Отношение ссыльных большевиков в Сибири к первой мировой войне

Apr 04, 2023 11:00

Первая мировая война резко активизировала политическую жизнь в России. В конце августа 1914 г. В.И. Ленин написал «Тезисы о войне», вскоре пере­работанные в манифест Центрального комитета большевистской партии «Вой­на и российская социал-демократия». В данном документе были выдвинуты широко известные лозунги: «Превращение империалистической войны в граж­данскую», «Поражение царского правительства в мировой войне», «Создание III Интернационала, свободного от классовых компромиссов». Конечно, с позиций общечеловеческих ценностей, все они выглядели полным безуми­ем. Однако, исходя из постулатов ленинизма получалось, что от скорейшей их реализации зависела судьба России, всего человечества.

В этом отношении, по мнению советских историков, трудящимся Сибири явно не повезло, так как указанные документы попали сюда с большим опозданием и местным социал-демократам пришлось самостоятельно ори­ентироваться в сложнейшей политической обстановке. Это прежде всего от­носилось к ссыльным большевикам и они, по утверждению историков, дос­тойно проявили себя в такой ситуации. В кандидатской диссертации А.Н. Евсеевой подчеркивалось, будто большевики, не имея связей с ЦК РСДРП, с Лениным, смогли верно подойти к оценке причин и характера империалис­тической войны, дать ей марксистскую оценку, «возглавив пораженческое направление среди сибирских политических ссыльных»1. Между тем есть основание сомневаться в такой трактовке вопроса. Ей, в частности, противо­речат воспоминания непосредственного участника данных событий О.А. Пят­ницкого. Он в «Записках большевика», изданных в 1933 г., так описывал свое поведение в Красноярской пересыльной тюрьме после получения известия о начале войны: «Несколько дней я метался из стороны в сторону, охваченный волнением: что же происходит на свете, что стало с Венским всемирным кон­грессом, что же предприняли социалисты всех стран против войны?» 2.


В рассматриваемой ситуации, судя по воспоминаниям Е.М. Ярославского, гораздо увереннее вели себя большевики, сосланные в Якутск. Он в 1927 г. писал: «...линия нашей небольшой группы антиоборонцев-поражен­цев была совершенно правильной, мы чутьем, не получая никаких директив от партии, сумели эту линию наметить» 3. Мысль об особой интуиции проле­тарских революционеров можно было бы считать всего лишь публицистическим приемом, если бы она не повторялась в других работах Ярославского 4. Более того, с легкой руки мемуаристов 1920-30-х гг. подобным мифическим чувством, способностью воспринимать идеи Ленина на расстоянии наделя­лись М.В. Фрунзе, И.В. Сталин, Н.Н. Яковлев 5. При этом относить данные качества к последнему из них было неверно еще и потому, что он, вернув­шись в Нарымскую ссылку в феврале 1915 г., уже прекрасно знал содержание ленинских тезисов и важнейших документов партии по вопросам войны, мира и революции 6. Несмотря на то, что особое «чутье» большевистских лидеров имело в мемуарной литературе классово-пролетарскую природу, ука­занные рассуждения явно противоречили материалистическому пониманию действительности. Поэтому историки использовали их в своих трудах с не­которой осторожностью. Так, П.У. Петров и Г.Г. Макаров среди качеств, способствовавших выбору пораженческой тактики ссыльными большеви­ками Якутии, выделяли не только отмеченные Ярославским «высокую идей­ность» и «революционную закалку», но и глубокие знания марксистской теории 7. Правда, в работах упомянутых историков это документально не подтверждалось. Меж тем к мемуарным публикациям Ярославского не сле­дует относиться упрощенно. При внимательном изучении их нетрудно дога­даться, что антиоборонческие взгляды ссыльных большевиков основывались не только и не столько на классовом «чутье». Автор в воспоминаниях упоми­нал также о подготовленных и прочитанных им рефератах по проблемам войны, мира и революции 8. Разумеется данные труды не могли основывать­ся исключительно на пролетарской интуиции. Это прямо подтверждают ар­хивные материалы. В частности, реферат Ярославского «Силы и значение современного милитаризма» был написан в Якутской ссылке с использова­нием резолюций конгрессов II Интернационала 9. В этих документах еще до 1914 г. на основе марксистского наследия была разработана тактика социа­листов всех стран против своих правительств на случай возникновения ми­ровой империалистической войны. Естественно, знание соответствующих резолюций пригодилось в ссылке не только Ярославскому. Это подтвержда­ют, например, мемуары В.Н. Залежского, в которых, описывая процесс рабо­ты над аналогичным рефератом, автор констатировал: «...я вспомнил, какую позицию Маркс рекомендовал занять рабочим во время австро-прусской войны 1866 года. Он говорил тогда, что рабочие обоих воюющих государств должны вначале предоставить правительствам возможность взаимно ослабить друг друга с тем, чтобы потом вмешаться для борьбы со своими правительствами. Этот метод, как мне казалось тогда, и должны были применить рабочие Рос­сии». Далее, используя брошюру «Международные социалистические конг­рессы» Залежский пришел к выводу о том, «что эта война должна служить толчком, открывающим собою новую эпоху в истории человечества - эру социалистической революции» 10.

