Методики борьбы с фейк ньюс. Опыт Запада

Jun 23, 2023 12:00


Стремительное развитие медийных технологий в конце ХХ - начале ХХI века привело к тому, что на современного человека обрушился вал информации, один из потоков которой составляют фальшивые сообщения и новости, оказывающие значительное влияние на политику государств и сознание людей, несущие в себе опасность разжигания социальных конфликтов. Около 85% европейцев считают сегодня ложную информацию проблемой для своей страны, а 83% считают это проблемой для демократии в целом [33].

Феномен, представляющий собой современную трансформацию понятия «дезинформация», в наши дни называют фейк ньюс (ложные, фальшивые новости). Это контент, который не соответствует действительности или не совсем соответствует действительности, но тем не менее публикуется на новостных сайтах или в социальных сетях. Фальшивые новости - явление непростое и не новое. Уже в первой газете римской империи «Acta Diurna», издаваемой во времена правления Юлия Цезаря, появились сенсационные сообщения о событиях, связь которых с реальностью была сомнительной (например, история с якобы выставленной в Риме на всеобщее обозрение мифической птицы Феникс) [31].

Среди других известных примеров - соперничество Октавиана Августа и Марка Антония за власть в Римской империи. Октавиан решил ослабить популярность противника. Для этого он использовал монеты с изображением конкурента, на которых вычеканили надписи, характеризующие Марка Антония как человека слабого, зависимого от Клеопатры, владычицы Египта - в то время римской колонии. Изменённые таким образом монеты Октавиан выпустил в обращение, чтобы продвинуть в массы негативный образ своего соперника [17].


Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в VI в. при дворе императора Юстиниана, сочинял лживые официальные истории, которые прославляли деяния правителя. И только после смерти историка был обнаружен труд под названием «Anecdota», содержащий описание Прокопием реальных событий и критику императора [10].

До появления Facebook его функции выполняли кофейни. В XVII веке британские королевские круги охватила паника из-за того, что эти недавно открывшиеся питейные салоны превратились в форумы для политического инакомыслия. В 1672 году Карл II издал указ «о сдерживании распространения ложных новостей», которые помогали «разжигать всеобщую подозрительность и недовольство в умах всех добропорядочных подданных Его Величества» [26].

В XIX веке журналисты Джозеф Пулитцер и Уильям Херст обнаружили, что скандальные истории об убийствах и кровавых происшествиях привлекают больше читателей, чем обычные новости.

Термин «желтая пресса», обозначающий журналистику, основанную на недоказанной сенсации, используется и поныне [30].

Широко нашумевший фейк XX века - история постановки 30 октября 1938 года романа Герберта Уэллса «Война миров» на радиостанции «CBS Radio Network». Она известна тем, что слушатели приняли радиоспектакль,
поставленный Mercury Theater (театральной компанией Орсона Уэллса) и стилизованный под «репортаж в прямом эфире», за реальное событие, после которого более миллиона жителей северо-востока США поверило в нападение марсиан и ударилось в панику. Однако слава этого фейка сама по себе оказалась фейком - по данным современных историков, в действительности массовой паники не было, а событие было преувеличено газетами того времени с целью дискредитировать радио как источник новостей и информации (к тому моменту радиостанции стали серьёзными конкурентами самой прессы) [1].

Примером известного фейка уже XXI века стала настойчиво распространяемая весной 2020 года мировыми СМИ фальшивка о том, что министр общественной безопасности КНДР О Сон Хон был заживо сожжён из огнемёта, причём осуществлял казнь якобы лично лидер КНДР Ким Чен Ын [2].

Не соответствует действительности опубликованное недавно крупнейшими СМИ мира ложное известие о том, что голливудская кинозвезда Леонардо Ди Каприо пожертвовал 10 миллионов долларов на помощь Украине, родине его бабушки.[11].

