Н.В. Гоголь. Отрывок из истории Малороссии. 1834 г.

Jun 09, 2023 17:00


Статья великого русского писателя, малороссиянина родом, Николая Васильевича Гоголя (илл. 1)«Отрывок из истории Малороссии» впервые была опубликована в 1834 г. в «Журнале министерства народного просвещения» [1]. Она издана в пору его увлечения малороссийской историей и её изучения, когда Николай Васильевич намеревался написать по этой теме большой научный труд. «Отрывок» по замыслу автора должен был стать его первой главой, о чём сообщает примечание. В начале 1834 г. в газетах «Северная пчела», «Молва» и в журнале «Московский телеграф» Гоголь опубликовал «Объявление об издании Истории малороссийских козаков», в котором просил читателей присылать ему соответствующие исторические свидетельства.

Однако, первоначально горячо взявшись за дело, уже весной 1834 г. Н.В Гоголь от него отходит, писатель и любитель народной песенно-поэтической старины взял в нём верх над учёным-историком. В ответе на письмо И.И. Срезневского, которым тот уведомил о согласии помочь материалами по малороссийской истории, Гоголь 6 марта 1834 г. писал: «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать. Нигде ничего о том времени, которое должно бы быть богаче всех событиями. ... И потому-то каждый звук песни мне говорит живее о протекшем, нежели наши вялые и короткие летописи» [2].

Одновременно Н.В. Гоголь работал над малороссийским фольклором. В том же выпуске ЖМНП вместе с «Отрывком» он поместил статью «О малороссийских песнях», которые (песни) он называет историей своего родного края: «В этом отношении песни для Малороссии - все: и поэзия, и история и отцовская могила. Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о протекшем быте это цветущей части России. … Песни малороссийские могут вполне назваться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств.» [3] (илл. 2).

Задуманный Гоголем труд по малороссийской истории не был написан. Вводный «Отрывок из истории Малороссии» ныне более известен под названием «Взгляд на составление Малороссии», с которым он вновь был напечатан автором в сборнике «Арабески» в 1835 г. и переиздавался позднее. В «Отрывке» («Взгляде») писатель кратко излагает появление и роль в истории Южной России казачества. Гоголь не претендует на какие-либо научные открытия, ограничиваясь пересказом ранее известных фактов общерусской и южнорусской истории с заметной романтизацией казачества, уподобляя его «орденским рыцарям», которые вели «вечную войну с неверными» [4].




«Отрывок из истории Малороссии» («Взгляд на составление Малороссии») Николая Васильевича Гоголя в наше время может быть интересен как образец традиционного для русской исторической науки и общественной мысли понимания России и составляющих её основных частей, имеющих соответствующие названия, рассмотрим их.

Исходно греческое наименование Руси «Россия» (от греч. Ῥωσία) автор применяет к раздробленной на множество княжеств-государств домонгольской Руси в целом: «Какое ужасно-ничтожное время представляет для России ХIII век! Сотни мелких государств единоверных, одноплеменных, одноязычных, означенных одним общим характером, и которых казалось против воли соединило родство - эти мелкие государства были между собою разъединены, как редко случается с разнохарактерными народами.» [5].

«Южной Россией» Н.В. Гоголь именует завоёванные монголами южнорусские княжества с Киевом; её знать спасалась в «Северной России»: «Южная Россия более всего пострадала от татар. Выжженные города и степи, обгорелые леса, древний, разрушенный Киев, безлюдье и пустыня - вот что представляла наша несчастная страна! Испуганные жители разбежались или в Польшу, или в Литву; множество бояр и князей выехало в Северную Россию. Еще прежде народонаселение начало заметно уменьшаться в этой стороне. Киев давно уже не был столицею; значительные владения были гораздо севернее.» [6] (илл. 3).



При описании продвижения литовского князя Гедимина на юг Гоголь называет Киев «сердцем Южной России»: «В Луцке однакож князь Лев сильно сопротивлялся, но не в силах был отстоять земель своих. Гедимин, назначив старост и начальников, шел далее на юг, к самому сердцу Южной России, к Киеву.» [7] (илл. 4).



