставаться местом проведения представительных, в том числе и международных, мероприятий, что не только накладывает на мэра особую ответственность, но и даёт возможность на самом высоком уровне продемонстрировать качество своей работы.
Вывод большинства экспертов «Национального рейтинга» по итогам рассматриваемого периода подтвердил статус Алексея Копайгородского как одного из самых заметных и успешных мэров России.
Илья Беспалов (Тула), по экспертным оценкам, весьма основательно обустроился в ТОП-15 «Национального рейтинга». Причиной тому, с одной стороны - работа «замом по Туле» в команде тяжеловеса - губернатора Алексея Дюмина, за которым - как за каменной административной стеной, а с другой - богатые навыки 12-летнего выживания в зачастую токсичной городской управленческой среде, а также приобретённый за эти годы хозяйственный опыт.
Отмечают наблюдатели и немалый опыт сити-менеджера в организации информационного сопровождения своих трудов. Будь то освещение в СМИ личного участия Ильи Беспалова в мониторинге состояния улично-дорожной сети, отремонтированной в областном центре по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» и находящейся на гарантийном обслуживании. Или осмотр градоначальником новой станции обезжелезивания воды. Или инспекция открывшегося после ремонта муниципального детского лагеря им. Саши Чекалина, где возвели три новых модульных корпуса. Правда, этот успех муниципалитет по справедливости должен разделить с регионом и федеральным центром: Тульская область вошла в пилотный проект Министерства просвещения РФ по модернизации загородных детских лагерей.
Более масштабный проект, реализацию которого проинспектировал сити-менеджер в конце июля, - эстакадный мост через разделяющую Тулу реку Упу, который соединит три городских округа, а главное, снизит запредельную транспортную нагрузку на существующие мосты. Это - городская стройка № 1. Мост возводится за счёт инфраструктурного бюджетного кредита (2,7 млрд руб.) и средств регионального дорожного фонда (более 900 млн руб.). Глава администрации Тулы сообщил, что подрядной организации АО «Гипростроймост» даётся 19,5 месяца на возведение объекта. Заключён контракт с ФУ «Росстройконтроль», чтобы качественно проверять все этапы строительства (оно завершено уже на треть, окончание работ - в 3 квартале 2024 года).
К слову, наблюдатели вспомнили, что мэрия в середине мая распорядилась изменить условия контракта на строительство означенного моста, что было связано с превышением сметной стоимости строительства по результатам проверки на предмет достоверности цены контракта. (Изначально стоимость строительства составляла 2 млрд 712 млн рублей). Кстати, по данным наблюдателей, правоохранители в настоящее время проявляют интерес к руководству городского Управления капитального строительства, с чем этот интерес связан - пока официально не комментировалось. Как бы то ни было, эксперты прогнозируют, что сдача в эксплуатацию этого давно ожидаемого туляками сооружения позволит градоначальнику существенно нарастить аппаратный и имиджевый вес.
Илья Беспалов занял свой пост в январе этого года. Приветствуя нового сити-менеджера региональной столицы, глава области Алексей Дюмин особо подчеркнул, что «регион системно выделяет Туле средства на поддержку по направлениям, которые обозначает город». Ну, а поскольку, в чём уверены многие эксперты, Центр в свою очередь «системно выделяет» региону, возглавляемому одним из самых устойчивых губернаторов, который пользуется особым благорасположением Кремля, - перспективы и позиции мэра выглядят если и не безоблачными, то весьма многообещающими.
Эксперты большинством голосов оставляют Илью Беспалова на той же строчке таблицы «Национального рейтинга», которую он занимал в прошлом исследовании.
В рассматриваемый период улучшил своё положение в «Национальном рейтинге» Иван Ульянченко (Ставрополь). Эксперты выделили несколько основных сюжетов, связанных с его работой.
Не только не теряет значения в городской повестке, но, напротив, становится всё более значимой и заметной информация, связанная с СВО. Эксперты отмечают энергию, которую проявил лично Иван Ульянченко в деле социальной поддержки семей мобилизованных. Из Ставрополя регулярно отправляется гуманитарная помощь в новые регионы Российской Федерации, оказывается поддержка местным жителям, выполняющим там свой воинский долг. Участие городских властей, их усилия по координации этой работы муниципальных, общественных организаций, частных лиц широко и квалифицированно освещаются в местных СМИ. Эксперты особо отметили живые и эмоциональные рассказы о ситуации в упомянутых регионах и на фронте, которыми делился Иван Ульянченко в своём Телеграм-канале. Достоверность им придаёт то обстоятельство, что мэр лично доставлял гуманитарную помощь и участвовал в её передаче бойцам.
Укрепила позитивный имидж мэра актуальная экономическая информация об уменьшении в Ставрополе уровня безработицы и увеличении числа предпринимателей.
Большое внимание, уделяемое в Ставрополе трудовому воспитанию школьников, в рассматриваемый период, после принятия Государственной Думой ФС РФ соответствующего закона, приобрело ещё более серьёзное федеральное значение. Наблюдатели сообщили о трудоустройстве около 1000 школьников, которые будут в период каникул получать навыки взрослой, самостоятельной жизни. В основном фронт работ для подростков обеспечивают образовательные учреждения и предприятия города. Дополнительный заработок в несколько тысяч рублей для многих семей также не является лишним. Средства муниципального бюджета привлекаются для софинансирования данного социально полезного и перспективного проекта.
Позитивный интерес привлекло сообщение о том, что в Ставрополе сформировали туристический центр города, включивший его историческую часть. Это, в случае успешного участия во всероссийском конкурсе, откроет перед Ставрополем перспективы дополнительного федерального финансирования обустройства специального туристического квартала, сопряжённого с обширной пешеходной зоной. В планах мэрии - всемерное развитие городских ярмарок, подъём на качественно новый уровень систем безопасности и освещения Ставрополя.
В рассматриваемый период затяжные ливни наделали много бед почти во всех регионах, относящихся или прилегающих к Северному Кавказу. Исключением здесь не стал и Ставрополь, где за два часа выпала месячная норма осадков. Городские ливнёвки явно не справились с экстремальными нагрузками. К счастью, по сообщениям наблюдателей, их прочистили как раз накануне удара стихии, иначе последствия оказались бы гораздо более серьёзными. При этом структуры мэрии отработали в режиме ЧС неплохо. Если говорить об оперативной реакции самого мэра, его активном контакте с жителями, их информировании, в т. ч. через СМИ, то большинство экспертов эти аспекты деятельности Ивана Ульянченко и мэрии оценили положительно. Однако пережитое подтопление и его последствия, естественно, вызвали недовольство жителей. Наглядно была продемонстрирована настоятельная необходимость качественного улучшения работы дренажной системы Ставрополя. Многие эксперты при этом отметили, что данный вопрос следует решать совместно мэрии и руководству региона, благо, отношения между ними вполне конструктивные и рабочие.
Далее
здесь