Взаимосвязь психики и нервной системы тоньше, чем может показаться на первый взгляд
По разным причинам в мозге может происходить сбой в переработке информации.
«Психика и мозговая или любая другая нервная ткань - это взаимосвязанные, но совершенно разные системы. … В отличие от психики, которая (хотя и не всегда) способна различать воображаемое и реальное, нервная система лишена этого качества». Профессор М.М. Решетников
Изучение переработки информации человеком (Human Information Processing) - одно из генеральных направлений в современной психологии.
- В Петербурге есть научно-исследовательская лаборатория, которая занимается моделированием механизма переработки информации человеком, компьютерной психодиагностикой и обработкой данных, - рассказывает Игорь Воронов, декан факультета психологии и психоанализа Восточно-Европейского Института психоанализа, доктор психологических наук, профессор. - Находится она в Восточно-Европейском институт психоанализа.
Одна из многих разработок этой лаборатории - психотехнология «Пульсар». Основная ее идея в том, что нервными процессами можно управлять при помощи воображений-иллюзий. Дело в том, что нервные процессы все равно не отличают реальность от иллюзий, и в этом плане их легко «обманывать». Сами нервные процессы, в свою очередь, управляют базовым у всех биологических существ механизмом переработки информации. - А от правильности переработки информации, в свою очередь, зависит адекватность поведения биологических существ, их здоровье, степень выживаемости. Например, человек пробует лимон и у него активируются функции слюнных желез - это реальность. Но сейчас, когда вы прочитали это предложение, у вас тоже началось слюновыделение - это воображение, иллюзия, - поясняет Игорь Воронов. - Другими словами, нервная система перерабатывает любую информацию, не различая природу стимула, а психика различает.
В упрощенном виде алгоритм переработки информации человеком состоит из шести этапов.
1. Ощущение - сенсорные системы регистрируют сигналы внешней среды.
2. Анализ - возбуждение специфических нейронов на конкретный сигнал-стимул.
3. Узнавание - сопоставление поступившей информации с тем, что уже хранится в памяти.
4. Принятие решения - это команды, поступающие в эффекторы - исполнительные органы: мышцы и железы.
5. Обратная связь - коррекция действий.
6. Окончательное принятие решений.
На каждом этапе по разным причинам, может происходить сбой в переработке информации. Человек может самостоятельно корректировать эти сбои, активируя каждый этап в указанной последовательности при помощи иллюзий. Учитывая анатомическое строение нашей нервной системы, и зная, какая ее часть за какой этап переработки информации отвечает, эксперты советуют такой психотренинг:
1. Сконцентрируйте внимание на головном мозге и представьте такую иллюзию: распускающийся бутон цветка с восемью лепестками.
2. Перенеся внимание на нижнюю часть тела, представьте молекулу ДНК.
3. Концентрируя внимание на крестцовой области спинного мозга, вообразите мост через реку.
4. Поясничный отдел спинного мозга - активируйте иллюзией «юла».
5. Грудной отдел спинного мозга - клетка, например, для тигра в цирке.
6. Шейный отдел - вообразите себе раструб духового инструмента.
Безусловно, этот пример - весьма упрощенный алгоритм иллюзий, с помощью которого мы, «обманывая» нашу нервную систему, заставляем ее активировать отдельные блоки в определенной последовательности и, соответственно, снижать тем вероятность ошибки в принятии решения.
Испытания этого психотренинга в разных областях деятельности человека показала положительный эффект и в психотерапии, и в психокоррекции поведения людей, чья работа связана с экстремальными ситуациями.
- После одного из уникальных экспериментов, проведенных в 1992 году инженером-космонавтом Александром Полищуком на борту орбитальной станции «Мир», была создана специальная компьютерная программа, которая каждый день информирует пользователя о том, какие иллюзии мы должны ежедневно предъявлять нашей нервной системе, чтобы она не ошибалась при переработке информации, - добавил Игорь Анатольевич.
Воронов Игорь Анатольевич - декан факультета психологии и психоанализа Восточно-Европейского Института психоанализа, доктор психологических наук, профессор.
источник