Гражданская декларация о гуманитарном суверенитете России

Sep 03, 2022 13:00

Настоящую Декларацию составляют базовые представления российского гражданского общества о целях и условиях гуманитарного суверенитета России как необходимого условия развития личности, общества и государства.




Гуманитарный суверенитет представляет собой способность государства, граждан и институтов гражданского общества:

- сохранять и приумножать собственное историческое и культурное наследие;

- творчески обогащать содержание общественного сознания;

- использовать потенциал культурного наследия и смысловые ресурсы общественного сознания в целях всестороннего преемственного развития, интеллектуального и культурного роста личности, общества и государства;


- самостоятельно ставить и разрешать фундаментальные вопросы бытия личности, общества и государства;

- выдвигать и реализовывать цели суверенного развития страны;

- суверенно развивать гуманитарное, в том числе - информационно-цифровое, пространство страны как среды жизнедеятельности человека и гражданина;

- участвовать в формировании целей и повестки развития человечества, в том числе путем выработки и продвижения собственных представлений о правах и свободах личности, критериях ответственного социально-экономического и политического развития.

II.

Гуманитарный суверенитет является необходимым условием:

- бытия и развития личности человека и гражданина;

- сохранения российской культурной и гражданской идентичности;

- самобытности и преемственности в развитии Российского государства;

- научно-технологического развития;

- развития российского общества, российской культуры и государственности в многополярном мире.

III.

Гуманитарный суверенитет является неделимым, его слагаемыми выступают взаимосвязанные аспекты государственного, культурного, научно-технологического и информационного суверенитета.

IV.

Основаниями деятельности граждан, общества и государства по обеспечению гуманитарного суверенитета выступают:

- приоритет конституционно-правовых представлений о человеке, его правах и свободах как высшей ценности;

- фундаментальная для российской культуры презумпция высокого духовного,культурного, интеллектуального и нравственного потенциала каждого человека.

V.

Гуманитарный суверенитет обеспечивается для свободной реализации каждым человеком высших целей жизни:

- созидания собственной личности, ее уникального внутреннего мира;

- обретения убеждений, духовных ценностей и идеалов;

- участия в познании бытия и творчестве культуры;

- наследования культуры и передачи ее новым поколениям;

- создания семьи и воспитания новых поколений;

- развития правосознания;

- участия в осмысленной и продуктивной хозяйственной деятельности;

- участия в жизни общества и государства, страны в целом;

- участия в решении глобальных проблем человечества;

- достижения нравственного, интеллектуального и культурного совершенства.

VI.

Создание условий для реализации каждым человеком высших целей жизни является одновременно:

- фундаментальной целью государства и общества;

- смыслом деятельности граждан, институтов гражданского общества и государства по обеспечению гуманитарного суверенитета.

VII.

Деятельность граждан, институтов гражданского общества и государства по обеспечению гуманитарного суверенитета выступает формой общенациональной (общегражданской) консолидации, соответствующей:

- современному этапу и ведущим тенденциям социального, культурного и технологического развития;

- базовым конституционным принципам, прежде всего: приоритету прав и свобод человека и гражданина, запрету государственной или обязательной идеологии, светскости государства, защите исторической памяти, культурного и природного наследия, сохранению преемственности в развитии государства.

VIII.

Условиями обеспечения гуманитарного суверенитета России выступают:

- активная общенациональная политика эффективного правового и социального государства в области системного и взаимоувязанного обеспечения безопасностии личности и общества, культурного развития личности и общества, реализации прав и свобод человека и гражданина, достижения каждым человеком высших целей жизни;

- последовательное и планомерное использование возможностей, открывающихся перед личностью, обществом и государством в процессах научно-технологического развития, для достижения каждым высших целей человеческой жизни;

- формирование и осуществление общенациональной культурной политики в целях достижения каждым наивысшего возможного культурно-образовательного уровня;

- формирование образовательной политики как элемента общенациональной культурной политики в целях создания предпосылок для достижения каждым наивысшего возможного культурно-образовательного уровня, освоения каждым высших форм культуры и знания;

- создание и обустройство публичной инфраструктуры национального информационно-цифрового пространства в качестве единой некоммерческой среды и инструмента: интеллектуального, культурного, нравственного развития личности и общества; осуществления прав и свобод человека и гражданина; развития институтов гражданского общества.

IX.

Целям обеспечения гуманитарного суверенитета отвечают:

- выработка и практическая реализация высоких культурных и этических требований к субъектам национального информационно-цифрового пространства;

- высокий интеллектуальный и культурный уровень, масштабность и сложность проблематики публичной дискуссии и общенационального диалога;

- свободный, открытый и нацеленный на достижение общественно-значимых результатов диалог представителей различных мировоззренческих, религиозных, философских, научных, идеологических, политических позиций, придерживающихся презюмируемых принципов высокого культурного потенциала и свободы человека;

- актуализация интеллектуального и культурного наследия России в пространстве публичной дискуссии;

- максимальное вовлечение в публичную дискуссию и диалог широких кругов российского общества;

- утверждение общегражданской философии и развитого гражданского правосознания в качестве: реальной альтернативы государственной идеологии, современной формы интеллектуальной консолидации общества.

X.

Обеспечение гуманитарного суверенитета предполагает настройку эффективного политического механизма, в том числе:

- совершенствование корпуса текстов документов стратегического планирования, формулирующих систему взглядов и целеполагание в сферах гуманитарного измерения национальной безопасности и национального развития, включая: культуру; научно-технологическое развитие; образование, воспитание, просвещение, формирование правосознания граждан; национальную политику; семейную политику, политику в области детства и молодежи; здравоохранение;

- создание в системе публичной власти специализированного органа, уполномоченного осуществлять общенациональную гуманитарную политику, включая управление развитием культурного и информационно-цифрового пространства России.

Агапов Олег Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, директор НИИ социальной философии Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова

Буданов Владимир Григорьевич, философ, заведующий сектором междисциплинарных проблем научно-технического развития в Институте философии РАН

Волобуев Сергей Григорьевич, философ, координатор интеллектуальной платформы «Гражданский экзамен»

Геворкян Эдуард Вачаганович, писатель, журналист, публицист

Горохов Андрей Анатольевич, главный редактор журнала “Русская политология - Russian political science”, председатель АНО “Лаборатория гуманитарных проектов”, кандидат политических наук

Данилин Павел Викторович, политолог, директор Центра политического анализа и социальных исследований, член Общественной палаты городда Москвы

Короткевич Алексей Сергеевич, предприниматель, общественный деятель, сокоординатор проекта “Гражданский экзамен”

Лаковский Сергей Геннадьевич, генеральный директор АНО «Центр развития гуманистической экологии и культуры»

Лебедев Игорь Александрович, к.и.н., общественный деятель

Матвейчев Олег Анатольевич, философ, заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Российской Федерации

Посадский Александр Владимирович, философ, директор Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы

Новицкий Владимир Михайлович, почетный адвокат Российской Федерации

Поляков Леонид Владимирович, профессор НИУ ВШЭ, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации

Рудаков Александр Борисович, философ

Торшин Александр Порфирьевич, заслуженный юрист Российской Федерации

Шашкин Павел Александрович, юрист, политолог, советник генерального директора Международного научно-исследовательского института проблем управления

Широков Анатолий Иванович, профессор, сенатор Российской Федерации

11 июня 2022 года

Иллюстрация

источник

независимость, суверенитет, декларация, Россия

Previous post Next post
Up