Архип Куинджи. Жизнь и творчество

Jul 13, 2023 10:00



Крамской "Портрет Куинджи" 1871

Архип Иванович Куинджи был русским художником-пейзажистом, чье искусство покорило публику своим уникальным видением природы, атмосферными эффектами и гениальной колористикой. Он был известен своей способностью передавать величественную красоту и вдохновляющую силу природы, создавая пейзажи, которые вызывают чувство глубины и загадочности. Произведения Куинджи не только изображали внешние пейзажи, но и заглядывали во внутренний мир человеческой души, отражая его философские и духовные убеждения.

Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером. Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. Пожалуй, за всю свою жизнь он проиграл лишь одно сражение - с мироустройством. Идеалист Куинджи верил, что мир можно сделать лучше. И не жалел ради этой утопической задачи ни денег, ни времени, ни здоровья.


История становления Куинджи, как художника.



Улица в Карасевке, где прежде был дом отца А. И. Куинджи

Архип Куинджи родился 15 (27) января 1842 года в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. В метрике он значился под фамилией Еменджи - «трудовой человек». Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. С помощью родственников Архип выучился у учителя-грека греческой грамматике, затем некоторое время посещал городское училище. Уже тогда он начал увлекаться живописью и рисовал на любом подходящем материале - на стенах, заборах и обрывках бумаги.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства работал - пас гусей, вёл учёт кирпич на постройке церкви, затем служил у хлеботорговца Аморетти. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец А. Л. Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.



Дом Айвазовского в Феодосии

Летом 1855 года Куинджи прибыл в Феодосию, откуда отправился в усадьбу Айвазовского неподалёку от деревни Шейх-Мамай, чтобы поступить в ученики к художнику. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником. В ожидании Айвазовского юный Архип попросился также помогать в усадьбе. В числе прочего ему было поручено толочь краски и красить забор. Вернувшийся Айвазовский сказал, что не имеет возможности обучать его лично, и посоветовал ехать учиться в Одессу или в Петербург, в Академию художеств.



Адольф Фесслер 1826-1885

После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича. Всё это время Куинджи продолжал рисовать. Он вспоминал: «Когда я служил ретушёром в фотографии, то работал от десяти до шести. А вот всё утро - от четырёх до десяти было в моём распоряжении».



Императорская Академия Художеств в Петербурге

1865 году Куинджи уехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств однако первые две попытки оказались неудачными. Академия не сразу распахнула Архипу Куинджи объятия. Его несколько раз отвергали, однажды - единственного из 30 экзаменовавшихся. Наконец в 1868 году он создал не дошедшую до наших дней картину «Татарская сакля в Крыму», написанную под очевидным влиянием Айвазовского, которую выставил на академической выставке. В результате 15 сентября Совет Академии художеств удостоил Куинджи звания свободного художника. Однако только после подачи прошения в Академический совет ему было разрешено сдавать экзамены по главным и специальным предметам для получения диплома. В 1870 году Куинджи получил звание неклассного художника и с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.



«Осенняя распутица» 1870 или 1872

Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ, как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, поэтому они были написаны в тёмных мрачных цветах. Правда, последняя картина выделялась среди них и прочих передвижнических пейзажей более разнообразной красочной гаммой и усложнёнными колористическими решениями. Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.



Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере (сюда же после свадьбы в 1874 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи), вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении». Этот период его творчества называют “Северным”. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов - тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Полотно экспонировалось на академической выставке, затем - в Вене и, в конце концов, стало первой картиной Куинджи, которую купил для своей коллекции П. М. Третьяков.



Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающего сквозь прозрачную воду. Но с этой работой был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники - одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

Кроме успеха этих работ, 1873 год ознаменовался выставкой в Обществе поощрения художеств картины «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне художник получил бронзовую медаль.



Общество Передвижников в 1886 году (без Куинджи)

В 1878 году Куинджи сделал решительный шаг, выйдя из Товарищества передвижников. Он ушел конфликтно - после дискуссии о его работах, которая разгорелась с другим живописцем, Михаилом Клодтом. Оба повздорили в прессе и вышли из состава товарищества.

Также поверив в свои силы, он перестал посещать занятия в Академии, дойдя до натурного класса, когда о нём и его работах заговорили.

