В июне 2022-го власти Карелии
заявили, что ведут переговоры с Тегераном относительно объединения Беломорско-Балтийского судоходного канала (ББК) с инфраструктурой персидского государства - создание своего рода нового «шелкового пути» с выходом в страны Африки и юго-восточной Азии, а также Индийский океан.
За месяц до этого глава республики Артур Парфенчиков на своей странице VK сообщил, что в Минтрансе РФ поддержали инициативу относительно использования канала как части транспортного коридора для транспортировки грузов с севера страны на юг.
Беломорканал, позволивший втрое сократить расстояние от Ленинграда до Архангельска, на всем протяжении (227 км), от Белого моря до Онежского озера, открыли в 1933-м. В прессе того времени подчеркивалось, что объект стал частью «величайшего в мире глубоководного транспортного пути (Беломорско-Балтийский канал, Мариинская система, Верхняя Волга, канал Москва - Волга, Московско-Окский водный путь, Большая Волга или Окско-Донское соединение, канал Волга - Дон), соединяющего Белое и Балтийское моря с Каспийским и Черным морями» - цитата по журналу «Строительство Москвы». - М., 1934. - №9. - С. 14.
© Semenov.m7 / public domain (Карта Беломорско-Балтийского канала)
Примечательно, что, согласно документам того времени, должна была появиться вторая ветка канала, а также проложен аналогичный путь через Кольский полуостров. Сам ББК предполагалось углубить. Однако эти крупные проекты остались нереализованными.
Значение водного пути возросло к середине 1960-х с вводом в эксплуатацию современного Волго-Балта, что потребовало реконструкции Беломорканала - ее провели в следующем десятилетии, увеличив гарантированную глубину до 4 м.
© Официальный интернет-портал Республики Карелия / gov.karelia.ru
В последнее время ББК из-за своих параметров, а также устаревшей инфраструктуры используется неактивно. К примеру, в навигацию 2019-го по нему перевезли лишь около 350 тыс. тонн груза. В настоящее время проводятся работы по его обновлению, однако для того чтобы объект стал неотъемлемой частью нового «шелкового пути», необходимо реализовать масштабный проект реконструкции всего Беломорканала (об этом упоминается в ряде правительственных документов), который, по предварительным подсчетам, обойдется не менее чем в 100 млрд руб.
Интересно, что еще в декабре 2021-го, когда власти Карелии озвучили эту сумму и предложили включить ББК в состав Северного морского пути (СМП), некоторые эксперты отнеслись к идее скептически, считая проект неперспективным.
© Официальный сайт администрации Кондопожского муниципального района / kmr10.ru
Мы со своей стороны попросили Сергея Мамонова, главного специалиста по флоту ООО «Адмиралъ», прокомментировать инициативу относительно объединения Беломорско-Балтийского и Волго-Каспийского каналов с инфраструктурой Ирана и пояснить, насколько ББК в нынешних его параметрах подходит для транспортировки грузов:
- Для начала давайте обратим внимание на габариты пути ББК. Гарантированная глубина - 4 м. Очень хорошо, соответствует гарантированной глубине на Единой глубоководной системе. Ширина судового хода - 36 м. Маловато, но тоже не смертельно. А вот размеры шлюзов - 135 м (длина) на 14,3 м (ширина). И вот тут кроется основная засада. Современные большегрузные суда по каналу пройти не смогу (в шлюзы не влезут). Для примера: размеры судов проекта RSD-49 - максимальная длина 139,95 м, ширина - 16,5 м. В камеру шлюза не помещается физически. Проект RSD10 - многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 4505/2690 тонн. Его длина менее 100 м, а вот ширина - 15,6 м. В шлюз не лезет. Проект RSD11 - многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 6008/5071 тонна типа «Челси-1» класса «Волго-Дон макс»: длина 137 м, ширина 16,7 м - не входит и т.д. То есть в настоящее время практически нет флота, который мог бы эксплуатироваться на Беломорско-Балтийском канале. Либо надо использовать существующий флот малой грузоподъемности 2-2,5 тыс. тонн, который может проходить через шлюзы с последующей перевалкой в Повенце или Медвежьегорске. Но такая операция - это затраты времени и средств, даже в случае прямой перевалки с борта на борт. Либо глобальная реконструкция всего Беломорско-Балтийского канала: расширение судового хода, перестройка шлюзов под габариты существующих судов. Учитывая, что ББК был построен практически на всем протяжении в скальном грунте, то такая перестройка может потребовать очень много средств, как материальных, так и физических. Вообще же, сам проект интересен, но тут есть еще одна нестыковка: Каспийское море - это фактически озеро и не соединяется ни с одним другим водоемом. То есть выгрузку надо будет осуществлять непосредственно в одном из портов Ирана и уже оттуда железнодорожным транспортом или каким-то другим способом транспортировать для последующей перевалки в порты на берегу океана.
источник