Каюсь, я месяц назад прочитал рецензию афишевских клоунов, которые похвалили «Сердце Пармы» за антиимперство и деколонизационный дискурс, забрало у меня упало, и я наехал на создателей фильма, не глядючи оного) Приношу им свои извинения.
Фильм режиссера Мегердичева, снятый при поддержке ВГТРК, получился ломовейший и мегаимперский. Его можно уже преподавать во ВГИКе, как учебник на тему «Как снять крутой русский исторический блокбастер».
Во-первых, фильм снят очень качественно: декорации, графика, костюмы и батальные сцены не уступают лучшим западным образцам типа «Викингов», «Игр престолов», «Последнего королевства».
И, что самое главное, снят он про нашу с вами реальную героическую историю - освоение русскими Урала и Приуралья, когда эти суровые красивые края, населённые древними воинственными народами, стали частью Руси.
Боевой лось шамана-князя вогулов (манси) Асыки и финальный бой между московитами и уральскими племенами - просто шедевр.
Экшена в фильме столько, что почти три часа пролетают, как одна минута.
Ну и тот факт, что красивая актриса Ербакова, играющая пермяцкую девушку-оборотня Тичерть частенько бегает обнаженной, тоже радует глаз)
Режиссёрское мастерство и в том, что каждый актёр раскрылся на сто процентов и находится на своем месте. Даже Бондарчук органичен в роли Ивана Третьего. А уж трагически погибший недавно, Пускепалис, в роли воеводы Полюда - просто глыба.
Во-вторых, у фильма правильный идеологический посыл. С одной стороны, он не принижает в англосаксонском стиле уральские народы от коми до вогулов с пермяками, показывая их интересными и самобытными. С другой, Московская Русь выглядит, как мощная имперская сила, которой нельзя не покориться. Но которая не стирает присягнувшие ей народы в порошок.
Три четверти фильма идет противостояние набирающей имперскую силу Московской Руси с вольными уральскими племенами и примкнувшим к ним русским великопермским князем Миханом. Но концовка ставит все на свои места.
Регулярное стрелецкое войско с пушками и тяжёлой конницей умением сминает отважных, но диких воинов Урала. Москва смотрится мегаполисом на фоне деревянной Чердыни. Непокорный князь-сепаратист Михан признает власть Московского князя.
А Иван Третий произносит мощнейший спич о том, что Русь - единственная хранительница истинной веры в отличие от еретиков из Ватикана, и он намерен создать из нее такую глыбу, об которую обломают зубы поляки и немцы.
Епископ, одержимый крестить уральские и пермские племена любой ценой и блестяще сыгранный Евгением Мироновым, являет нам образ истинно святого человека, жёсткого, но милосердного и благочестивого, готового ради Веры рискнуть собственной жизнью.
В конце фильма символично сгорает идол древней злой вогульской богини Сорни-Най, которой приносили человеческие жертвы. А русские, коми, пермяки заново отстраивают град Чердынь, но среди них уже мелькают красные кафтаны московитских стрельцов. А, значит, теперь здесь тоже будет Московская Русь… И Православная Вера.
Деколонизацию и антиимперство там только петухи из «Афиши» могли увидеть, обколовшись мефедроном под ролики Зыгаря)
Отличный зрелищный фильм, который идеально донёс посыл, что Россия сильна своим многообразием, но реализоваться оно может лишь в рамках «русского мира», и никак иначе.
СМ
Александр Аксенов