Глава 7: ИМПЕРИЯ НАОБОРОТ
«В истории советского госстроительства сам черт ногу сломит. Первые годы оно шло хаотично и беспорядочно, напоминая процесс деления биологических клеток. После того, как действовавшая прежде дореволюционная административная система приказала долго жить, на ее месте, точно грибы, начали вырастать всевозможные республики, трудовые коммуны, автономии и даже национальные районы.
Топографы того времени просто не поспевали заносить на карту новые наименования; только к 1921 году внутри РСФСР в общей сложности попеременно было создано порядка 50 национально-территориальных образований.
Административные границы и названия новых республик менялись с такой лихорадочной быстротой, что и сами жители не успевали запомнить свои очередные адреса.
«Мы дали всем нерусским национальностям их собственные республики или автономные области!» - этот принцип, озвученный Лениным и положенный в основу новой национальной политики, лишь на первый взгляд звучит благозвучно. В действительности, он фальшив от начала и до конца; очередной пример большой и малой правды.
И дело даже не в том, что «собственные» регионы «дали» отнюдь не всем «нерусским национальностям», а явному меньшинству (по переписи 1926 года, в стране было зарегистрировано 194 нации и народности, но свое представительство в тот момент получило не более 40). Дело в самом прилагательном «собственные».
Большинство новообразованных республик (что союзных, что автономных) никак не могли по праву назвать вверенную территорию своей собственностью. Все они буквально в ручном режиме собирались, точно конструктор «Лего», из самых разных земель, ко многим из которых никакого отношения исторически не имели.
Положив федеративный принцип в основу нового государства, большевики превратили «право на самоопределение» в суровую обязанность. Национальные республики и автономии преимущественно создавались в директивном порядке, по указанию центра. Из огромного количества наций и народностей власти отбирали наиболее многочисленные, на базе которых и следовало строить новую государственность.
Этот процесс сопровождался, однако, массой трудностей. Ряд малых народов, например, не имел ареалов компактного проживания и был рассеян на сотни километров друг от друга: в Поволжье, Сибири, на Урале. Применить национально-территориальный подход в чистом виде здесь никак не получалось; когда башкирские и чувашские партийцы представили в Москву свои первоначальные предложения, карты их автономий походили на архипелаги островов, со всех сторон, точно океаном, окруженные русскими поселениями. Разумеется, центр эти варианты забраковал.
Другая проблема заключалась в том, что национальное население практически сплошь было крестьянским, тогда как города обживали, в основном, переселенцы. Большевиков это тоже не устраивало: в каждой республике необходимо было иметь собственный пролетариат.
В результате - образовывая новые национальные территории, власти на российских землях не экономили, щедро укрупняя и округляя республики, прирезая к ним целые волости, уезды, а то и губернии. Сплошь и рядом в состав национальных республик включались чисто русские города; так Оренбург стал первой столицей Казахстана, Глазов - Удмуртии, Стерлитамак - Башкирии, а Иркутск - Монголо-Бурятской области.
«Отрывать города… от сел и округов из-за национального момента нелепо и невозможно», - учил последователей товарищ Ленин.
Создание республик происходило настолько порой неуклюже, что этому противилась даже местная советско-партийная элита.
◻️Скажем, в августе 1920-го руководители Дагестана открыто выступили против придания их земле статуса автономной республики, ссылаясь на отсутствие у горских народов развитой промышленности и подготовленных кадров.
Примерно то же произошло и при попытке образования Марийской автономной области (нынешняя республика Марий-Эл).
https://t.me/Hinshtein/2836