Прощай, шара!

Nov 06, 2014 01:05

Исполнительный директор компании «Антиплагиат» Юрий Чехович, разработчик программы, которая помогает вузам отслеживать подлинность студенческих и научных работ, рассказывает, зачем появился «Антиплагиат», как он работает, и что будет делать в Крыму.




- Можно просто Юрий, - предупреждает он нас перед началом интервью, делая глоток кофе. -Юрий Викторович я только для своих студентов.

Юрий Чехович - исполнительный директор компании «Антиплагиат», выпускник факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института. В 2002 году окончил аспирантуру факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, а в 2004 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук. С 2000 года возглавляет компанию «Форексис», разработчики которой в 2005-м создали уникальный продукт, который борется с плагиатом в вузах. Преподает в МФТИ и МГУ, ведет научную работу в Вычислительном центре РАН.

- Юрий, а ваши студенты списывают?

- Нет, они знают, с кем имеют дело.  Иногда бывает так, что их работы на 80% состоят из заимствований, но это когда они реферативного плана. Вот наверняка вы сейчас спросите, какой процент заимствования - это хорошо, а какой - плохо? Сразу скажу, что все зависит от работы: в диссертации бывает, что и 1% - это уже плохо, а в реферате можно и все 80%, и будет «пятерка». Естественно, что по мере изменения уровня: реферат, курсовая, диплом, диссертация - растут и требования. В диссертации тоже может быть достаточно большой процент текста, который встречается где-то еще, но здесь встает вопрос корректности этих заимствований: расстановки ссылок, источников этих заимствований и того, в какой части диссертации они встречаются. Одно дело, если в обзоре литературы, и совсем другое, если в разделе, где автор пишет о полученных результатах и сделанных выводах. Бывает, что в докторской встречаются фрагменты из своей же кандидатской - это нормально. Это означает, что человек трудится - сначала над одной своей работой, затем над другой. Например, могут быть фактические пересечения с работами своих учеников - и это тоже нормально. Вообще же, если честно, определить реальное авторство очень сложно.

- А в чем проблема?

- Раньше, в конце 90-х и начале 2000-х, сайты рефератов были самими посещаемыми ресурсами Рунета. Скопированные из сети работы массово и многократно сдавались в вузы. Обнаруживать такие работы, естественно, было очень просто. Сейчас ситуация существенно изменилась - выросла популярность заказных работ: множество сайтов под видом образовательных услуг пишут под заказ курсовые, дипломы, диссертации. Кажется, что такие «заказные» работы никто не сможет обнаружить, но давайте разберемся в экономике процесса. Стоимость услуги - порядка 100 рублей за страницу. Если предполагать, что человек пишет оригинальный текст, то сколько такового он в состоянии написать в день?

- Наверное, не больше пяти-семи листов…

- Вот! То есть, человек заработает в день где-то 500-700 рублей: если вычесть расходы на поиск заказов, интернет и электричество, то получается такая сумма, на которую очень трудно жить. Отсюда вывод: пишут не с нуля - такие работы носит компилятивный характер. Низкого качества. А значит, у «Антиплагиата» есть возможность ловить и такие компиляции. Возможно, конечно, находятся и «научные рабы», которые сидят и по-честному пишут диссертации. Но такая работа будет стоить очень дорого и того, что это плагиат, не вычислит ни одна система. Я знаком с людьми, которые еще в советские годы писали другим диссертации за те или иные блага.

- Не поэтому ли вы решили выдумать «Антиплагиат»?

- Нет.

- Как вообще появилась идея создать такой продукт?

- К нам обратился Артемий Никитов, в то время - ректор крупного вуза: дескать, есть проблема. Мы, конечно, представляли, мол, что народ что-то скачивает из интернета, но понятия не имели о масштабах. А здесь проверили только «пятерочные» дипломные работы выпуска и оказалось, что 2/3 работ - взяты из сети в неизменном виде. Только и того, что титульный лист свой. Ну и поскольку мы тоже преподаватели, да и «за державу обидно», сделали такой сервис. В 2005 году организовали компанию. Сегодня мы стремительно приближаемся к цифре 350 - столько вузов используют «Антиплагиат».

