Панегирик князю А.Д. Меншикову «Венец Победы». Львов. 1709 г.

Jun 17, 2023 14:00


Эта небольшое по объёму, в несколько листов, издание посвящено Александру Даниловичу Меншикову, оно напечатано Львовским Успенским ставропигиальным братством к прибытию князя во Львов осенью 1709 г. (точная дата неизвестна). «Венец Победы» - хвалебные вирши, панегирик Александру Даниловичу как одному из полководцев-участников недавней Полтавской баталии. Ранее, в 1707 г., Петр I «посетил Львов и одарил щедро» разорённое поборами короля Карла XII Львовское братство, тогда же А.Д. Меншиков пожертвовал на Успенскую братскую церковь 300 золотых [1]. Братчики не преминули отблагодарить своего благодетеля и воспеть недавнее торжество русского воинства.

Барочная традиция издания украшенных иллюстрациями стихотворных посвящений была распространена в русских землях Речи Посполитой ещё в XVII столетии. Титульный лист «Венца Победы» - многосоставная, наполненная религиозным смыслом гравюра (илл. 1). По верхнему краю оттиснуты слова Нагорной проповеди (Мф. 7:7-8): «Просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет.». Ниже размещён Деисус - восседающий на небосводе Вседержитель, к Которому молитвенно обращены Богородица и Иоанн Предтеча. Подножие Вседержителя образуют два херувима, по сторонам которых слова Псалтири (118:58): «Помолихся лицу твоему всем сердцем моим, помилуй мя по сло(весе твоему).». Ниже - сердцеобразная рамка с заголовком «Венец Победы», основание которой держат преподобные Антоний и Феодосий Печерские. В руке у Антония свиток с надписью, «Во сердци моем сокрих словеса Твоя ...» (Пс. 118:11), на свитке Феодосия начертано: «Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи ...» (Пс. 118:145). С правой стороны «сердце» придерживает ангел хранитель, с левой - свт. Николай Мирликийский, за ним стоит Иоанн Новый Сочавский. Символика гравюры титульного листа отражает религиозно-мировоззренческие убеждения создателей книги: дарование победы русскому воинству - милость Божия, Его награда по молитвам Богородицы и святых за искреннюю, от чистого сердца веру, за благочестие.



Вторая гравюра посвящена Львову и Успенскому братству и несёт соответствующую символику (илл. 2). Сюжет верхней части композиции - «Коронование Богородицы», им братчики выразили своё преклонение перед Девой Марией как Царицей Небесной. Левее «Коронования» подпирает небеса колокольня, выстроенная при Успенском храме членом братства, греком Константином Корняктом в 1572-78 гг.. Она поныне сохранилась в составе ансамбля Успенской церкви (илл. 3)[2], которая находится на одной из древних улиц Львова - улице Руской (первоначальное название; позднейшие варианты написания - Руськая, Русская). Ниже «Коронования Богородицы» помещён символ города Львова - крепостные врата с тремя башенками наверху. Перед вратами размещён образ Успения Божией Матери, имя которого носит главный храм Львовского братства. В самом низу композиции расположен другой древний символ Львова - лев; он выполнен с добродушной физиономией, напоминающей человеческое лицо. Надо львом, на фоне ложа Богородицы в овальном венке помещена надпись, свидетельствующая о почитании Богородицы жителями града Божьего - Иерусалима и, в подражании первому, благочестивыми жителями града Львова: «ПРЕСЛАВНА ГЛАГОЛАША СЯ О ТЕБЕ ГРАДЕ БОЖИЙ, О ДЕВО БОГОРОДИЦЕ».

На следующих листах панегирическими виршами восхваляются князь А.Д. Меншиков и победоносное православное русское воинство. Стихи поделены на четыре части: «Похвáлы», «Радователное.», «Дукс (князь) покладает всем своим мужество и труд воинствен, побуждающе их к мужеству и подвигу» и «Увеселителное о будущой победе.». В них хвалебные словесные эпитеты князю Меншикову и русскому войску согласно барочному канону перекликаются с аллегориями и символами открывающих книгу гравюр.


«Похвалы» открываются радостным обращением к Александру Даниловичу: «Сътечеся весь град зрети тя едина, Перва князя в князех правой церкви сына...». Русское войско называется «российским львом» (и лев на гравюре как символ г. Львова): «Нест мощно российскому лву тамо дремати, Где твой орел крили си нача простирати». Далее следует хвалебное сравнение с Александром Македонским - «Великий Александр равен ти бывает». Ниже следует признание мужества князя: «Ты един непобедим дух в сердцу носиши», напоминающее о «сердечной» символикой титульного листа. Далее стих восхваляет водимое в бой А.Д. Меншиковым русское войско: «Коль добре под тобою Росси воинствуют».

В «Радователном» имя А.Д. Меншикова, которого желают видеть граждане Львова, вновь сравнивается с Александром Великим (Македонским),: «Князь Данилович АЛЕКСАНДР Велики, Граду всему день сотвори толики, Видити его стар и юн желает, И получает.». Далее неизвестный автор вновь и вновь одаривает князя А.Д. Меншикова и русское войско положительными характеристиками, высокими, торжественными эпититами и сравнениями ...

В завершающей части, «Увеселителное о будущой победе.», Львовское братство желает православному, «верному», князю Меншикову и русскому воинству ни много-ни мало, как взять штурмом находившуюся в руках шведов Ригу:

«Гордая Рига тебе ожидает,

И на приход твой гранаты збирает.

Тебе штурм, без гармати,

Может верный Ригу взяти, ...

Что, преславный дуксе, стоиши,

иди победиши.».

Это пожелание оказалось вполне пророческим - Рига сдалась русскому войску летом 1710 г. Руководил осадой фельдмаршал Б.П. Шереметев, А.Д. Меншиков участвовал в осаде в качестве командира дивизии.

Здесь надо обратить внимание на важное обстоятельство. Львовское Успенское братство ко времени издания «Венца Победы» уже не было православным. Ещё в 1708 г. братчики, из-за учинённого шведами разорения и притиснений со стороны поляков, желая обрести хоть какую-то защиту, поддались под власть римского папы, стали униатами. Однако, как видим, это нисколько не помешало русским львовянам сохранить религиозные и национальные симпатии к державной Руси. Тяготение галичан-униатов к большой России, к её русскому народу сохранялось и более века спустя, уже во времена Австро-Венгрии, когда традиции Львовского братства продолжал его достойный преемник, львовский Ставропигийский институт.

1. О.А. Мончаловский. Петр Великий в Галицкой Руси. Львов. 1903. С. 24.

2. Фото взято с сайта «По России на авто». Эл. адрес по состоянию на 22.03.2016 г.: https://www.autotravel.ru/phalbum.php/90417/112

Александр Клещевский
Подробнее здесь

православие, Клещевский, Львов

Previous post Next post
Up