Простой житель России ухаживал за брошенной взлетно-посадочной полосой 12 лет

Sep 12, 2022 19:30

Однажды это спасло жизнь 81 человека

Подвиги, как известно, совершаются далеко не только на войне, есть им место и в обыденной бытовой жизни, и в труде. Кто бы мог подумать, что то дело, которым занимался целых 12 лет простой житель нашей страны, однажды спасет целый самолет и жизнь всех, кто летел тогда на его борту.



источник фото

Итак, все случилось 7 сентября 2010 года. Самолет Ту-154 ранним утром принял пассажиров в Мирном, после чего взлетел и взял курс на Москву, однако после 3 часов полета на высоте 10600 метров произошел сбой и отключился автопилот. Вообще-то это еще не катастрофа, но командир судна Новоселов имел какое-то нехорошее предчувствие, что самое страшное еще впереди. Он связался с диспетчерской, сообщил, что на самолете проблемы и попросил подготовить запасной аэропорт для посадки, но ответа не дождался - рация "пиликнула" и больше уже не включилась.

После автопилота и рации началось постепенное отключение и других систем Ту-154 - всевозможных датчиков, навигационных приборов и прочего. Более того, "упали" все 3 авиагоризонта, а ведь считалось, что такого просто не может быть.


Самолет, естественно, начал снижаться и достиг высоты 3000 метров - под ним была бесконечная тайга, холмы и сопки. Понятно, что там садится было просто некуда. Через какое-то время впереди Новоселов увидел реку - то была Ижма, потом мелькнул и одноименный поселок. Тут же созрел план, по которому предполагалось приводнить Ту-154 на реку у самого поселка, чтобы местные жители на лодках смогли спасти хоть кого-то, если кто из пассажиров и членов экипажа вообще выживет. Все приняли этот план, единственный из возможных, но вдруг раздался окрик штурмана - он рассмотрел впереди невесть откуда взявшуюся в том районе полосу. Тогда ни у кого из членов экипажа не было времени на вопрос - а откуда она тут? Все хотели жить, а потому сразу направили машину туда.

Расскажу, что это была за полоса. Еще в 1978 году при поселке Ижма открыли аэропорт, при котором трудились 126 человек. Понятно, что в 90-х годах все меньше самолетов стали посещать поселок, и если ранее они летали туда каждый день, то в какой-то момент количество рейсов сократилось до 1 в неделю, а потом, как не сложно догадаться, все это и вовсе прекратилось. Штат работников также постоянно сокращался, пока их и вовсе не осталось только 2. В 98-м году из аэропорта сделали вертолетную площадку компании "Комиавиатранс", оставив там всего одного рабочего - Сергея Михайловича Сотникова, собственно, героя моей статьи.



Сергей Михайлович Сотников. Источник фото

Этот человек трудился в аэропорте при Ижме с первого дня существования объекта. Занимался он тем, что заправлял самолеты, потом был техником, а позже руководил службой ГСМ. В 98-м году его, как самого опытного, сделали начальником той самой вертолетной площадки "Комиавиатранса".

По мере того, как персонал в 90-е годы в аэропорту все сокращали и сокращали, Сергей Михайлович брал на себя все новые и новые обязанности. А когда он остался один, то и вовсе был не только начальником, но и дворником, и кладовщиком, и охранником, и вообще всем на свете. Ежедневно он добирался до объекта на своем стареньком УАЗе и занимался делами, а дел хватало всегда. По факту в его обязанности входило приезжать туда лишь 3 раза в неделю и поддерживать в нормальном состоянии вертолетную площадку, но у Сотникова болела душа, когда он видел всю эту разруху кругом в том месте, которому он отдал столько лет своей жизни. Так вот и вышло, что помимо выполнения своих обязанностей, содержал Сергей Михайлович в порядке даже взлетно-посадочную полосу заброшенного аэропорта. Он срубал кустики, деревца, вытаскивал траву, что прорастала на ВПП.



Такова участь заброшенных ВПП, и это еще далеко не самый худший вариант. Источник фото

И не только в этом была беда - местные, видя, что аэропорт уже заброшен и фактически не используется, много раз пытались устроить там и склад дров, и стоянку для старых ненужных автомобилей, и Бог знает что еще. Со всеми Сотникову пришлось спорить, едва ли не воевать, отстаивая это место до последнего. Все считали, что он дурью мается, а он их не слушал и просто делал свое дело. И так долгие-долгие годы. И вот, в 2010-м, это дало свои плоды.

Вернемся к нашему Ту-154. Итак, пилоты увидели взлетно-посадочную полосу у Ижмы и вместо приводнения на реку решили использовать этот шанс. То, что полоса с виду была в порядке, абсолютно не значило того, что самолет успешно совершит посадку. Почему? Потому что для посадки самолета данной модели длина ВПП должна составлять минимум 2500 метров, в то время как на Ижме, понятно дело, такой большой не было, длина местной составляла всего 1340 метров. Но и это еще не все, вторая беда в том, что не удалось погасить скорость Ту-154, и вместо установленных 270 км/ч он садился на скорости 380 км/ч. И, напомню, все это без помощи диспетчеров, без приборов, которые просто вышли из строя. Дабы не создавать панику в салоне, бортпроводницы спокойно сообщили о том, чтобы все приготовились к вынужденной посадке, после чего машина начала маневр.

3 раза Ту-154 заходил на цель, но из-за высокой скорости, короткой полосы и отключенных приборов пилоты никак не могли попасть в самое-самое начало ВПП. А ведь если самолет коснулся бы ее чуть дальше, то ему бы просто не хватило времени на остановку, полоса и так была слишком коротка. Наконец, самолет зашел на 4 попытку. К тому времени туда уже бежали местные, ехали машины скорой помощи, пожарных, полиции.



Экипаж Ту-154. Источник фото

Эта последняя попытка посадки была удачной. Ту-154 коснулся первой же, начальной бетонной плиты ВПП и начал оттормаживаться. Но и так ему все равно не хватило время на остановку, он выкатился за ее пределы, ломая деревья и сминая кусты. На расстоянии 164 метра после конца ВПП машина остановилась - 9 членов экипажа и 71 пассажир были целы и невредимы.

При последующем разборе всей ситуации эксперты как один заявляли, что у самолета на успешное приземление был 1 шанс из 1000, и именно этот шанс выпал на долю этого Ту-154. Сами же пилоты свой шанс видят в другом - в непонятно откуда взявшейся ухоженной, чистой, исправной ВПП посреди холмов и леса. А имя тому, кто дал людям возможность спастись - Сергей Михайлович Сотников. Это он держал ВПП в порядке, тратя на это и свои силы, и свободное время, не получая ничего взамен.



Ту-154 в Ижме. Источник фото

Думаю, не сложно догадаться, что было бы с самолетом, если бы на ВПП валялось какое-нибудь бревно, если бы там устроили свалку старых ржавых машин, если бы там просто пророс новый лес, если бы трава, которую вовремя не выдрали из стыков плит, раскрошила бетон. Беды удалось избежать только благодаря простому человеку, самому обычному гражданину нашей страны, на которых во все времена только и держалась Россия.

отсюда

аэропорт, история, авиация, Коми, личность

Previous post Next post
Up