Очевидно, что в наших вузах масса проблем - снижается качество образования, стареет преподавательский состав, процветает коррупция. Когда и зачеты, и экзамены - за деньги, тогда «Антиплагиат» не поможет. Наверное, в какой-то степени коррупцию оправдывает то, что она являлась для преподавателей способом выживания, но сейчас это профанация - ситуацию надо исправлять, иначе наше образование просто умрет.

- То есть, миссия «Антиплагиата» - повлиять на систему образования, улучшить?

- Уже сейчас он сильно влияет на систему образования. Даже несмотря на то, что число вузов, которые пользуются программой, кажется относительно небольшим, в это число входят большинство крупных вузов России. Больше половины студентов уже сейчас учатся там, где пользуются нашей системой.

Кроме того, для того чтобы разобраться в том, что такое «Антиплагиат», его надо попробовать. Есть те, кто, не понимая, что это просто инструмент, думают, что вот запихнул работу в систему - и зажглась красная или зеленая лампочка - работая плохая или хорошая. Как следствие - разговоры о том, что это не нужно, что настоящую науку это не заменит. Нужно понимать, что «Антиплагиат» - это всего лишь инструмент в работе преподавателя или эксперта. Инструмент, использование которого помогает улучшить качество образования, повышает его уровень.

- И как же работает этот инструмент?

- В первую очередь, «Антиплагиат» не только показывает процент чужого текста в работе, а дает полную раскладку по источникам - вот этот кусок оттуда, а этот отсюда, а дальше - сводка: что откуда и сколько всего своего и чужого. А дальше уже преподаватель и вуз решают, принимать ли работу студента и как ее оценивать. «Антиплагиат» не выносит приговоров. Более того, я считаю, что, в любом случае, и студенту, и соискателю нужно дать возможность обосновать, почему в работе обнаружены те или иные заимствования. Должна быть возможность подать апелляцию на то решение, которое принял преподаватель на основе анализа отчета из системы. С технической точки зрения, «Антиплагиат» - это специализированный поисковик. Качество работы любого поисковика во многом определяется его областью поиска. Наша область поиска формируется из нескольких источников. Во-первых, интернет: специальная программа-робот «бегает» по сайтам, просматривает все, что интересно, а потом индексирует. И когда от пользователя поступает запрос, система «роется» в собственном индексе. Он у нас постоянно пополняется, где-то на 10 гигабайт новых текстов в неделю. По последним сведениям, у нас проиндексировано около 70 млн. только интернет-документов. Кстати, с января 2014 года все диссертации перед защитой должны публиковаться на сайтах организаций. Все это тоже индексируется. Во-вторых, есть база диссертаций Российской государственной библиотеки - около 800 тыс. полных текстов диссертаций и авторефератов. Если грубо, то это почти все диссертации, защищенные в России с 2000-го года. В последнее время в среднем защищается 25-30 тыс. диссертаций в год…

- Много…

- Это отдельный вопрос. Обратите внимание, что в СССР (при хорошем финансировании) ежегодно защищалось в два-три раза меньше диссертаций. А сейчас в России (при плохом-то финансировании) защищается диссертаций гораздо больше. Вероятно, многие из них написаны под заказ.

Но вернемся к нашей базе. Также в ней проиндексированы научные статьи библиотеки eLibrary - это крупнейшая в России коллекция научной периодики в оцифрованном виде: там чуть больше 8 млн. полных текстов. Кроме того, юридическая база.

Также каждый вуз может вести собственную базу. Ну, например, студенты защитились в июне, перед защитой работы вуз проверил в системе, а уже в июле их переносят в индекс и в следующем году ищут, в том числе, и по этим работам. Вуз может оцифровать и поместить в базу свою библиотеку. И это станет его личной коллекцией, куда никто не будет иметь доступ.

Индекс, по которому мы ищем, не полон и полным быть, в принципе, не может. Соответственно, нельзя доказать, что работа не содержит заимствований. Или что ее, например, писал «научный раб». Можно лишь сказать, что в работе заимствования не обнаружены. Те вузы, которые пользуются «Антиплагиатом», отмечают, что год от года количество работ, отклоненных по этой причине, снижается. Студенты привыкают работать самостоятельно.

- Кстати, а крымские вузы входят в число пользователей «Антиплагиата»?

