У России был гениальный полководец, который мог закончить Смуту намного раньше

May 17, 2023 20:00

Но его убрали на пике славы

Карьера его была яркой и даже блистательной. Он шел от победы к победе, воюю умно и дерзко, искусно маневрируя малыми силами. Он был одаренным полководцем, это несомненно. Останься он жив, Россия выкарабкалась бы из Смуты намного раньше. И скорее всего, вообще без территориальных потерь.

Но ему не повезло. Нам всем не повезло.



Талантливый юноша

Речь идет о Михаиле Скопине-Шуйском, родственнике царя Василия Шуйского. В 19 лет он был назначен воеводой. Но этот тот случай, когда дело было не в "правильной фамилии". Должность была отнюдь не синекурой, отдыха на ней не предвиделось с самого начала.

Едва успев получить назначение, Михаил отправился усмирять опасный бунт. По факту, его бросили на полыхающий фронт, где противником его выступил Иван Болотников.


Болотников был по происхождению из холопов, но объявил себя "воеводой царя Димитрия", и народ за ним пошел. Войско его постоянно росло (на максимуме насчитывало порядка 40 тысяч человек). Скопин-Шуйский нанес несколько чувствительных поражений его отрядам, а затем сыграл огромную роль в обороне Москвы от болотниковцев.

Разбитый "воевода Димитрия" отступил к Туле, чтобы зализать раны и собрать силы. Этого допустить было нельзя, поэтому Скопин-Шуйский кинулся за ним и в решающей битве на речке Вороньей разбил мятежников. Оставшиеся "болотниковцы" заперлись в Туле, но это уже был финал их истории. После четырехмесячной осады город пал. Сам Болотников попал в плен.

Горстка смельчаков

Но к этому времени уже вовсю разгоралась новая война. В пределах России объявился еще один самозванец - Лжедмитрий II. И его, разумеется, поддерживали поляки. Добраться до Тулы и спасти Болотникова он, к счастью, не успел, иначе бы получил мощный козырь. Но угроза и без того была крайне серьезной.

История развивалась по уже известному сценарию - города сдавались самозванцу, царские отряды переходили на его сторону. Впрочем, вы все это проходили в школе, так что лишний раз пересказывать не будем. Посмотрим лучше, что в этот момент делает Скопин-Шуйский.

Юноше всего 22 года, но именно он становится практически единственной надеждой России. Царь отправляет его с важной дипломатической миссией - получить помощь от шведов. У воеводы крошечный отряд в 150 всадников, а скакать надо через территорию, где вовсю орудуют "тушинцы" и поляки.



Скопин-Шуйский безупречно маневрирует, избегая столкновений, и добирается до шведов. Поручение царя выполнено, шведы соглашаются выделить войско под командованием Якова Делагарди. А тем временем и слава юного полководца летит по всему русскому Северу. К нему стекаются люди, его горстка смельчаков разрастается и превращается в целую армию - порядка трех тысяч человек. Уже можно воевать!

Армия с нуля

Начинается поход в обратном направлении - спасать Москву, которая вот-вот падет под натиском "тушинцев". Скопин-Шуйский без боя берет Старую Руссу. А потом его войско начинает расти как снежный ком - четыре тысячи, пять тысяч. Под Торжком он громит превосходящие силы Зборовского. Поляки отступают к Твери, где стоит их основное войско. Скопин-Шуйский настигает их там и разбивает.

В битве под Тверью большую роль сыграли шведы, но двигаться дальше Делагарди не хотел. У него уже тогда возникли свои интересы - он зарился на Новгород.

Спасать Москву Скопину-Шуйскому предстояло самостоятельно. Понимая, что разношерстным ополчением справиться с хорошо обученным польским войском будет сложно, он встает лагерем под Калязиным и начинает... готовить свою армию по западному образцу.

За два месяца он чуть ли не с нуля создал крупную практически профессиональную армию. Гетмана Яна Сапегу, который двинулся к Калязину, чтобы уничтожить растущую для поляков угрозу, ожидал большой сюрприз.

В семичасовой битве Скопин-Шуйский продемонстрировал высокое искусство тактики, сумев сохранить силы для финального решающего удара. Поляки и "тушинцы" бежали, путь на Москву был открыт.

Смертельная чаша

Объем статьи непозволительно разрастается. Поэтому давайте дальше мы скажем очень коротко. Михаил Скопин-Шуйский выиграл (причем в самом блистательном стиле) еще целый ряд сражений с поляками и войсками самозванца. Ход войны перевернулся. Последним ударом стал разгром Сапеги под Дмитровом. Гетман потерял почти все войско и бежал. Тушинский лагерь был экстренно свернут. Москва - спасена.

Встречали героя в столице с неподдельным ликованием. Народ славил имя юного полководца. Казалось, что осталось сделать совсем немного - подготовиться к новому походу и окончательно очистить страну от всех интервентов. Зная способности Скопина-Шуйского, можно не сомневаться, что он справился бы с задачей быстро и эффективно.



Но не судьба. Спустя два месяца после торжественного въезда в Москву Скопин-Шуйский скончался. Прямо во время пира. Поднял чашу с вином, отхлебнул и упал. Из носа хлынула кровь. В народе прямо обвиняли царя в отравлении - мол, позавидовал славе, испугался конкурента. В записках современников тоже вина возлагается лично на Василия Шуйского.

Было это в 1610 году. Сразу после смерти Михаила Скопина-Шуйского поляки снова активизировались. Им удалось разгромить деморализованные царские войска, взять Москву, откуда их потом спустя два года с трудом выгнали.

А вообще, война продлилась аж до 1618 года и принесла стране неисчислимые бедствия. Перемирие удалось заключить только ценой тяжелейших уступок. Россия потеряла Смоленск, Чернигов и еще целый ряд больших и малых городов.

источник

история России, полководцы

Previous post Next post
Up