Трапезный храм - один из самых больших и красивейших в лаврском архитектурном ансамбле, благодаря разноцветной росписи стен «в шахмат», имитирующей руст, благодаря искусной белокаменной резьбе колонн малого и большого ордеров, благодаря многопрофильному карнизу, увенчанному парапетом с поясом скульптурных раковин. Пышный декор фасадов в совокупности с широким гульбищем придает зданию монастырской Трапезной вид прекрасного дворца.
Строительство этого грандиозного храма началось в 1686 г. повелением царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима южнее Успенского собора вдоль южной крепостной стены монастыря на месте деревянных жилых и служебных построек, царицыных палат и кладбища. Перед зодчим (имя которого, к сожалению, неизвестно) ставилась задача создать «храм Божий с трапезою в честь отца нашего игумена, российского чудотворца».
02. Трапезная. Андре Дюран. 1837- 1841 года. Литография в два камня, раскрашенная акварелью.
Архитектурный облик постройки замышлялся в новом модном стиле, известном под условным названием «нарышкинского» барокко - русской версии одного из великих европейских стилей (до конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.)
03. Трапезный храм. 1900-1917 года. Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Работы по строительству Трапезной церкви закончились в 1692 г. ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия. Освящение храма было совершено в присутствии всего царского дома Патриархом Адрианом.
Тип храма с трапезной появился в России еще в XVI в. Здание, расположенное на довольно крутом южном склоне, поставлено на подклет, благодаря чему оно значительно поднято над землей. В пропорциях Сергиевской церкви апсидам, выдвинутым на восток, отводилась большая, как ни в одном другом храме Троицкого ансамбля, роль. Их объем и мощная пластика активно выделяют алтарное пространство. После пожара 1746 г. над Трапезной была устроена «особого примечания железная кровля» с уникальной системой стропил, сделанная «искуснейшим механическим способом». Установил инженерное чудо в 1749 г. бывший артиллерийский кузнец В. Крестовщиков по чертежам архитектора И. Жукова.
04. Троице-Сергиева лавра. Сергиевский храм с Трапезной палатой. 1925-1940 года. Вид с верхних уровней Успенского собора на юг. На втором плане Пафнутьевский сад
Церковный портал с высоким фронтоном и резными колоннами, незначительно отстоящий от стены, первоначально был открытым. В древних монастырских описных книгах указывается: «с северной стороны здания два входа: церковный и главный». Они были соединены просторной окружной галереей (гульбищем) с колончатой оградой.
05. Гульбище и подклет Сергиевской церкви с Трапезной палатой. 1939 год
Широкие лестничные марши неспешно, с остановочными площадками в середине, подводят к двум разным по назначению частям здания: церкви и Трапезной палате с семью большими окнами. Над лестницей главного входа (перестроена в 1734 г. в связи с сооружением небольшой Михеевской церкви) раскинулся обширный шатер открытых сеней. С парадных крылец зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ, так что большое «осененное» крыльцо подчеркивало особое значение главного входа. По обе стороны его массивной двери размещены искусно вырезанные тексты с историей закладки и освящения Трапезного храма.
06. Сергиевская церковь с Трапезной палатой. 2013 год.
Характерной чертой постройки является обилие наружного наряда, доселе не виданного на Руси. Стены почти исчезают в декоре из высоких гладкоствольных колонн и полуколонн, расставленных поочередно, попарно, пучками; малых витых колонок, обрамляющих окна и двери; фигурных наличников, карнизов, раковин.
07. Сергиевская церковь с Трапезной палатой. 2013 год.
Динамика стиля «оживляет» стены, эффектно выводит на передний план многослойные рельефы резьбы и лепнины. Весь этот затейливый убор перевит лозами и ярко раскрашен, а оставшаяся часть стены расписана разноцветными красками «в шахмат».
08. Сергиевская церковь с Трапезной палатой. Западный фасад. 2013 год.
Не меньшей красочностью и торжественностью отличается и убранство интерьера. Настенная живопись и лепнина, украшающая трапезную церковь и трапезный зал, выполнены в 1778-1780 гг.
09. Трапезная палата. 2013 год.
Внутреннее пространство Сергиевского храма вытянуто с севера на юг и невелико по размерам. Вместо традиционных узких щелевидных окон свет в помещение поступает из больших оконных проемов. Сергиевская церковь поражает пышностью и великолепием своего убранства.