Образовавшееся после подчинения юга Руси Литве малороссийское казачество согласно Н.В. Гоголю составилось из «коренных обитателей Южной России», исповедовавших православную «греческую» веру и говоривших на языке близком к «русскому» (в смысле, великорусскому): «VIII. Бóльшая часть этого общества состояла однакож из первобытных, коренных обитателей Южной России. Доказательство в языке, который, не смотря на принятие множества татарских и польских слов, имел всегда чисто славянскую южную физиогномию, приближавшую его к тогдашнему русскому, и в вере, которая всегда была греческая. Всякой имел полную волю приставать к этому обществу, но он должен был непременно принять греческую религию.» [8] (илл. 5).



Под «Западом России» Гоголь понимал ставшую подвластной литовцами северо-западную часть Руси, Белоруссию, и собственно Литву: «V. Между тем как Россия была повергнута татарами в бездействие и оцепенение, великий язычник Гедимин вывел на сцену тогдашней истории новый народ, народ бедный и жизнью в средствами для жизни, населявший дикие сосновые леса нынешней Белоруссии, еще носивший звериную кожу вместо одежды, еще боготворивший Перуна и поклонявшийся древнему огню в не троганных топором рощах, плативший прежде дань русским князьям, известный под именем литовцев. И этот народ при своем князе Гедимине сделался самым видным на огромном северовостоке Европы! Тогда города, княжества и народы на Западе России были какие-то отрывки, обрезки, оставшиеся за гранью татарского порабощения.»[9].

Имя «Россия» Николай Васильевич употребляет и в узком значении этого слова - как синоним «Северной России», «Великой России» (Великороссии), пределов будущего Московского государства. Например, Гоголь так описывает предполагаемое им повторное заселение Южной России после татарского погрома: «Когда первый страх прошел, тогда мало по малу выходцы из Польши, Литвы, России начали селиться в этой земле, настоящей отчизне славян, земле древних полян, северян, чистых славянских племен, которые в Великой России начинали уже смешиваться с народами финскими, но здесь сохранялись в прежней цельности со всеми языческими поверьями, детскими предрассудками, песнями, сказками, славянской мифологией, так простодушно у них смешавшейся с христианством.»[10](степень сохранности языческого наследия на юге Руси «в прежней цельности» Гоголем явно преувеличена; так же можно заметить, что летописные финно-угорские племена меря, мурома и мещера ко времени монгольского нашествия растворились среди потомков пришедших с запада славянских племён, которые после Владимирова крещения так же утратили племенные названия и влились в состав нового, уже христианского, русского, этноса).

Н.В. Гоголь употребляет и название «Украина» - как синоним «Южной России», открытые южные пространства которой составляют степи: «VI. И вот Южная Россия, под могущественным покровительством литовских князей совершенно отделилась от Северной. Всякая связь между ими разорвалась; составились два государства, называвшиеся одинаким именем - Русью. Одно под татарским игом, другое под одним скипетром с литовцами. … Эта земля, получившая после название Украины, простирающаяся на север не далее 50° широты, более ровна, нежели гориста. Небольшие возвышенности встречаются очень часто, но ни одной гористой цепи. Северная ее часть перемежается лесами, содержавшими прежде в себе целые шайки медведей и диких кабанов; южная вся открыта, вся из степей, кипевших плодородием, но только изредко засевавшихся хлебом .» [11].

В статье Н.В. Гоголя«Отрывок из истории Малороссии» («Взгляд на составление Малороссии») название «Украина» употребляется автором в традиционном для русской исторической науки и общественной мысли значении, как синоним названий «Малороссия» (в названии статьи), она же «Южная Россия», которая вместе с «Северной Россией» или «Великой Россией» (Россией в узком значении слова) составляет страну Русь, Россию в полном значении слова.

Данная работа Н.В. Гоголя - наглядное напоминание, что нынешнее, исторически весьма кратковременное, пребывание Великой и Малой России в границах искусственно созданных коммунистами государств Украина и Российская федерация нисколько не отменяет исторического факта, что они являются частями одной страны - Руси-России.

Александр Клещевский
  1. ЖМНП, 1834, часть вторая, отдел II. Словесность и науки, с. 1-15. Эл. копия взята с сайта «Руниверс»: http://www.runivers.ru/lib/book7643/
  2. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. В 14 т. Том 8. Комментарии. М.-Л. 1952. С. 755-756. С сайта «Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР». Адрес эл. доступа на 31.07.2016: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-739-.htm

Приводим в текстовом формате статью Н.В. Гоголя «Отрывок из истории Малороссии» » («Взгляд на составление Малороссии»).

Клещевский, Малороссия, Гоголь

Previous post Next post
Up