Образ Аполлона в философском творчестве Акима Волынского

Nov 19, 2022 12:00


Олег Анатольевич Матвейчев
Аннотация

А.Л. Волынский на протяжении значительной части своей творческой жиз­ни обращался к образу Аполлона, прежде всего как к культурологической метафоре, коренящейся в знаменитой ницшевской диаде «аполлоническо­го - дионийского» и характеризующей определенный тип культуры и спо­соба мышления. В преодолении извечного русского дионисизма критик видит залог рождения новой России. Академический интерес к фигуре Аполлона инспирирован у Волынского его деятельностью в сфере теат­ральной и балетной критики. Сам балет как формализованное пластическое искусство Волынский относит к «царству Аполлона». В поздних произве­дениях Волынского Аполлон приобретает новую функцию, олицетворяя со­бой исторически конкретную цивилизацию - Гиперборею, рассматривае­мую им, в духе модной в те годы арктической гипотезы, как колыбель арийской цивилизации. Отсюда гипербореи, еще не разделенные на нации, осуществили экспансию в Европу и стали родоначальниками многих наро­дов. Для установления направлений этой экспансии Волынский привлекает историю распространения культа Аполлона, который с глубокой древности связывался с Гипербореей; он прослеживает этапы трансформации образа Аполлона на греческой почве - от «небесного полководца» до бога чисто­ты, ясности, меры, порядка. В культе Аполлона критик обнаруживает се­митические черты и память об изначальном гиперборейском монотеизме. По мнению Волынского, черты древнейших предков европейских народов - гипербореев, а также монизм как фундаментальный принцип их мышления сумели сохранить именно семиты. В духе русского космизма мыслитель пророчествует о грядущей эре «нового Аполлона» - человека целостного сознания и всемирной разумности, который будет жить вечно.(с)

индоевропейцы, Аким Волынский, иудаизм, анонс, Серебряный век, Гиперборея, Матвейчев

Previous post Next post
Up