После гибели семилетней школьницы в Забайкальском крае вопрос о пересмотре Федерального закона № 498 "Закон об ответственном обращении с животными" снова начали обсуждать в Госдуме. Увы, работа над ошибками в очередной раз проводится лишь после трагедии, всколыхнувшей всю страну. Но самое ужасное - судя по анонсированным поправкам, вместо решения проблемы сам закон не изменится, просто на его реализацию выделят больше денег из казны.
Ещё на стадии обсуждения в 2019 году ФЗ №498 спровоцировал шквал скандалов и в народе был быстро переименован в "закон о собаках". Практика показала, что к заботе о ком бы то ни было этот нормативный акт имел мало отношения. Сейчас в России не осталось ни одного региона, в котором администрации не были бы завалены жалобами на нападение бездомных стай. И нигде чиновники эту проблему в полном объёме не решили. Почему? Им мешает "закон о собаках". Почему же этот нормативный акт привёл к столь бесчеловечным последствиям и что в нём можно исправить?
Кровь на снегу
Группа следственного комитета работала на месте трагедии до поздней ночи. В свете фар служебных автомобилей сотрудники в форме изучали место происшествия. Овраг за пустырём. На снегу - детский ботиночек, красная вязаная перчатка, пятна крови. Весь посёлок Домна Читинской области оглох и онемел от горя. В семье военнослужащего и учительницы погибла единственная дочка. Её растерзала стая собак, когда девочка возвращалась домой после занятий в школе искусств.
Народный сход посёлка Домна обратил свой гнев против администрации. Оказалось, что заявления неоднократно писались чиновникам, но в ответ сельчане всегда получали отписки: "Администрация обратилась в специализированную организацию. Обращение было проигнорировано". Зачем вообще тогда нужна власть?
Приехавший на место трагедии губернатор Забайкальского края лишь окончательно распалил ярость жителей. Александр Осипов заявил, что в "законах есть изъяны,
которые не позволяют убрать собак с улицы". То есть чиновники не виноваты. У них руки связаны.
You can watch this video on www.livejournal.com
Многоликие спасители животных
Если коротко, то согласно ФЗ № 498 бездомных животных полагается ловить, стерилизовать, вакцинировать и отпускать обратно в среду обитания. В своё время толпы зоозащитников настаивали на том, что эти меры помогут остановить рост популяции и усыплять животных не придётся. Эвтаназия в законе вообще разрешена только по показателям здоровья, не совместимым с жизнью. Там даже регламентированы схемы лечения. Предполагается, что заниматься отловом, лечением, вакцинацией и временным содержанием могут только организации, имеющие у себя лицензию, врачебный кабинет, штатного медика и территорию для содержания животных.
Казалось бы, всё логично. Но это только на первый взгляд. Параметры федерального закона лишь очень расплывчато и рамочно обрисовывают как требования к учреждениям, так и источники финансирования. Зато там совершенно чётко прописано, что собак после стерилизации надо отпускать на волю. И это, естественно, породило бесконтрольный "чёрный рынок" и коррупцию, расколов общество.
Подряды на выполнение отлова животных за бюджетные деньги стали попадать к мутным конторам, новоявленным коммунальным подразделениям, неизвестным общественным организациям, приютам с "тёмным прошлым". В Великом Новгороде, например, ещё в 2019 году исполнителем контракта на отлов и содержание бездомных животных стала стоматологическая фирма из Нижнего Новгорода. И это - далеко не единичный случай.
Жители многих регионов и настоящие зоозащитники регулярно поднимали по этому поводу шум, но размытость формулировок не позволяла найти нарушения. А проконтролировать исполнение подрядных работ вообще невозможно. Нет никакого конкретного учёта численности бродячих собак. Виктория Соловьева, ветврач, кинолог тамбовского клуба "Горг", сравнивает этот федеральный закон с "голом в пустые ворота":
Нет никакой реализации закона. Депутаты приводили странную статистику. Якобы примерно полторы тысячи особей единовременно бегает по среднему российскому региональному центру с населением примерно 800 тысяч человек. Кто это посчитал? Как вообще они могли посчитать безнадзорных собак, которые перемещаются постоянно из района в район? На самом деле этих собак может быть столько же, сколько и людей в городе.
Стоимость госконтрактов в разных регионах тоже отличается. Где-то речь идёт о миллионах рублей, где-то сумма просто смешная, несовместимая с решением задачи.
В среднем годовой бюджет небольшого населённого пункта на услугу по отлову и стерилизации - в районе 600 тысяч рублей в регионах. Давайте посчитаем. На эти деньги можно стерилизовать примерно 180 собак. Если совсем "эконом-класс", то 200 особей. Остальные продолжат спокойно размножаться, и уже к концу года количество бродячих стай удваивается. Я уж не говорю о том, что техзадания и условия этих конкурсов так формулируются, что ни одна порядочная законопослушная организация на эту госзакупку просто не пойдёт,
- говорит кинолог.
"Трудно быть добрым"
Для осознания масштабов проблемы необходимо развеять два мифа.
Во-первых, стаи бродячих собак никогда не были домашними. Это животные, которые человека знают лишь как конкурента по ареалу обитания. Домашняя собака, которую выбросили хозяева, на улице не выживает больше месяца.
ФОТО: KICHIGIN / SHUTTERSTOCK.COM
Во-вторых, стерилизация - не панацея от агрессии.