Лунная ночь на Днепре

Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре-ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре». Этим произведением Куинджи хотел передать поэзию этой летней южной ночи, когда вся природа окружена лунным светом. Художник очень тщательно подошёл к организации выставки: задрапировал в зале окна и осветил картину лучом электрического света. Произведение имело небывалый успех и вызвало настоящий ажиотаж среди публики: оно поражало новыми, эффектными цветосочетаниями, для достижения которых художник проводил эксперименты с красочными пигментами и интенсивно применял битум.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картину просто светящейся. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны.

Вот как это описывали современники: «Вы входите в темную обширную комнату, слабый свет едва проникает при входе. По мере того, как глаз привыкает к темноте, представляется возможность различить и черную раму картины, более светлую, чем мрак за ней, и полосу света, идущую перед картиной с левой стороны. Перед вами картина, освещенная спереди отраженным ламповым светом, источник которого за перегородкой. Лучи света до известной степени скользят по картине, и картина отсвечивает в блестящих местах». Такая иммерсивная история была придумана художником Куинджи. Все обсуждали этот свет.

Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны и под воздействием света и воздуха разлагаются и темнеют. Эта особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Её мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал её Великому князю Константину Константиновичу, который взял произведение с собой в кругосветное путешествие. Многие отговаривали Великого князя от такого решения, но он остался непреклонен, и в результате под действием морского воздуха состав красок изменился, что привело к потемнению пейзажа. Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».

После пика своей славы.



Куинджи играет с Менделеевым в шахматы, рядом жена Менделеева, 1882 год

После выставки “Лунной ночи на Днепре” Архип Куинджи на год погружается в производство олеографий. Потому что это был вариант работ, которые доступны для покупки. Тем более, что качество олеографий Куинджи было настолько хорошим, что им можно было ставить наравне с масляной живописью.

Куинджи вдохновляется идеей массового тиражирования, которое в то время было совсем не популярно. И он снова предстаёт новатором.



В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины - «Берёзовая роща» , имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром». Перед нами простираются дали и мы видим утреннюю дымку, поднимавшуюся от Днепра. На переднем плане же любимое растение художника - чертополох. Куинджи нравилось писать один мотив при разном освещении. Однако это произведение было принято публикой на удивление скептически и даже с некоторой прохладцей. В июне того же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин - «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. До сих пор до конца не известны причины, по которым художник, будучи на пике славы, решился на подобное затворничество.



"Зима. Оттепель" 1890-е годы

Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления - Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). По возвращении в Санкт-Петербург необычайно впечатлённый поездкой живописец создал ряд прекрасных горных пейзажей, в которых романтизм окончательно слился с философским пейзажем. Главной особенностью картин было представление о Кавказе как о символе некоей идеальной и недостижимой страны. Некоторые исследователи полагают, что эти полотна и образ Кавказа вдохновили Н. К. Рериха на создание гималайских пейзажей.



"Снежные вершины гор. Кавказ" 1891

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.

Для Куинджи вернуться в Академию в звании профессора - возможность сломать все те образовательные стереотипы и штампы, против которых он бунтовал еще в передвижнический период. Педагогические методы Куинджи были не новаторскими, а, скорее, революционными. Он ревностно опекал своих студентов. Куинджи-профессор был всегда готов прийти на помощь не только как наставник, но и как друг или даже отец. Его ученик Николай Рерих вспоминал: «Как и в старинной мастерской, где учили действительно жизненному искусству, ученики в мастерской Куинджи знали только своего учителя, знали, что ради искусства он отстоит их на всех путях, знали, что учитель - их ближайший друг, и сами хотели быть его друзьями. Канцелярская сторона не существовала для мастерской. Что было нужно, то и делалось...». Студенты боготворили Куинджи, академические результаты его мастерской были завидными.

Последние годы.



За время своего затворничества манера художника очень изменяется, эволюционирует. Становится спокойнее и свободнее. Куинджи увлекается написанием облаков на своих картинах (“Облако над степью”, “Облака”). Также интересует его тема закатов (“Закат в степи на берегу моря”, “Закат с деревьями”, “Закат”). Они становятся красочнее и экспрессивнее в сравнении с его ранним творчеством. Его работы начинают приобретать стилистику 20 века.



"Христос в Гефсиманском саду" 1901

В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины - «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.

Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала - сказалось больное сердце. Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24) июля 1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище.



Архип Иванович Куинджи на смертном одре. Фото в журнале «Огонёк», № 30, 1910

Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, основанному по его инициативе вместе с К. Я. Крыжицким в ноябре 1908 года для поддержки художников. Жене назначалась ежегодная пенсия в размере 2500 рублей. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени.

источник

художник, Куинджи, биография, картины

Previous post Next post
Up