Олег Анатольевич Матвейчев
Аннотация
А.Л. Волынский на протяжении значительной части своей творческой жизни обращался к образу Аполлона, прежде всего как к культурологической метафоре, коренящейся в знаменитой ницшевской диаде «аполлонического - дионийского» и характеризующей определенный тип культуры и способа мышления. В преодолении извечного русского дионисизма критик видит залог рождения новой России. Академический интерес к фигуре Аполлона инспирирован у Волынского его деятельностью в сфере театральной и балетной критики. Сам балет как формализованное пластическое искусство Волынский относит к «царству Аполлона». В поздних произведениях Волынского Аполлон приобретает новую функцию, олицетворяя собой исторически конкретную цивилизацию - Гиперборею, рассматриваемую им, в духе модной в те годы арктической гипотезы, как колыбель арийской цивилизации. Отсюда гипербореи, еще не разделенные на нации, осуществили экспансию в Европу и стали родоначальниками многих народов. Для установления направлений этой экспансии Волынский привлекает историю распространения культа Аполлона, который с глубокой древности связывался с Гипербореей; он прослеживает этапы трансформации образа Аполлона на греческой почве - от «небесного полководца» до бога чистоты, ясности, меры, порядка. В культе Аполлона критик обнаруживает семитические черты и память об изначальном гиперборейском монотеизме. По мнению Волынского, черты древнейших предков европейских народов - гипербореев, а также монизм как фундаментальный принцип их мышления сумели сохранить именно семиты. В духе русского космизма мыслитель пророчествует о грядущей эре «нового Аполлона» - человека целостного сознания и всемирной разумности, который будет жить вечно.(
с)