Килевидная арка. Слева - Россия, справа - Индия
Русские храмы во многом похожи на индийские. Но это же парадокс? Нас разделяют тысячи километров и несколько тысяч лет истории. Русские храмы начали строить с 10 века, а индийская архитектура существует как минимум четыре тысячелетия. И при этом русские храмы практически не имеют ничего общего с византийскими (подробнее об этом тут), хотя Православие, а с ней и культура по официальной версии пришли к нам именно из Византии. Всё это звучит абсурдно, и подробнее об этом мы поговорили в
предыдущей статье. А теперь экспертное мнение профессионального архитектора об этом странном сходстве.
Наш собеседник - архитектор и эксперт по православному зодчеству Сергей Осышный, создатель нескольких современных православных храмов. Поэтому нам было интересно поговорить именно с ним о возможном сходстве русской и индийской архитектуры. Интервью взято в рамках съемок фильма «О чем молчат храмы» (телеканал «Культура»)
«Да, действительно, русская и индийская архитектура имеют значительное количество сходных черт. Яркая сходная черта - это килевидная арка. То есть в отличие от обычной полукруглой арки, это форма, которая имеет в верхней части арки килевидное завершение. На основе этой формы строится множество других производных форм. В частности, кокошники на окнах, на дверях, характерные и для Руси, и для Индии.
Далее. Есть такая форма, распространённая на Руси, как бочка. Она образуется экструдированием кокошника вдоль линии перпендикулярной плоскости этого кокошника. Действительно, напоминает распространённую в крестьянском быту бочку. Мы видим эту форму не только в русской архитектуре, но и в индийской. Причём эта форма может не только завершать окна, двери. Она может завершать целые объёмы. Например, притворы русских храмов. В частности, притвор Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Собор XIII века. Похожие формы есть в индийской архитектуре.
Варианты использования бочек
Дальнейшее развитие бочки - это крещатая бочка. То есть бочка, которая пересечена аналогичной формой под прямым углом. Эти элементы также присутствуют как в русской, так и в индийской архитектуре.
Ни в одной европейской стране нет таких архитектурных элементов
Ещё одна характерная форма - горка кокошников. Те кокошники, которые, как мы видели, завершали окна и двери, теперь образуют целую объёмную пространственную систему, которая завершает храм в целом. И опять же видим это и в русской архитектуре, и в индийской.
Мнение редакции: кокошники в Индии все-таки претерпели изменения. Хотя сходство определенно есть
Дальнейшее развитие этой формы - это куб, или кубоватое покрытие. Мы видим в любой проекции этого покрытия ту же самую бочку. И эти покрытия снова встречаются как в русской, так и в индийской архитектуре.
Слева - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, справа - храм в Чхатарпуре, Индия
Следующая очень значительная форма- это шатёр. Бытует мнение, что шатры встречаются только в русской архитектуре. Что это характерная черта для нашего зодчества. Действительно, шатров нет в Европе или Византии, но они есть в Индии, причём в разных формах их употребления. Это как единичный шатёр, завершающий сакральное сооружение, так и три шатра. Чаще всего это три шатра, разнесенные в разные плоскости (средний в центре побольше, а два крайних поменьше).
Интересно, что иногда даже профессиональные архитекторы говорят, что шатры - это исключительно русская деталь. Справа - опровержение
Дальше. Крайне распространённое для русской архитектуры многоглавие также встречается в индийской архитектуре. Более того, нередко повторяются композиции глав на храме. Есть и пятиглавые храмы в русской и в индийской архитектуре. Есть девятиглавые.
Иногда не сразу понимаешь, где русский, где индийский храм...
Пирамида главок.Некоторое количество главок - две, три, пять - могут быть расположены друг над другом, и при этом уменьшаться: чем выше, темь меньше. Эти многоярусные сооружения мы наблюдаем и на Руси, и в Индии.
Представьте, если на храме справа в фотошопе поставить кресты - большинство людей скажут, что это православный храм
Ни одна из перечисленных форм не характерна для Византии. Но зато они характерны для Руси и для Индии, что говорит о внутреннем родстве двух архитектур. Русская и индийская сакральная архитектура имеют огромное сходство. Причём не только сакральная, но и светская тоже.
Вот пример из светской архитектуры:передние ворота в Коломенском завершены крещатой бочкой. Аналогичные крещатые бочки имеет дворец в Санчи, в Индии.
Но нужнопояснить понятие архитектурная форма. Простыми словами это понятие можно объяснить, как внешний вид здания. Можно заметить на примере русских храмов XV- XVIIвеков, как эволюционировали формы. Храмы XVвека - крестово-купольные в основном. В XVIвеке появляются шатровые храмы и бесстолпные. В XVIIвеке есть храмы и шатровые, и многоглавые, и ярусные, и пятиглавые, многообразие. Но все эти композиционные типы объединяют общие архитектурные элементы, упоминавшиеся ранее: бочки, кокошники, шатры, характерные для Руси формы куполов - луковичные. Всё это присутствует. Можно сделать вывод, что среди традиционных форм есть более устойчивые и менее устойчивые. Менее устойчивые - это композиционные типы. Они от века к веку меняются, в зависимости от целого ряда обстоятельств: исторических, бытовых, практических. А вот архитектурные элементы - как более мелкая единица - остаются неизменными.
Можно привести в качестве аналогии развитие языка. Буквы не меняются, в арсенале у каждого из нас всего 33 буквы. А слова из этих букв набираются бесконечно разнообразные.
То же самое происходит и в архитектуре. С течением времени формы практически не меняются. Опять же композиционные типы более подвижны во времени, а архитектурные элементы - менее. Учитывая, что формы традиционной архитектуры стабильны, можно быть уверенным, что все эти формы существовали на Руси и до Крещения».
Благодарим Сергея за экспертную оценку. Первая часть его интервью -
здесь.
Выводы - делайте сами. Но очевидно, что нашей культуре сильно больше лет, чем нам пытается это навязать официальная история. Итак, мы убедились, что нам не мерещится - русская и индийская архитектура действительно похожи. О причинах этого, мы еще поговорим.
источник