Таким же фейком оказалась и новость, потрясшая россиян в мае 2022 г., о том, что США «отберут» у них свои 100 долларовые банкноты, отменив их для россиян раз и навсегда [6]. На самом деле российские СМИ, растиражировавшие эту фейк ньюс в своих скандальных заголовках, то ли не удосужились проверить исходные факты, то ли сознательно, будучи кровно заинтересованными продать читателям максимально ужасную новость (ибо
негативная эмоция захватывает тебя больше, чем нейтральная или позитивная) посчитали реальностью всего лишь гипотетическое предложение президенту США Байдену от никому не известного научного сотрудника гуверовского института Маркоса Куналакиса, которое тот высказал в своей статье в Wall Street Journal [22]

Со временем менялся контекст, в котором выступали фейк ньюс. Но суть этого феномена как вида медийной информации, где по политическим, финансовым и идеологическим причинам, а также ради уничтожения репутации известного человека , правда смешивается с ложью и благодаря интернету мгновенно расходится по миру (исследования Массачусетского технологического института свидетельствуют о том, что фальшивые новости распространяются на 70 % быстрее, глубже и дальше настоящих , подтверждая известную фразу Марка Твена: «Ложь обойдёт полмира пока правда только обуется») - осталась.

Фейковые новости - эффективный инструмент воздействия на общественное мнение. Поскольку создавать их просто и дёшево, сегодня они в угрожающих объёмах заполняют информационные поля разных стран. «Многие поддельные новости пишутся обычными людьми, - говорит эксперт по фейк ньюс Майл Грнкаров (Mile Grncarov). - Они сидят за своими компьютерами, усвоив простую формулу: скандальный заголовок плюс ложная информация равно прибыль… Одно можно сказать наверняка: поддельные новости намного легче сфабриковать и распространить, чем обнаружить и разоблачить» [14].

Фейк ньюс фабрикуются таким образом, чтобы уже заголовком эмоционально поразить пользователя и убедить его поверить в них, а затем передать дальше. Как утверждает исследователь человеческого любопытства, автор теории «информационного пробела» американский психолог Джордж Лёвенштейн, человека больше всего интересуют вещи, о которых он уже что-то знает, но не считает себя в них экспертом. Минимальный уровень знаний является основным условием привлечения его внимания. Если пользователь ничего о них не знает, значит он до сих пор не проявлял к ним интереса, поэтому будет и дальше продолжать их игнорировать. Сложный и непонятный заголовок или тот, который раскрывает слишком много содержания, менее привлекателен, чем заголовки, которые дают некоторую информацию и в то же время оставляют недосказанность или тайну.

Как правило, фейковые новости делят на 2 категории: заведомо ложная информация, цель которой манипулирование общественным мнением и информация неточная (не все факты проверены, некоторые её аспекты преувеличены), но содержащая достоверные данные. Среди разных типов информации эксперты Reuters Institute for the Study of Journalism выделяют шесть, которые можно отнести к широкой группе фейковых новостей:

Информация, сознательно искажённая для достижения конкретного Результата. Информация, придуманная с нуля, чтобы достичь политической или деловой цели (продажи).

Информация, являющаяся результатом слабого владения журналистским мастерством, с «кликбейтными» (кричащими) заголовками, используемыми специально для привлечения посетителей на сайт и увеличения доходов владельцев сайта от рекламы.

Информация, в которой термин фейк ньюс используется (например, политиками) для того, чтобы дискредитировать источник или саму информацию (использование в политических целях).

Информация, которая выглядит как настоящий журналистский материал, но на самом деле является рекламой.

Информация, придуманная с нуля, цель которой заставить аудиторию смеяться (сатира) [18].

Фейковая информация распространяется разными способами, наиболее агрессивным из которых является троллинг, осуществляемый интернет-троллями. Последние, согласно определению австрийскойисследовательницы терроризма и экстремизма Джулии Эбнер, представляют собой «пользователей, намеренно пытающихся влиять на мнения, циркулирующие в социальных сетях» [24]. Чаще всего они мотивированы политическими целями и стараются вызвать панику, дестабилизировать систему, взбудоражить общество, разжигать конфликты, вовлекая в них большое количество людей. Стычки с троллями особенно тяжелы во времена когда все большую роль играют платные тролли, обученные соответствующим приёмам, облегчающим им распространение дезинформации, а интернет-пользователям - затрудняющим их распознавание. Самые распространенные типы троллей, по данным британского сайта teamtechnology.uk, - это люди, испытывающие психологическую потребность причинить вред другим, а также те, кто притворяется кем-то другим, чем есть на самом деле [29].