- Пока нет. Ведь Крым до недавнего времени был Украиной. Казахстан есть, Киргизия есть, а вот из Украины - никого. Но есть определенные планы, что крымские вузы теперь будут с «Антиплагиатом»: в Севастополе я разговаривал с руководством Национального технического университета, который сейчас будет государственным. ТНУ им. В.И. Вернадского, который станет частью Крымского Федерального университета, тоже намерен использовать «Антиплагиат». Так что наше интервью проходит в Крыму неспроста. Мы уже на крымской земле. (Улыбается). Сейчас мы, в принципе, можем подключить к системе вузы из любой страны СНГ. Проблем нет. Примерно два года назад я спрогнозировал, что к концу 2015 года в каждом более-менее живом российском вузе будет стоять система контроля заимствований. Пока этот прогноз сбывается.

Важно осознать, что этой проблемой надо заниматься - мир меняется: возникла новая информационная среда. В 80-е «скачать реферат» - всего лишь два несвязанных слова, качать можно было нефть или воду, а понятия «скачать реферат» не было. Потом появился интернет, развились новые технологии и это, естественно, породило «отрыжки» информационного века, которые у кого-то переросли в «изжогу», с которой нужно бороться.

Знаете, для чего, по-моему, нужно высшее образование? Для трех вещей: для документа, поскольку без него трудно устроиться на работу; для систематизации знаний - умения их получать и обрабатывать; для связей - высшее образование - это люди, с которыми знакомишься во время обучения, это возможность наработки связей в профессиональной среде.

- Тогда значит, не нужны оригинальные дипломы и диссертации…

- Нужны. Как всегда важны приоритеты. Если мы хотим, чтобы наше высшее образование «раздавало» дипломы, то про оригинальность можно забыть. Но ведь мы хотим, чтобы человек в вузе учился работать, научился думать.

Вообще что такое диплом или диссертация? Это квалификационная работа - это результат, который демонстрирует квалификацию специалиста. И данный процесс нужно пройти от начала до конца. Для кандидатской: сдать экзамены в аспирантуру, кандминимум, самостоятельно провести исследование, оформить результаты в статьях, опубликовать эти статьи. Человек, который не проделал все это самостоятельно, не получил соответствующую квалификацию.

- Юрий, на Западе программы, которые борются с заимствованиями, существуют с конца XX века. Почему же у нас «Антиплагиат» и подобные ему продукты появились намного позже?

- Сложно сказать. Думаю, у нас немного другое отношение к авторскому праву. Китай, например, этим вопросом еще вообще не занимался. Хотя, полагаю, там привычка копирования развита еще больше, чем у нас - это нация нацелена на копирование. (Смеется). Вспомним СССР 30-х годов, когда покупали, копировали, заимствовали всевозможные технологии, потому что надо было как-то развиваться. Вспомните, еще 10-15 лет назад ворованный Windows был практически на каждом компьютере в России. Сейчас по-другому - дешевле и безопаснее купить лицензионный софт.

- Были случаи, когда «Антиплагиат» ошибался? И возможно ли такое, в принципе?

- Если текст в проверяемом документе и в источнике совпал, то в этом легко убедиться даже визуально. Другой вопрос, что есть масса нюансов, например, в текстах юридической тематики нельзя обойтись без цитирования законов, поэтому мы сделали механизм так называемой «белой коллекции» - области поиска, заимствования из которой являются легитимными. Кроме того, автор, конечно, имеет право использовать цитаты. «Антиплагиат» умеет работать с такими ситуациями и выделяет их особым образом, чтобы преподаватель смог быстро разобраться.

Были случаи, когда вузы методически неправильно использовали систему. Допустим, начинали отчислять студентов, не прописывая в своих положениях, что можно отчислить за списывание. А это недопустимо - «правила игры» должны быть объявлены. В вопросе методики использования систем обнаружения заимствований первопроходцем стала Высшая школа экономики (наш самый давний и любимый клиент) - они первые, еще в 2005 году разработали «Положение о плагиате». По этому документу за второй случай подлога чужой работы за свою или за повторное списывание - отчисление.

