Логотип телеканала «Дождь»*
Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности.
Михаил Булгаков, «Белая гвардия»
Во вторник, 6 декабря, было принято решение об отзыве лицензии телеканала «Дождь»* на территории Латвии. С 8 декабря «Дождь»* прекращает своё вещание.
Кажется, весь дискурс о «хороших русских» в Европе в одночасье схлопнулся. Уж как ни старались журналисты «Дождя»* доказать западным партнёрам, что они, мол, не такие, они против российской политики, - западные партнёры не оценили.
Напомню, скандал разгорелся из-за того, что ведущий Алексей Коростелёв в прямом эфире употребил выражение «наша армия» о российских Вооружённых Силах, после чего был в тот же день уволен с канала.
Вся история «Дождя»* настолько литературна, настолько наглядна и показательна, что и разбирать-то неловко, но я попробую.
«Дождь»* - оппозиционный канал, работавший в основном на либеральную интеллигенцию, на условного гражданина, бродящего где-то внутри Садового кольца. Зритель «Дождя»* - ориентированный на европейский склад и европейские ценности молодой человек, глубоко недовольный российской политикой.
В «кровавой и тоталитарной» (по мнению руководства и редакции) России «Дождь»* просуществовал 12 лет. Двенадцать, подчеркну. В светлой европейской Латвии, где якобы нет цензуры, а есть одна лишь справедливость, канал не продержался и нескольких месяцев. И это всё, что нужно знать про режим, тиранию, цензуру и демократические ценности в мире.
Но занимательно даже не это. Гораздо сильнее меня увлекла позиция руководства канала и реакции сторонников. Тихон Дзядко**, и часа не подумав, уволил оговорившегося журналиста. Для меня это - намного показательнее, чем реакция любой государственной машины.
Вспомнила историю, которую мне рассказывала много лет назад одна приятельница. В 2012 году, когда оппозиционные протесты в России были действительно хоть сколько-то массовыми, она принимала в них участие. И была задержана с листовками в метро.
Приятельница немедля позвонила всем своим сторонникам, соратникам и друзьям. И получила короткий ответ, смысл которого сводился к тому, что, мол, как хочешь, так и выкручивайся. Припёртая обстоятельствами к стенке, она обратилась к знакомым чиновникам - «псам режима». И была немедля из застенков вызволена - с улыбкой и наставлениями.
«Вот тогда я поняла про нашу оппозицию примерно всё», - резюмировала подруга.
Ровно этот же фокус показал нам в прямом эфире и Дзядко**. Я много лет говорю: неважно, какие у тебя политические взгляды и убеждения, лично для меня они вторичны. Первичны - общечеловеческие качества. И если ты выкидываешь за шкирку за борт оступившегося коллегу, подобострастно глядя на высоких покровителей, - будь готов, что однажды точно так же выкинут и тебя. Школьная, в общем, истина, но странно, что не все её постигли.
Ещё смешнее читать в социальных сетях сторонников «Дождя»*, выступающих в жанре «неуклюжие оправдашки». Все эти Миши Козыревы, застывшие в неловкой позе, силятся одновременно влезть на ёлку и ничего себе не поцарапать. Вспоминая писателя Достоевского - «и подошвы вылизать» высоким европейским лидерам, и своих поддержать. Зрелище бесконечно жалкое.
Резюмируя, скажу. Пример «Дождя»* должен научить наших оппозиционеров одной, кажется, нехитрой мысли: для Европы и Америки «хороших русских» не существует. Они, отрёкшиеся от своей страны, живут исключительно в ваших головах, пишут меморандумы в рамках кружков и сообществ, формируют правительства и программы партий.
А по сути, больше всего напоминают немногочисленное сборище бродячих клоунов. Которых ни там, ни здесь не уважают. Беглецов и предателей не любят нигде, запомните, а лучше запишите.
Мария Дегтерева
*СМИ, выполняющее функции иноагента
**Физическое лицо, выполняющее функции иноагента
источник