Мнение эксперта: «Белкомур» станет одним из основных транспортных коридоров Севера

Aug 31, 2022 16:30

Появление магистралей Архангельск - Сыктывкар - Пермь (Соликамск) (Белкомур) и Сосногорск - Индига (Баренцкомур) было предусмотрено еще в 2019 году, согласно распоряжению Правительства РФ от 21 декабря. Их строительство позволит развить потенциал Северного широтного хода (СШХ), сформирует транспортно-логистический узел для увеличения грузопотоков, а также увеличит уровень жизни населения в регионах Севера, считает генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.




Преимущества от реализации этих проектов может получить и город Воркута, который расположен на отдалении от планируемых маршрутов Белкомура и Баренцкомура. Однако именно Воркута находится ближе других региональных центров к Северному широтному ходу, поэтому перспективным будет и появление железнодорожного маршрута на север до порта Усть-Кара (Карскомур).

При этом стоит учесть, что Воркута входит в состав Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) с 2014 года, поэтому именно этот город в стратегии развития АЗ РФ до 2025 года планировалось сделать транспортным хабом между регионами Севера и экономическими центрами страны.




© Пресс-служба Республики Коми / rkomi.ru

В пользу реализации именно этого проекта говорят и данные ученых: на территории Воркутинского геолого-промышленного района расположены самые крупные обнаруженные в Европе залежи угля - около 340 млрд тонн, в связи с чем Карскомур необходим для транспортировки энергоресурсов с северных участков Печорского угольного бассейна, которые пока не находятся в разработке, но данные мероприятия занесены в стратегию развития АЗРФ до 2025 года.

Для транспортировки углеводородов также возможно использовать Баренцкомур совместно с Белкомуром (протяженность примерно 1200 км) и через Северный морской путь доставлять груз в различные страны мира. На данный момент это происходит только по железной дороге на юг, в Центральную Россию. Выход напрямую к международным рынкам, разумеется, будет экономически выгоден предприятиям, особенно в угольной отрасли.



© Drobatch / CC BY-SA 4.0 (Примерная схема железнодорожной магистрали Баренцкомур)

Кроме того, строительство порта Индига и сопутствующей ему железнодорожной инфраструктуры позволит осуществлять круглогодичную навигацию с грузопотоком в 70 млн тонн, из которых на экспорт по СМП будет отправляться около 50 млн тонн угля с месторождений Кузбасса.

Общий объем инвестиций в строительство Баренцкомура составляет примерно 258 млрд руб., из которых 60 млрд руб. составят частные инвестиции и 198 млрд руб. - государственные. В перспективе появление маршрута Сосногорск - Индига позволит разгрузить Восточный полигон, который на сегодняшний день загружен на пару лет вперед, а также дать старт работам по обработке залежей бокситов, титана, кварца, марганца, хрома и других элементов. Соответственно, и создать новые рабочие места, привлечь на Север инвестиции. Например, для развития Пижемского месторождения, чей потенциал по наличию титановых руд оценивается в 2,5 млрд тонн. И это не только около 100 млн тонн диоксида титана, но и золото, алмазы и редкоземельные металлы. Также строительство Баренцкомура даст возможность развития Ярегскому месторождению, чьи ресурсы аналогичны Пижемскиму, а их объединение станет крупнейшей титановой локацией в мире.



© belkomur.com (Примерная схема железнодорожной магистрали Белкомур)

Белкомур - маршрут железной дороги между Соликамском, Сыктывкаром и Архангельском - уже вошел в перечень мероприятий по развитию Северного морского пути в течение ближайших 13 лет. Ожидаемая пропускная способность проекта может составить до 35 млн тонн грузов в год, а общие объемы инвестиций - от 180 млрд до 330 млрд рублей, что делает Белкомур одним из крупнейших инвестиционных проектов в АЗРФ.

Учитывая сегодняшнюю геополитическую ситуацию, смещение экспортных и импортных интересов в сторону азиатских направлений сделает маршрут Архангельск - Сыктывкар - Пермь одним из важнейших транспортных коридоров на Севере. Особенно с учетом дальнейшей реализации китайской масштабной инициативы «Один пояс - один путь». Она объединит 39 промышленных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Пермского края, Республики Коми и Архангельской области, что, безусловно, положительно отразится на экономике и уровне жизни перечисленных субъектов РФ.

источник

строительство, Белкомур, логистика, дороги, Север

Previous post Next post
Up