Бывает, что случаются попытки обмана. Попытки сделать так, чтобы система не увидела заимствований. Часто спрашивают, «а что будет, если буквы «о» или «с» поменять на латинские?». Ничего. Мы все предусмотрели. Когда так или иначе под действие системы попадает несколько миллионов человек, среди них найдутся те, которые попытаются обмануть. Поэтому мы регулярно видим и устраняем новые способы обмана и обхода.

- А что еще делает вашу систему уникальной?

- Думаю, что во многом это и скорость работы. В прошедшую сессию мы проверяли 130 тысяч работ в сутки. За год мы проверяем более 15 миллионов работ. Это много. Так, крупнейшая компания в этой области - мировой конкурент TurnItIn декларирует, что в сутки она проверяет около 400 тысяч работ, в то время как русский и английский языки в мире соотносятся в пропорции 1:10, а в области образования, полагаю, еще меньше. Мы работаем на достаточно скромном оборудовании, но при этом очень быстры. Уже через несколько секунд человек получает проверенную работу. К тому же, мы понимаем разницу в законодательной базе российской и зарубежной. Зарубежные решения плохо ложатся на наши реалии. В западных системах, если работа проверена, то она через какое-то время попадет в общий индекс и проверять станут по ней - у нас же это запрещено законом. Поэтому мы даем возможность распоряжаться проверенной работой только правообладателю. Если пользователь проверяет работу у нас, то мы с его документом ничего не делаем. Никуда не индексируем.

- Юрий, а вот как вы думаете, может, воровать что-то или выдать чужое за свое - это особенности менталитета?

- Я противник суждений, что в бывшем СССР живут какие-то не такие люди. Эти утверждения - из разряда того, что все русские плохо водят автомобили. В России нарушают правила дорожного движения по одной простой причине - нет неотвратимости наказания. Человек устроен так, что он ищет, где проще - и это не менталитет. Люди везде одинаковы: если раз попробовал, и прокатило, человек попробует еще и еще раз. Почему в Европе и США все ездят хорошо? Полицейского никто не видит, пока не нарушаешь, но стоит один раз нарушить - он откуда-то внезапно возникает, пристраивается сзади, просит остановиться и выписывает штраф без разговоров. Это - неотвратимость наказания. Так и с плагиатом: человек должен понимать, что если он где-то в своей работе использует что-то чужое, то рано или поздно это будет обнаружено. Нужно менять сложившуюся систему отношений, тогда и люди очень быстро изменят свое поведение. Но чтобы ее поменять, нужна и политическая воля. Дмитрий Медведев уже больше двух лет назад в видеообращении заявил, что все квалификационные работы - диссертации и дипломы должны публиковаться и проверяться на заимствования. Было дано поручение. Диссертации уже публикуются, дипломные работы - пока нет. Проект приказа опубликован весной 2013-го, но пока не принят. Думаю, это вопрос времени. Если власти об этом говорят, значит, проблема осознана на очень высоком уровне. В 2005 году, когда проект «Антиплагиат» только начинался, еще никто на эту тему не выступал и ничего не говорил. А сегодня вопрос сместился в плоскость техническую и нормативную. В необходимости уже никто не сомневается.

На мой взгляд, главное - публиковать работы. Тогда возможность проверить на заимствования будет у каждого. Обязательная публикация квалификационных работ решит проблему плагиата раз и навсегда!

- Значит ли это, что вы сторонних громких скандалов и разоблачений?

- Наоборот. Я - противник громких разоблачений. Почему? Давайте попробуем представить, что получится в результате проверки ранее защищенных дипломов и диссертаций. Будет масса громких историй. Наверняка. Это понимают все. Очевидно, что усилия большого количества влиятельных людей будет направлены на то, чтобы любым способом не допустить этой проверки. Ни сейчас, ни в будущем. В результате, еще долгое время будет процветать бизнес «работ по заказ».

Кроме того, проверка старых работ требует наличия в оцифрованном виде еще более старых архивов - а это колоссальные затраты. В целом, все это бессмысленно и не очень реально.

А что реально? Мне кажется, что было бы правильным объявить амнистию по ранее защищенным работам, а новые «правила игры» объявить заранее: теперь будет по-другому, готовьтесь. Более того, при защите диссертаций - это уже работает. Осталось внедрить для дипломных работ.

источник

Previous post Next post
Up