Август - самый тяжкий для крестьян месяц. Но есть в нём и хорошее. В это время на Руси справляют три праздника, посвящённых Всемилостивому Спасу:
- 14 (1) августа - "Спас на воде"
- 19 (6) августа - "Спас на горе"
- 29 (16) августа - "Спас на полотне"
Первый Спас называется "Медовым", потому что с этого дня пчёлы перестают собирать нектар и пыльцу, а пасечники, наоборот, начинают собирать и освящать мёд. Ещё одно его название довольно грустное - "Проводы лета". И ведь для нас это уже четырнадцатое число, а когда-то, получается, лето провожать начинали с самого первого дня августа!
Впрочем, с точки зрения церкви в этом дне важно другое.
Первое - это то, что первого августа отмечается "Происхождение (Изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня", того самого, на котором был распят Христос. Его в 326 году нашла царица Елена, мать Константина Великого, когда приехала на паломничество в Иерусалим. Тогда крест был разделён ею на две части: одна осталась в Иерусалиме, другая поехала в Константинополь. Обе в конечном итоге были разделены на множество разрозненных частиц, хранящихся сегодня по всему христианскому миру.
Мы же понимаем, что я привела самый распространённый и краткий вариант этой истории чисто для ликбеза, и оговорки в стиле "но это не точно" и "а ещё..." не нужны?
Вот в Константинополе и зародилась традиция выносить этот крест (или его частицу) и проносить по улицам города в первый день августа, потому что было замечено, что в этом месяце из-за жары особенно свирепствуют болезни, а крест должен был уберечь горожан от недугов и эпидемий.
Кроме того, в этот день чтят образы Христа и Богородицы. Самое главное, что делалось на Первый Спас - это крёстные ходы на воду. В освященной воде купали скот, чтобы уберечь его от болезней и сглаза, купались сами (отсюда ещё одно название - "Мокрый Спас"). Считали, что если искупаться в этот день, то простятся даже незамоленные грехи.
Это был последний день, когда вообще купались, потому что лето начинало клониться к закату, вода начинала цвести, пчёлы переставали работать, птицы уже не так задорно пели, некоторые уже готовились к отлёту. Жизнь природы потихоньку замирала. Да и некогда было в августе купаться. В городах устраивали ещё народные гуляния, но крестьянам в деревнях было не до развлечений. В эту пору нужно было и косить, и пахать, и сеять в поте лица, и готовить гумна да овины.
Говорили: "август - каторга, да после будет мятовка". А ещё: "В августе серпы греют, а вода холодит", и "Что соберёт мужик в августе, тем и зиму-зимскую сыт будет". И даже были чёткие инструкции: "На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь".
Были и очень положительные стороны: к этому моменту поспевали овощи, и их можно было есть во время поста, поэтому говорили: "Успенский пост мужика досыта кормит!"
Не только мёд начинали собирать в этот день, но и мак, поэтому Спас этот зовётся ещё и "Маковым", или "Маковеем". Есть, кстати, ещё один церковный праздник первого августа, "День памяти святых ветхозаветных мучеников Маккавеев", и, уже и не скажешь наверняка, почему прижилось слово "Маковей", от мака или из-за этих мучеников.
Малороссы в этот день освящали дикий мак, а потом из него пекли "шуляки", коржи из пшеничного теста, и поливали их медовой "сытой" (водой с мёдом), в которую добавляли маковые зёрна. Такой сироп назывался "маковым молочком". Кстати, и тут есть элемент народной этимологии, потому что некоторые выводили это слово ещё и от глагола "макать", потому что в это молочко можно было макать блины.
Второй Спас отмечался всегда с бóльшим размахом, чем первый и третий, а связан он с Преображением Господним, отсюда и название "Спас на горе", в память о месте, где преобразился Христос.
С этого дня на Руси начинали есть яблоки и другие фрукты, которые перед этим освящали в церквях, отсюда и название - "Яблочный". А всё это время до самого Успения Богородицы (28\15 августа) называлось "лакомками".
Яблочный Спас был праздником урожая (его называли ещё "Праздником первых плодов"). Но природа уже окончательно поворачивалась от лета к осени и зиме (отсюда ещё одно название - "(Первые) Осенины").
