Чаевые в ресторане: платить или нет?

Mar 27, 2023 22:00




Каждый раз, затрагивая тему чаевых, я получаю десятки комментариев.

- Зачем платить, если люди делают свою работу. Почему тогда не дают на чай строителю, таксисту, врачу…
- Я заплатил по счёту и больше ничего не должен. Халдей должен итак бегать…

Отвечать на каждый комментарий у меня точно нет времени. Изложу свою точку зрения один раз - почему всё-таки чаевые давать надо, и почему в России от этого не уйти.


Первое, за что платятся чаевые, - это то, как официант обслуживает стол.
С точки зрения трудовых обязанностей, он должен принять заказ и принести блюдо. Трудовой договор не заставит быть учтивым с гостем, давать рекомендации по блюдам, улыбаться, быстро менять тарелки и нестись бегом, пока блюдо не остыло.
Он может просто принять заказ, просто принести блюдо и просто рассчитать вас. Ну и что, что оно остыло, пока официант обслуживал другой стол или отлучился в туалет.

Мешает грязная тарелка? Подвиньте, стол у вас большой. Просто получая зарплату, официант в праве обслуживать вас без напряга. А вы лишаетесь сервиса, к которому все привыкли.

Сравните поход в ресторан и в магазин. С вами носятся сотрудники и советуют, что лучше взять. Или им достаточно выполнения должностных обязанностей? Заедьте на заправку или в магазин у дома, где люди работают за зарплату без чаевых. Вот тот уровень обслуживания, который придёт в ресторан: никто ни во что не вникает и ни в чём не разбирается. Уберите чаевые - вашим официантом станет работник старой столовки. Помните фильм «Дайте жалобную книгу»?

- А вы плати́те вместо гостя официанту столько, чтобы хватало и без чаевых.

Отлично! Считаем вместе. Реально хороший официант зарабатывает чаевыми порядка 150 тысяч. Похуже - меньше, но ориентируемся на хороших. В ресторане 20 официантов. Умножили - получили 3 миллиона. Плюс 43% на налоги. Сумма выросла до 4,3 млн. рублей. Её каждый месяц ресторан должен доплатить официантам, чтобы отказаться от чаевых.

Дальше последует повышение зарплаты для всех подразделений ресторана, ведь никто не захочет получать меньше официантов. Страшно строить прогноз на итоговую сумму. Прибыль хорошего ресторана 2-3 миллиона. У остальных меньше. А значит, ресторан уйдёт в жуткий минус.

Выход один - поднять цены почти в два раза. Гости готовы платить столько?
Это сделает ресторан неконкурентоспособным по отношению к другим.

«Радуют» некоторые комментаторы, которые винят рестораторов, переложивших оплату чаевых на гостя.
Это сделали не мы, а культура и традиции. Чаевые платились всегда, как только появились официанты. Они платятся в Америке, Европе и России. Исключение - несколько стран Азии. Это общемировая традиция.
Она вросла в рыночную экономику, которая не регулируется чьими-то желаниями. Во всем мире размер зарплаты официанта предполагает чаевые сверху. У нас это 10%, в Европе до 15%, в Америке 20%. Чтобы физически отменить чаевые, надо отменить рыночную экономику.

Я не агитирую, а поясняю. Другого варианта нет - ни у ресторатора, ни у гостей ресторана. Тот, кто не даёт чаевые, попросту тырит их у работника. А ещё у тех гостей, которые чаевые платят.

Все претензии просьба адресовать не мне, а царю Ивану Грозному, открывшему первый трактир, где официант получил первый чай.

Сергей Миронов

рестораны, этикет

Previous post Next post
Up