Так в Германии, например, действует «армия» троллей Reconquista Germanica - праворадикальное интернет-сообщество, влияющее на политический дискурс в стране. Группа, насчитывающая примерно 10000 человек, организована в соответствии со строгой военной иерархией, частично вдохновлённой нацизмом.

Reconquista запускает кампании запугивания и дезинформации в Facebook и Twitter. Чтобы добиться успеха, она старается «перехитрить» алгоритмы социальных сетей. Делается это с помощью онлайн-кампаний по манипулированию, либо, как именуют их тролли - «рейдов» или «атак». Язык троллей представляет собой смесь военных терминов с лексикой компьютерных игр («рейд» - означает «большое ограбление» в компьютерных играх). Цель заключается в том, чтобы перехватить у левых сил хэштег, находящийся в авангарде трендов в Twittere. Для этого тролли договариваются в своих группах на определённое время и одновременно публикуют множество твитов с одним и тем же хэштегом.

Тролли часто используют фейковые аккаунты, которые создаются месяцами благодаря накоплению твитов и подписчиков. В результате складывается впечатление, что множество людей публикуют или твитят с одним и тем же хэштегом, хотя на самом деле это делают всего несколько технически продвинутых троллей. Временами тролли создают специальные аккаунты с левым содержанием. Сначала человек, администрирующий их, пишет и публикует посты на темы, не связанные с политикой, а затем атакует оппонентов, используя ранее установленный хэштег. Это так называемый «red pilling» или подача «красной таблетки» (отсылка к фильму «Матрица»).

Считается, что тот, кто проглотит красную таблетку, увидит мучительную правду реальности. Кто примет синюю - продолжит жить в иллюзорном мире. «Красная таблетка» - это эвфемизм для описания процесса радикализации, который тролли хотят вызвать у населения. Смысл их деятельности в том, чтобы разделять людей на два лагеря: свой и вражеский. По их мнению, ни у кого не должно быть центристских взглядов. Для этого тролли могут обманывать, манипулировать и лгать [24].

Наряду с троллями, инструментами распространения фейковой информации являются так называемые боты и киборги. Бот представляет собой компьютерную программу, задачей которой является выполнение автоматизированных действий в сети. В зависимости от приложения бот может имитировать поведение обычного пользователя соцсетей, чтобы взаимодействовать с реальным человеком. Боты, которые манипулируют в политических или коммерческих целях, вредны, ибо создают ложный образ сетевой реальности.

Кроме вышеупомянутых существуют также гибридные аккаунты, сочетающие в себе функции бота с активностью реального, «человеческого» пользователя. Автоматизация работает на них только в течение определённого времени и дополняется обычной деятельностью человека, либо автоматически выполняются только некоторые действия, например, переадресация учётных записей. Такие гибридные аккаунты называются киборгами (cyborg) [27].

Важную роль в обнаружении и разоблачении фальшивых новостей играют библиотеки, чьи усилия помогают гражданам критически оценивать достоверность и точность источников информации. Во избежание широкого распространения фейковых новостей ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений) разработала и представила ещё в 2017 году простой, но эффективный инструмент - инфографику «Как определить фальшивую новость», целью которой является помощь пользователям всех возрастов в получении доступа к достоверной информации. Переведённая более чем на 40 языков инфографика по обнаружению ложных новостей представляет собой инструкцию из 8 рекомендаций, позволяющих убедиться в достоверности информации:
  • Изучите источник
  • Перейдите с новости на главную страницу сайта, изучите его миссию и контактную информацию.
  • Проверьте автора
  • Поищите информацию об авторе, можно ли ему доверять, реальный ли это человек?
  • Проверьте дату
  • Перепост старых новостей не означает, что они сохранили актуальность.
  • Оценивайте непредвзято
  • Подумайте, не могут ли ваши убеждения повлиять на восприятие информации.
  • Прочитайте целиком
  • Заголовки могут быть скандальными, чтобы привлечь внимание.
  • Прочитайте информацию полностью.
  • Ссылки в новости
  • Пройдите по ссылкам, определите, действительно ли приведённая информация соответствует новости.
Это шутка?

Если новость очень странная, она может быть сатирической заметкой. Просмотрите сайт и информацию об авторе, чтобы не ошибиться.

Спросите экспертов

Спросите библиотекаря или обратитесь на сайт, проверяющий достоверность информации [4].