Таким образом, ни ссыльным большевикам за Уралом, ни даже самому Ленину за границей ничего нового изобретать не пришлось. Тактика «война - войне» к 1914 г. была хорошо известна в руководящих кругах мирового соци­алистического движения, в том числе России. Однако на это историки ука­зывали не часто. При изучении основной массы советской литературы созда­валось впечатление, будто автором соответствующей программы был лично Ленин и некоторые его соратники, гениально угадавшие мысли своего вож­дя, находясь в ссылке. Между тем рассматриваемая тактика вовсе не являлась секретом в политической жизни. И неудивительно, что о ней было прекрас­но известно в недрах царской охранки. Более того, буквально поражает вооб­ражение глубокое знание ее агентами всех тонкостей теоретической деятель­ности Интернационала. Так, в одном из секретных документов анонимный автор из числа сотрудников Московского охранного отделения провел ана­лиз работы международного социалистического органа в Париже (1900 г.), Штутгарте (1907 г.), Копенгагене (1910 г.), Базеле (1912 г.) по вопросам вой­ны и мира. Резолюции соответствующих конгрессов давали ему возможность сделать вывод о превращении социалистами всех стран мировой войны в войну против своих правительств, чего на самом деле не произошло. Сло­жившуюся ситуацию сотрудник охранки объяснял «нежизненностью» анали­зируемого им учения 11. Конечно, такие лидеры большевизма, как И.В. Ста­лин, ЯМ. Свердлов, Г.К. Орджоникидзе, М.В. Фрунзе, С.С. Спандарян зна­ли упомянутые документы не хуже некоторых агентов Охранного отделения, но поверить в бесперспективность идей солидарности пролетариев всех стран они не могли. Поэтому спрогнозировать отказ подавляющего большинства представителей II Интернационала от ранее принятых решений им так и не удалось. Поняв же свою ошибку они, судя по всему, не были в полной мере уверены в том, что Ленин при всей его бескомпромиссности пойдет против мирового социалистического движения.

В такой ситуации в состоянии неуверенности, а порой растерянности пребывали в Сибири в начале войны даже такие «твердокаменные» больше­вики, как Свердлов и Фрунзе. Об этом можно судить по их эпистолярному наследию. Так, Свердлов 2 октября 1914 г. писал из Селиванихи своей жене и соратнику К.Т. Новгородцевой: «Вопрос о данной войне чрезвычайно сло­жен. С каким критерием подойти к нему? Не должен сознательный человек брать таковым интересы рабочего класса одной какой-либо страны. Необхо­димо исходить из перспектив международного рабочего движения». Однако далее эти рассуждения переходят в полное смятение: «О рабочих нигде ни звука. Неужели замерло все? Знаем, что все левее либеральной прессы унич­тожено. И только. Разгромлены ли союзы, клубы? Где депутаты? Каково их отношение к войне? Промелькнуло известие об аресте в Австрии Ленина. Верно ли, не знаем. В конце концов приходится сказать, что трудно желать победы какой бы то ни было из воюющих сторон. Еще труднее, сложнее вопрос о перспективах». Правда, в других письмах тому же адресату просле­живалась вера автора в революционную развязку мирового конфликта, но и она основывалась главным образом на эмоциях, а не на теоретических разра­ботках 12.

