Кем незнакомка была на самом деле?
Иван Крамской (1837-1887 год) - русский художник, специализирующийся на написании портретов и жанровых полотен, один из главных зачинщиков знаменитого бунта 14 в Академии художеств, когда молодые выпускники протестовали против закостенелых порядков и стиля живописи предложенных им в этом учебном заведении. Крамской был идеологом и организатором общества передвижников, во многом именно с его подачи русские художники стали писать не только парадно-напыщенные портреты богатых дворян и купцов, но и обратились к народу, стали показывать реальную жизнь во всей её неприглядности.
Портрет Мины Моисеева
Его картины отличались великолепным психологизмом, сдержанными эмоциями и позами, безупречно выстроенной, но одновременно и очень простой композицией, почти идеальным сходством с заказчиком портрета.
Крамской не лакировал действительность как Константин Маковский, был честен в своих работах и писал так, как было на самом деле. В этом его портреты схожи с работами другого нашего замечательного художника Константина Коровина, который также не терпел фальши и приукрашиваний в угоду заказчику.
Неизвестная
Одна из самых знаменитых картин Крамского - «Неизвестная», написана им в 1883 году. В этой статье мы поговорим об этой незаурядной картине и постараемся разобраться, кто же на самом деле изображён на ней и почему эту картину можно считать неприличной для моральных норм России XIX века?
Почему эту картину можно назвать «неприличной»?
Когда Крамской написал картину «Неизвестная» это сразу вызвало определённые вопросы и недовольство у многих блюстителей нравственности того времени. Даже такой передовой и тонко понимающий искусство человек как предприниматель, галерист и коллекционер картин Павел Третьяков отказался приобретать это полотно. Слишком уж неоднозначный и вызывающий образ для строгой морали XIX века незнакомки получился у художника. Она явно незамужняя, но одета вызывающе богато, носит модные и дорогие одежды. А вот этого замужние женщины, да и девушки на выданье из приличных семей в то время себе позволить не могли. Они одевались подчёркнуто скромно, для примера можно привести портрет Веры Третьяковой - супруги знаменитого мецената и покровителя художников.
Одета она скромно, если не сказать бедно, хотя, понятное дело, могла себе позволить любые, самые дорогие наряды. Даже аристократки не носили украшения, просто платье без каких-либо особых изысков, как на портрете княгини Марии Воронцовой работы художника Сергея Зарянко.
Портрет княгини Марии Воронцовой. Художник: Сергей Зарянко
Если молодая и красивая девушка одета по последней моде, носит дорогие украшения и едет одна в экипаже, то это может означать только одно - она любовница обеспеченного господина или его содержанка. Ни одна «приличная» дама в то время ездить одной не могла, она обязательна была с супругом или, если речь шла о молодой девушке, - со своими родителями или братьями, в крайнем случае со служанками и подругами.
Кто же была эта незнакомка на картине Крамского?
Искусствовед Ирина Чижова предполагала, что это Екатерина Долгорукова, более известная, как княгиня Юрьевская. Она 14 лет была любовницей российского императора Александра II , а выйти за него замуж смогла лишь после смерти его законной супруги Марии Александровны.
Екатерина Долгорукова. фото XIX века
Но в браке они прожили недолго - Александр II погиб от взрыва бомбы народовольцев. Так, человек, освободивший крестьян от крепостного права, оказался сам жертвой недовольных революционеров и террористов.
Кстати, Ирина Чижова утверждала, что видела в одном журнале XIX века рисунок Юрьевской, которая была одета точь-в-точь как незнакомка на картине Крамского. Есть данные, что Александр II заказал портрет своей любовницы именно Крамскому, вот только император трагически погиб от рук народовольцев ещё до того, как эта картины была готова. Именно поэтому Крамской изменил внешность и черты «незнакомки», узнать в ней княгиню практически невозможно.
Но это только одна из версий, есть и другие. Некоторые предполагают, что незнакомка - просто обычная симпатичная девушка из крестьянской семьи, которой здорово повезло в жизни - она приглянулась богатому купцу, и он накупил ей дорогих нарядов и украшений, стал её содержателем. Потому и взгляд у неё такой надменной - вот оно счастье, выбилась из грязи в князи. Хотя где-то в глубине души, если она не полная дура - а по картине этого точно не скажешь, глаза у неё умные и проницательные, незнакомка понимает, что является всего лишь развлечением для своего покровителя. Пройдёт время, увянет её красота или она ему надоест, и придётся жить без богатых подарков, но с подмоченной репутацией «падшей женщины". Потому пока можно, нужно наслаждаться моментом, брать от жизни всё и экономнее относиться к подаркам, откладывать что-то на чёрный день, который наверняка рано или поздно будет.
А некоторые особенно смелые любители всяческих догадок и предположений утверждали, что под образом незнакомки скрывается родная дочь Крамского Софья Крамская.
Но не верится, что её отец стал бы писать дочь в образе кокотки, чем более, что тогда сама Софья переживала разрыв отношений со своим женихом, который завязал отношения с её подругой. Впрочем, некоторое сходство есть, но наверняка Крамской, держа в памяти образ своей дочери, неумышленно придал незнакомке на картине некоторые её черты. И уж никак он не желал своей дочери судьбы содержанки богатого господина.
А ещё были предположения, что сама незнакомка вообще не так обеспечена, как кажется на первый взгляд. Она только начинает свой путь профессиональной кокотки, и оделась «на последнее» - у неё дешёвые браслеты «под золото» и самодельная шляпка, которая только выглядит богато. Но слишком уж самоуверенный взгляд у этой красавицы, да и сама она глядит свысока на зрителей, сверху вниз - Крамской мастерски выстроил композицию с высоты роста пешехода, смотрящего на неё с восторгом и обожанием. Примерно так она могла появиться перед взором бедного студента художественного училища или мальчишки-мастерового подросткового возраста уже начинающего заглядываться на хорошеньких барышень. Но всем понятно, что она даже не обращает внимания на них - затем это нужно, если есть богатый покровитель?
Незнакомка. фрагмент картины
Можно рассмотреть в этом взгляде вызов всему ханжескому «приличному» обществу XIX века, в котором женщине отводилась совершенно незначительная роль, а она должна полностью соответствовать всем строгим, и не всегда выполнимым для молодой, любящей жизненные удовольствия девушки, требованиям.
источник