Валерия Аверкиева, президент организации содействия сохранению животного мира "Российское биологическое общество" объясняет:
У собак примерно семь видов агрессии, и только один из них половой. Животные охраняют территорию, которую считают своей, пищевой ресурс, потомство. И нужно понимать, что чем севернее регион, тем агрессивнее млекопитающие. Трудно быть добрым зимой при температуре минус 50.
По мнению эксперта, нынешняя редакция закона не выдерживает вообще никакой критики. Обширная практика европейских стран не предполагает выпускать животных обратно на улицы. Там их ловят, стерилизуют и помещают в муниципальные приюты. Срок содержания в муниципальном приюте - от недели до месяца. Затем, если животное не забрали сострадательные люди, их либо отдают в частные учреждения, либо усыпляют. Только таким образом можно решить проблему. А отечественный вариант закона - это бездонная бюджетная яма. Если популяцию не стерилизовать всю и единовременно, она к концу года расплодится снова. И каждый безнадзорный пёс обходится бюджету в ту же сумму, что и содержание служебной собаки. Трудно не заподозрить, что закон в этой форме лоббировали товарищи, которым это по какой-то причине выгодно.
Одним словом, замысел гуманного обращения с животными на практике привёл к тому, что по всей стране расплодились стаи бродячих собак. Они убивают кошек и диких животных не хуже волков. Виктория рассказала:
Перед Новым годом егеря из Новой Москвы прислали мне видео, на котором стая собак загрызла двух косуль. И это далеко не единичный случай.
Аверкиева также отмечает, что собаки могут заражать человека бешенством, и количество таких случае в регионах растёт. И уже не редкость летальные исходы у детей и взрослых.
В Советском Союзе были очень жёсткие требования и соблюдался ветеринарный контроль. И с проблемой бешенства удалось справиться. Сейчас же мы имеем растущую статистику заболевания. И собаки являются основными "поставщиками" бешенства людям,
- говорит специалист.
Валерия Аверкиева руководит большой организацией, которая может влиять на законодателей. В настоящий момент "Российское биологическое общество" совместно с комиссией юристов России формируют свои предложения по поправкам к закону. Аверкиева надеется, что народные избранники примут во внимание оценку профессионалов, а не лоббистов.
А в том, что именно лобби оказалось сильнее в 2019 году, сомневаться сложно. Иначе зачем было столько внимания уделять работе приютов и запретам на эвтаназию, размывая схемы финансирования? При этом весь прочий животный мир остался за рамками правового процесса.
Пора работать над ошибками
Депутатская масса вовсе не однородна. Разумные доводы противников собаколюбивых "экстремистов" звучали раньше и продолжают звучать сейчас. Депутат новосибирского горсовета, глава МООЗПП "Гражданский патруль" Новосибирска Ростислав Антонов возражает этим доводам данными сложившейся практики:
Я по многим регионам отследил статистику. И везде ситуация только ухудшается. И в Кемеровской области, и в Челябинске, Владивостоке, Перми идёт рост статистики нападения собачьих стай на людей. Причём, согласно закону, у чипированных собак есть некая индульгенция. Повторно их никто не отлавливает. А они по-прежнему агрессивны.
В общественную организацию стекаются жалобы со всей страны. Эксперты и советники "патруля" однозначно считают, что необходимо либо вернуться к методикам Советского Союза, либо проанализировать и применить опыт европейских стран.
Я бы понял, если бы Госдуму захватили вдруг бродячие собаки и приняли этот закон для себя. Но ведь его люди голосовали. Хотя очевидно, что он нарушает саму логику законотворческого процесса. Он не защищает людей. Он защищает бездомных агрессивных собак,
- высказался Антонов.
По мнению депутата, если законодатели совершили ошибку, то её нужно исправлять. Держать диких псов до конца дней в клетках - негуманно. Возможно, законодателям стоит расширить список показаний для эвтаназии, не ограничиваясь несовместимыми с жизнью показаниями.
Если же это окажется невозможным, по мнению Ростислава, можно подумать о создании специальных надёжно огороженных территорий, на которых будут доживать свой собачий век чипированные и стерилизованные стаи.
Что с того?
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов выступила с инициативой по изменению "собачьего закона". Даже на уровне глав городов есть понимание о том, насколько антигуманен этот правовой акт. А было бы ещё неплохо силами того же Следственного комитета проверить работу подрядных организаций, которые с 2019 года выполняли отлов и стерилизацию собак. В том же посёлке Домна Читинской области, где 22 января погибла семилетняя девочка, чипированные суки продолжали щениться. Местные жители рассказывали, что за бетонными коробками гаражей устроила лёжку и ощенилась собака с жёлтой биркой.
По данным Центра правовой зоозащиты, с 2001 года в России собаки насмерть загрызли 391 человека. То есть в среднем они убивали по 3 жертвы в месяц. И это только те случаи, которые попали в СМИ.
К сожалению, даже страшная смерть ребёнка не помогла Госдуме осмыслить масштабы проблемы. В Госдуме после трагедии в Забайкалье предложили возложить персональную ответственность на муниципальных чиновников. А частным приютам, готовым работать над вакцинацией и стерилизацией бродячих стай - дать налоговые льготы и придумать меры поддержки. То есть сам закон останется практически в прежнем виде, просто исполнителям выделят больше денег.
источник