Письма Свердлова, посланные из Туруханской ссылки в первые месяцы войны, были опубликованы лишь после XX съезда КПСС. Их содержание опровергало прежние представления о том, что «Я.М. Свердлов, находив­шийся за много тысяч километров от центра, без всякого труда ориентиро­вался в обстановке, крепко стоял на ленинских позициях»13. Однако, по­скольку на съезде был осужден культ личности Сталина, а не культ личности вообще, никаких новых выводов по данному вопросу не последовало. Даже, наоборот, в предисловии к соответствующим публикациям подчеркивалось, будто рассматриваемые письма являлись лишним доказательством решитель­ности и твердости автора, а их содержание полностью совпадало со взгляда­ми Ленина в отношении войны 14. Это противоречие не могло остаться неза­меченным, но в советское время было не принято критиковать лучших «бой­цов ленинской гвардии». Поэтому некоторые авторы пытались оправдать поведение Свердлова в начале войны. Так, Н.Н. Щербаков ссылался на «ото­рванность Туруханского края от остального мира»15, а В.М. Самосудов с Н.Ф. Оруевой - на недостаток времени для осмысления столь глобальных собы­тий 16. На объективную невозможность Якова Михайловича дать исчерпыва­ющий анализ ситуации, «до конца определить перспективы развития между­народного рабочего движения» после объявления войны указывалось и в мемуарах его жены. Правда, там же одновременно утверждалось, будто по основным вопросам войны, мира и революции взгляды Свердлова и Ленина совпадали17.

В свою очередь выдержки из письма Фрунзе, адресованные в январе 1915 г. И.М. Петрову, стали постоянно цитироваться в исторической литера­туре уже с началом 1940-х годов. Оно посвящалось размышлениям автора в Манзурской ссылке по поводу революционных перспектив военного време­ни. В письме констатировалось: «Что же касается современной войны, то, по-моему, русским социалистам ни с каких точек зрения невозможно выска­зываться за активное участие в войне с нашей стороны. Это и принципиально недопустимо и практически бессмысленно. Вот Вам мой взгляд. Вообще я смотрю на положение дел довольно оптимистически. Воинствующий задор скоро схлынет, выплывут на сцену все старые больные вопросы нашей жиз­ни, ибо война их только обострит, и снова закипит работа» 18. Данная цитата преподносилась в советской историографии, с одной стороны, как демонст­рация неувядающего революционного оптимизма автора, с другой - как доказательство сходства его взглядов с ленинскими. Однако в обоих случаях делать это было некорректно. Во-первых, рассматриваемое письмо содержа­ло и довольно пессимистические изречения, которые умышленно скрыва­лись. В них Фрунзе, развивая свои рассуждения, подчеркивал: «... Каких-либо радикальных перемен в ближайшем будущем я не ожидаю. Мне думает­ся скорее, что мы вступаем в период длительного внутреннего затишья» 19. В большинстве случаев умалчивался и тот факт, что получатель данного пись­ма И.М. Петров принадлежал к партии социалистов-революционеров. А кон­такты с эсерами, по представлениям официальных идеологов советского государства, могли дискредитировать столь легендарную личность. Во-вторых, в письме ничего не говорилось о необходимости превращения империалис­тической войны в гражданскую, не высказывалась мысль о пользе пораже­ния своего правительства, не ставился вопрос о создании нового Интернаци­онала. Не было всего этого и в рассматриваемых письмах Свердлова. В ре­зультате при анализе эпистолярного наследия двух выдающихся деятелей большевистской партии историки попали в довольно сложное положение, выход из которого был предложен В.С. Эмексузяном. На его взгляд, Фрунзе, Свердлов и их соратники «близко подходили к точке зрения В.И. Ленина», изложенной в «Тезисах о войне» 20. В какой-то мере это верно, так как они выражали интернационалистические идеи и надеялись на революционное завершение мирового конфликта. Однако на таком основании нельзя счи­тать их позицию ленинской. Ведь интернационализм как таковой являлся фундаментом для антивоенных платформ всех левых социал-демократов и центристов, включая Ю.О. Мартова, Л.Д. Троцкого, Ф.И. Дана, И.Г. Церете­ли. Очевидно, искусственное подтягивание теоретического уровня некото­рых соратников Ленина до понимания основ ортодоксального марксизма было следствием не только идеологических установок, но и слабой изученности в советской историографии небольшевистских тактических установок внутри российской социал-демократии.