Следует отметить, что в трапезном храме в канун революции и некоторое время после нее стоял «деревянный, столярной работы, с резьбой, двухъярусный» иконостас Ю.А. Олсуфьев в «Описи икон» (1920 год) в разделе «Иконы трапезной церкви Преподобного Сергия» писал: «Иконостас конца XVIII столетия. Иконы местные значатся в описи 1759-го года; они, по-видимому, конца XVII века, иначе говоря, современны постройке церкви». Однако между 1920 и 1922 годами этот иконостас был разобран, а здание трапезной в течение 1920-1940-х годов использовалось в различных утилитарных целях. По сведениям старожилов, после закрытия Лавры в 1920 г. иконостас самой Сергиевской церкви был уничтожен.
10. Иконостас Сергиевского храма - вид из Трапезной палаты. 2013 год.
В 1948 году иконы и резные детали иконостаса церкви Николы «Большой Крест», что была снесена в 1930-е годы переданы Русской Православной Церкви для установления иконостаса в трапезном храме в честь Преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры, где он ныне и находится. Восстановление иконостаса было связано с возобновлением деятельности Лавры в послевоенное время. В виртуозной золоченой резьбе этого иконостаса во всей полноте воплотились мотивы столичного «узорочья» XVII веке.
11. Иконостас Сергиевского храма - вид из Трапезной палаты. 2013 год.
В 1946 году отдельные здания Лавры, в том числе помещения большой и малой трапезной, находившиеся с 1920 года в ведении Загорского историко-художественного музея-заповедника, были возвращены Русской Православной Церкви. В связи с подготовкой трапезной к богослужениям в течение 1946-1947 годов проведены реставрационные работы внутри трапезной и церкви. Одним из важнейших вопросов, который надлежало решить, был вопрос об установке иконостаса в трапезном храме. Установку иконостаса в трапезной церкви приурочили к открытию Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей, которое должно было проводиться в июле 1948 года.
12. Иконостас Сергиевского храма - вид из Трапезной палаты. 2013 год.
Свод и стены церкви покрыты ковром лепнины конца XVII века из фигурных картушей, провисающих гирлянд, цветочных букетов, связок экзотических плодов. По распоряжению императрицы Екатерины II в 1778 г. художник А.Н. Янковский с группой живописцев расписали клейма в храме библейскими и аллегорическими сюжетами. Сами картуши приказано было местами позолотить, посеребрить «или каким другим пристойным образом красками оживить». Впоследствии живопись неоднократно поновлялась (последний раз в 1911 году).
13. Свод Трапезной палаты. 2013 год.
Сергиевская церковь отделена решетчатыми воротами от Трапезной палаты. Площадь палаты составляет 510 кв. м (15x34 м) с высотой в зените 9,8 м. Это самое большое в России бесстолпное помещение, перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами. Воздвигнутые в конце XVII в. в богатейших московских монастырях трапезные имели площади: в Симоновом - 338 кв. м, в Новодевичьем - 390 кв. метров.
14. Трапезная палата. 2013 год.
Огромные «стеколчатые» окна заливают помещение ярким светом. Стены и своды Трапезной «убраны штукатуркою лепною работою». Одновременно с аналогичными работами в церкви клейма и резные украшения в ней были «вызолочены с оживкою разными красками и посеребрены; в тех клеймах и плафонах изображены живописью разные святые и священные истории». Живописное убранство поновлялось несколько раз с изменением общего колорита и сюжетной части.
15. Трапезная палата. Фото конца XIX - начала XX веков
После открытия в 1946 году монастыря помещение Трапезной палаты стало использоваться как продолжение Сергиевского храма. В 1950-е гг. в Трапезной палате устроены два малых придела - во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского.
16. Трапезная палата Сергиевской церкви.
Из Трапезной палаты нарядные порталы выводят в притвор и малую трапезную (сейчас там расположена монастырская ризница), декорированные в соответствии с основным интерьером. Сергиевская церковь имеет второй этаж, куда можно попасть из притвора Трапезной палаты по узкой лестнице в толще стены. В его помещениях, не имеющих украшений, располагались прежде архив и библиотека монастыря, содержавшая уникальное собрание древнерусских рукописей. В подклете здания в 2006 г. реконструирована огромная двустолпная палата, являющаяся ныне братской трапезной. Там же располагаются поварня и просфорня. Церковь преподобного Сергия с Трапезой играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до Троицкого собора.
До начала 2000-х годов Трапезный храм являлся главным храмом монастырских богослужений в зимнее время, совершающихся в нем в 5 час. 30 мин. и в 8 час. 30 мин. (Божественные литургии) и в 17 час. (всенощные бдения).
17. Троице-Сергиева лавра. Слева на первом плане Пятницкая церковь, на среднем за крепостной стеной Сергиевская церковь с Трапезной палатой, за ней колокольня Лавры. Картинка кликабельна
Источники:
Савина Л.Н. (Сергиев Посад). К истории иконостаса трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры.
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.). Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
из
блога vladimirdar