Как должен был выглядеть новый Московский Кремль ?

Mar 13, 2023 18:00



Если бы дворец был построен согласно модели, то он превзошел бы своей грандиозностью храм Соломона... виллу Адриана и форум Траяна

Большой Кремлевский дворец В.И. Баженова

В 1760х, задержавшись после своей коронации в Первопрестольной столице, Екатерина II подивилась тому, как тут "всё запущено" и повелела обновить старый Кремль и средневековый город в целом. Дворец должен был полностью изменить облик всего Кремля, да и не только Кремля - всей Москвы. К сожалению, или к счастью, к этому можно относиться по-разному, он так и не был возведен. Сегодня мы можем вспоминать это грандиозное сооружение не только по архивным картинам, но и по сохранившейся модели Кремлевского дворца, которая сама по себе является шедевром.




Генеральный план перестройки Московского Кремля

Архитектор считал необходимыми очень активную "расчистку" Кремля, уничтожение скученного характера застройки средневековой крепости. Он создавал свободное пространство, в котором появлялась возможность создания мощных современных сооружений и новых планировочных структур. Строительство, которое В.И. Баженов начал в Кремле, должно было, как он считал, повысить значимость древних зданий. Он окружил ядро Кремля своими сооружениями, как ценную картину охватывает широкая рама, подчеркивающая её достоинство. План построек состоял в том, чтобы объединить весь Кремль, имеющий две мили в окружности, в одном великолепном замке.



В начале своего правления императрица Екатерина II Великая отводила особую стратегическую роль Москве. Именно поэтому Кремлевский холм, ее исторический, политический центр, должен был обрести новое лицо.

Идея Баженова состояла в застройке всего Кремля огромным дворцом, внутри него должны были оказаться все древние постройки. Дворец предполагался четырехэтажным: два нижних этажа были предназначены для служебных надобностей, самым парадным был третий этаж - именно здесь должны были быть покои императрицы, наследника, а так же парадный зал. Протяженность фасада составляла 639 метров, и он был объединен колоннадой ионического ордера. Вокруг колоннады был организован форум, который должен был стать, по задумке автора, местом, где бы собирался народ во время праздненств и торжеств. Мощный рустованный цоколь и высокая колоннада должны были скрыть постройки Соборной площади и значительно изменить традиционный облик Кремля.



Основные проектные работы продлились 6 лет. Параллельно с ними Баженов создавал деревянную модель дворца. Модель делалась в масштабе 1:48. Она выстраивалась тщательно и постепенно. В процессе ее изготовления отрабатывались детали планировки, внешней архитектуры дворца и его интерьеров. Это было уникальное сооружение по качеству исполнения и размерам.

В 1769 году начали разбирать старые деревянные здания Кремля и проводили серьёзные земляные работы, поэтому летом 1770 года по инициативе Баженова были укреплены стены Архангельского и Благовещенского соборов. Затем были разобраны здания Приказов, старая Оружейная палата, здание Вотчинной коллегии, в 1772 году разобрали церковь Черниговских Чудотворцев.

В 1771 году в Москве разразился чумной бунт, и был выдан указ о прекращении всех работ по Кремлевскому дворцу, но Баженов настоял на продолжении работы и сам активно продолжал заниматься созданием модели. Параллельно попытались составить смету. Получилось несколько ее вариантов с суммой от двадцати до тридцати миллионов рублей. Затем смету пересмотрел архитектор Кампорези, и ее сумма удвоилась. Стоимость одной парадной лестницы, идущей к реке, оценивалась в пять миллионов. 9 августа 1772 года начались земляные работы. В том же году была закончена работа над моделью, и императрица пожелала увидеть ее в Петербурге. Зимой следующего года разобранную модель перевезли в столицу на 120 санях. Рассмотрев модель ансамбля, Екатерина подписала указ с распоряжением о строительстве. 1 июня 1773 года в 9 часов утра начался великий день для Баженова - день торжественной закладки.



Для производства необходимого количества материалов на Воробьёвых горах возвели кирпичный завод, подведомственный Экспедиции кремлёвского строения. Также в работах планировали использовать белый мячковский камень . По распоряжению Баженова его просушили и хранили особым образом, чтобы избежать деформации от влаги.

Нецелесообразность дорогостоящего строительства стала ясна из-за восстания Пугачёва и войны с Турцией, но в 1774 году возведение ещё продолжалось при урезанном финансировании. Через некоторое время из-за нехватки средств работы приостановили, но внимание к проекту подчёркивали, демонстрируя публике чертежи и планы комплекса. Масштабный замысел Баженова вызвал большой общественный резонанс и имел как своих сторонников, так и противников.

Весной 1775 года появились тревожные признаки, связанные с подвижкой грунта: начали оседать массивные контрфорсы, отчего в опасности оказался Архангельский собор, который стоял на откосе. Также случилось несчастье - упала стена на месте снесенной церкви Черниговских чудотворцев. Была собрана комиссия, в которую вошли К. Бланк, И. Яковлев, Г. Бартенев, которые установили, что для укрепления старых зданий надо ускорить сооружение фундамента нового дворца. Это объяснение подтверждало, что опасности для старых зданий нет, но такое заключение не устраивало Екатерину, которая уже охладела к этому проекту. Ведь этот проект противопоставлял старую Москву, которую она недолюбливала, новой столице - Петербургу.

В апреле того же 1775 года осели контрфорсы Архангельского и Благовещенского соборов, что послужило хорошим поводом Екатерине для остановки проекта, несмотря на рекомендации архитектора по ремонту храмов. Прекращение работ вызвало большой шум: в Москву был отправлен подполковник Герард, который составил заключение, выгодное императрице, но московские зодчие, в частности придворный архитектор Антонио Ринальди, отказались его подписать. Тогда виновником был выставлен Баженов, что бросило тень на его карьеру. Так в 1775 году было остановлено строительство дворца и началось восстановление Кремлевской стены и башен. Теперь напоминают о дворце только оставшиеся проектные чертежи, уступ на Кремлевской стене, и модель.



























источник

история, Кремль, проекты, Москва

Previous post Next post
Up