По единодушному мнению авторов тех лет, новый этап в жизни сибир­ской ссылки наступил после проникновения туда работ Ленина и докумен­тов партии по вопросам войны. Если данный вывод отнести к ссыльным большевикам, то с ним трудно не согласиться. Его лишний раз подтвержда­ли, например, труды Свердлова и Фрунзе, написанные в конце 1915 - нача­ле 1917 г. по соответствующим проблемам 21. В них уже четко прослежива­лись чисто большевистские взгляды в отношении империалистической вой­ны. Однако сам процесс восприятия ленинских идей сосланными в Сибирь пролетарскими революционерами значительно упрощался в советской лите­ратуре. Его объективному анализу в немалой степени препятствовало отсут­ствие единого представления о времени получения «Тезисов о войне» за Ура­лом. По поводу данного факта в публикациях разных лет встречалось множе­ство указаний 22. Разумеется, авторы всячески старались приблизить столь важное, с их точки зрения, событие, но в исследовательских трудах для этого требовались доказательства. Поэтому неудивительно, что сведения о самых ранних датах проникновения ленинских тезисов в Сибирь содержались, как правило, в мемуарах. Так, например, В.Л. Швейцер утверждала, будто полу­чила указанную работу от Н.К. Крупской еще в сентябре 1914 г., о чем сразу дала знать Сталину23. Данные воспоминания были созданы в период «культа личности» и после XX съезда КПСС стали восприниматься уже скептически. Однако в 1957 г. вышли в свет мемуары Е.Д. Стасовой, в которых сообща­лись еще более ранние сроки появления рассматриваемых тезисов в крае. Автор уверяла, что это произошло в августе 1914 года 24. Между тем, тезисы Ленина по поводу войны были доставлены из-за границы в Петроград только 24 сентября 1914 года 25. Следовательно, так рано в сибирской ссылке знать о них не могли. Видимо, это прекрасно понимали А.П. Мещерский и Н.Н. Щербаков. В своей совместной монографии они подчеркивали, что «в луч­шем случае тезисы В.И. Ленина могли получить в конце октября - начале ноября там, где почту получали быстрее - в Тобольской губернии и Нарымском крае» 26. В середине 1980-х гг. их поддержала Евсеева, хотя ранее данное событие она относила к началу мировой войны 27. Все это в свою очередь противоречило позиции Эмексузяна, убежденного в том, что ленинские те­зисы до 1915 г. вообще не могли попасть в Сибирь 28. Действительно, источ­ников, подтверждающих их распространение в крае в 1914 г. пока не обнару­жено. Есть только косвенные свидетельства о знании ссыльными социал-демократами Нарыма ленинской тактики по соответствующему вопросу в указанное время 29. Этими данными как раз и пользовались историки, наста­ивавшие на получении в сибирской ссылке «Тезисов о войне» еще до 1915 года. Однако при постоянном ее пополнении новыми репрессированными революционерами такое положение дел вполне объяснимо. Разумеется, идеи рассматриваемых тезисов могли распространяться в ссылке значительно бы­стрее, чем сам их источник. И все же в хронике «В.И. Ленин и революцион­ное подполье в Сибири» были зафиксированы сведения о получении и рас­пространении тезисов в регионе еще в начале войны 30. Они были заимство­ваны из статьи Евсеевой, изданной в 1976 году. Все это выглядело более чем странно, поскольку она посвящалась совсем другой проблеме, а случаи распространения «Тезисов о войне» на ее страницах никак не документиро­вались 31.