Инфографика ИФЛА служит образцом для создания и использования кратких (5-шаговых), либо стандартных (8-шаговых) или расширенных (10-шаговых) инструкций, содержащих практические советы о том, как читать, чтобы не дать собой манипулировать. Так, в интегрированной библиотеке латвийского города Валмиера, объединяющей публичную библиотеку и библиотеку Видземского университета, прошедшие обучение библиотекари учат пользователей искусству распознавания ложных сообщений по инфографике, разработанной Европейской службой
парламентских исследований (The European Parliamentary Research Service):

Проверьте содержание

Правдивы ли факты и числа, представленные в публикации? Является ли текст статьи предвзятым или объективным? Помните, что место для мнения - в статье публицистической, а не информационной.

Проверьте источник

Знаком ли он вам? Не выглядит ли адрес сайта подозрительным?
Загляните в раздел «О нас». Чьи интересы он представляет? Кто за это платит? Проверьте для сравнения, что на данную тему пишут другие (достоверные) источники.

Проверьте автора

Реальная ли это персона? Известный журналист всегда имеет список своих ранее опубликованных статей. Можно ли проверить в интернете, что ещё написал автор публикации? Если автор пользуется вымышленным именем и фамилией, то скорее всего и остальное будет Фальшивкой.

Проверьте происхождение информации

Использует ли автор заслуживающие доверия источники (например, хорошо известные и уважаемые информационные агентства)? Являются ли цитируемые автором эксперты действительно специалистами в своей области? Отсутствие информации на эту тему снижает достоверность публикации.

Проверьте фотографии

Изображения сильно воздействуют на человека и потому ими легко манипулировать. Разыскивая нужное фото можно проверить, использовалось ли оно ранее в ином контексте. Плагин InVID может помочь разоблачить манипуляции, осуществлённые со снимками.

Видео.

Подумайте, прежде чем поделиться
Сообщение может искажать актуальные или прошлые события, может иметь также сатирический характер. Заголовок может быть придуман с целью вызвать сильные эмоции. Если событие реально, то о нём будут писать крупнейшие СМИ.

Проверьте собственное отношение

Порой сообщение слишком интересно или забавно, чтобы быть правдивым. Сделайте глубокий вдох, загляните в надёжные источники и не дайте себя ввести в заблуждение.

Присоединяйтесь к борцам с мифами

Узнайте обо всех новейших трюках и приёмах, используемых дезинформаторами. Разоблачайте фейк ньюс. Информируйте о них своих знакомых [19].

В Центральной библиотеке города Огре читателям помогают выявлять текстовые и визуальные фейки с помощью инфографик, подготовленных департаментом медиаполитики Министерства культуры Латвии. Чтобы не попасть в ловушку фальшивых новостей, библиотекари обучают пользователей действовать согласно инструкции, оформленной в виде инфографики «Как выявить ложные новости?». Внимание пользователей они обращают на:

- средство массовой информации - кажется ли оно надёжным? Указана ли в нём редакция, автор статьи?

- дату публикации - может быть это старая новость? Прежде чем делиться в социальных сетях новостями, посмотри на дату оригинальной записи!

- является ли информация рекламой, сообщением или комментарием - если статья выражает мнение автора, то это комментарий. Сообщение как жанр журналистики требует от автора максимальной нейтральности. Иногда публикации, которые звучат как новости, являются спонсируемыми материалами с намерением подчеркнуть преимущества определённого продукта или бизнес-услуги;

- рекламные обещания - реалистичны ли они? Например, реально ли выучить иностранный язык за один день?

- источники информации - есть ли они и какие (ссылки на исследования, информационные агентства, опрошенных людей и т. д.). Правда, они тоже не всегда указывают на достоверность информации. Если в тексте есть ссылки на исследования или статистику, то лучше иметь ссылку на полное описание результатов исследования;

- аргументы - используются ли рациональные аргументы или апеллируют только к эмоциям, страхам и инстинктам?

- цитаты - это цитата не вымышленная?

- заголовок - выражает ли он суть сообщения или создан как сенсация, чтобы привлечь внимание [16].

Далее здесь

борьба, информация, фейк, Онуфриенко, методика, боты

Previous post Next post
Up