"На второй Спас и нищий яблочко съест", - говорил народ, потому что в этот день обязательно дарили неимущим яблоки. Считалось, что Божья Матерь за это даст по райскому яблочку умершим детям. Но она не даст яблок тем детям, чьи родители до Спасова дня ели груши и яблоки, а в самый Спас не делились ими с другими. Женщины, потерявшие детей, этим утром освящали яблоки и несли их на родные могилки. Те, кто не терял детей, тоже так делали, но клали яблоки на могилы родственников. Конечно же, яблоки не только дарили и грызли. Из них делали пироги, с ними ели блины, да и сами яблоки просто запекали.
В Малороссии и Белоруссии к Яблочному Спасу жатву уже заканчивали почти все, и кроме яблок несли в храмы на освящение ржаные венки. Потом этими окропленными святой водой зернами они засевали озимые поля.
Молодые девицы, поедая яблоки, думали о суженых и приговаривали: "Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!"
По народной примете на Яблочный Спас: "Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму."
На Третий Спас Церковь воспоминает Перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя, поэтому этот день носит название "Полотняного Спаса" или "Спаса на холстах", "Холщового Спаса". В этот день первый раз выпекали хлеб из зерна нового урожая, поэтому он назывался ещё и "Хлебным Спасом" (говорили "Третий Спас - хлеба припас"). В лесах начинали собирать орехи, поэтому он и "Ореховый Спас". Ну и, наконец, это уже самый настоящий "Осенний Спас".
В народном быту этот праздник соединился с торгом полотнами. Известна такая поговорка: «Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продавать».
Особенных гуляний в деревнях не было, потому что сейчас нужно было срочно успеть закончить все работы до наступления дождей. Хотя народная поговорка и учит: "до Петрова дня (12 июля\29 июня) взорать (вспахать), до Ильина (2 августа\20 июля) разборонить, до Спаса посеять", - но во многих местностях озимый посев еще и не начинался, его откладывали и откладывали из-за бесконечной жатвы.
Поэтому день накануне Третьего спаса назывался также "обжинками" или "дожинками". Нужно было во что бы то ни стало закончить жатву. Чтобы отметить её конец, устраивали складчинный пир, на который все вместе пекли пироги и варили пиво.
Обязательным событием перед пиром были "помочи" (в Малороссии - "толока"), то есть добровольная помощь тех, кто уже закончил свои работы, - тем, кто не успел справиться со своими. Завершая помочи, оставляли несколько несжатых ржаных колосьев, и вязали из них "Спасову бороду", колосьями вниз. Зёрна из этих колосьев с молитвой сеяли между корнями сжатых, - это должно было обеспечить урожай на будущий год. Самый последний сноп жали обязательно молча, чтобы не мешать "духу поля" вселиться в него. Вероятно, в древности Спасова борода именно этому духу и принадлежала. Последний сноп ещё называли "именинником", наряжали в сарафан или в платки, и с песнями несли к столу на пир.
Ещё в поле плели венок и надевали его на голову одной из девушек, затем все вместе шли к хозяину дома, которому помогали, поздравляли его, пели песни, говорили, что «жито пожали, серпов не ломали», а напоследок желали: «Дай Бог и на другой год жать жито и приносить венки». Хозяин снимал венок с девушки, забирал его себе, ей дарил деньги, а всех остальных угощал, сначала женщин, потом мужчин. Этот обряд во всей полноте дольше сохранялся в Малороссии, а вот в Великороссии уже в XIX веке не делали ни бороду, ни венок, оставались лишь сами помочи, да обильное угощение для "помочан".
На жатве были заняты все - и стар, и млад, и мужчины, и женщины. Труд всегда сопровождался песнями, весёлыми и задорными, но содержащими примерно такие мотивы: «Пожалей меня, моя мамочка, - я утомился, болят мои рученьки и ноженьки: вытопи баньку, позови бабку; ой, я приду - утомлюся, на постельку повалюся». В древнерусском языке сам месяц август назывался "серпень" - именно по причине этой тяжкой страды.
Веселились ярко, но недолго, потому что нужно было успеть засеять озимые до Успения (28\15 августа). Верили, что после этого дня солнышко засыпает, и говорили: «озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья».
Большая часть женских работ к этому времени заканчивается, и наступает "бабье лето", с осенними хороводами и гуляньями. Кстати, бабьих лет было два: "молодое" (28\15 августа - 11 сентября\29 августа) и "старое" (14\1 - 24\11 сентября). И насчёт него есть своя примета: "Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая."
"Русский народ. Этнографическая энциклопедия" (2013)
источник