При разногласиях в определении времени получения ленинских тезисов в Сибири советские историки были единодушны в оценке их эффективнос­ти. После ознакомления с ними, как подчеркивалось многими исследовате­лями, ссыльные большевики безоговорочно поддержали пораженческие идеи. Однако такой вывод явно не состыковался с содержанием воспоминаний непосредственных участников данных событий. Так, Е.Д. Стасова в мемуа­рах «Страницы жизни и борьбы» указывала, что не все большевики, сослан­ные в Сибирь, поняли «линию В.И. Ленина», т.е. позицию «война - войне» 32. А по воспоминаниям Ю.П. Гавена, в Енисейской ссылке даже после получе­ния соответствующих документов ЦК среди представителей большевистской партии встречались сторонники оборончества. Один из них - И.В. Вардин (Мгеладзе) - старался доказать, будто «именно он стоит на истинно больше­вистской точке зрения», ибо настоящий большевизм, по его мнению, должен признавать защиту Отечества 33. Иначе как политическим каламбуром такое высказывание назвать невозможно. А между тем даже во взглядах М.П. Том­ского некоторые из его соратников находили «законченное оборончество» 34. Окончательным оно, разумеется, не было, поскольку, подчиняясь партий­ной дисциплине Томский вскоре пополнил лагерь пораженцев. Однако дан­ный факт указывает на то, что большевики-оборонцы порой встречались в сибирской ссылке.

Судя по мемуарным публикациям, нелегко было определиться в своем отношении к войне и ссыльным меньшевикам. Так, находившийся на по­селении в Якутии М.М. Константинов вынужден был признать: «Формулу для решения этого вопроса, имеющего мировое значение, большинству из нас давали Циммервальд и Кинталь, но надо сознаться, не все мы могли ее продумать до конца и принять» 35. Как видно, не только пораженческие, но и общие нтернационалистические идеи не просто усваивались ссыльными социал-демократами. А если учесть, что в Циммервальдской и Кинтальской международных конференциях наряду с меньшевиками-интернацио­налистами активно участвовали большевики, то станет понятно, почему далеко не все репрессированные эсдеки считали необходимым относиться к ленинским тезисам особым образом. Однако все это, как правило, игно­рировалось советскими историками. В их трудах скорее можно было вcтретить выдержки из мемуарных источников, характеризовавших «Тезисы о вой­не» как «набат среди темной ночи, созывающий на борьбу всех честных проле­тариев против кровавого безумия империалистической буржуазии», как «про­жектор, осветивший международный горизонт лучом марксистско-ленинско­го анализа» 36.

Интенсивное распространение интернационалистических изданий и антивоенных документов РСДРП началось в Сибири с весны 1915 года. По этому поводу в литературе не было никаких расхождений, так как данный факт подтверждался целым комплексом источников. Своеобразный итог рас­сматриваемому процессу был подведен в обобщающих монографиях 1980-х годов. В них указывалось, что к концу 1916 г. в ссылке были уже получены «Тезисы о войне», манифест ЦК большевиков «Война и российская социал-демократия»», резолюции Бернской конференции заграничных секций РСДРП, материалы международных социалистических конференций в Циммервальде и Кинтале. Кроме того, через ссыльных большевиков в Сибирь поступили 33, 37, 38, 40-47, 50, 51, 54-56 номера центрального органа РСДРП - газеты «Социал-демократ», был получен теоретический журнал «Коммунист». В годы первой мировой войны в регионе распространялись также листовки Русского бюро ЦК, многие работы Ленина, ряд легальных большевистских изданий 37.

Все это, естественно, не могло не способствовать усвоению пораженчес­ких идей ссыльными большевиками. Однако данный процесс был очень слож­ным и противоречивым. Даже после получения в Сибири соответствующих директив не все сторонники Ленина согласились с их содержанием, но партий­ная дисциплина в итоге оказалась превыше всего. Поэтому по вопросам вой­ны и революции большевики выступили единым фронтом.

Исачкин Сергей Павлович - доктор исторических наук. Омский государственный университет путей сооб­щения

Подробнее здесь

Первая мировая война, Сибирь, большевики

Previous post Next post
Up