Кто такой водяной: фольклор

Aug 13, 2022 11:00




Тёмной июньской ночью 1174 года был убит в собственном доме суздальский князь Андрей Боголюбский. Эту историю, конечно, знают все. А что было потом?

Народ рассказывал, что брат князя, Михаил, казнил убийц, братьев Кучковичей, а потом свалил их трупы в короба и бросил в озеро, которое с тех пор каждый год в ночь убийства волнуется и бурлит. Короба с проклятыми останками остались колыхаться на воде в виде замшелых кочек, и вокруг озера до сих пор разносится унылый стон: это мучаются казнённые душегубы.


И хотя находиться это озеро могло только где-то неподалёку от Суздаля, по всей Руси небольшие глубокие озёра с тёмной водой попали под подозрение. А если особенности дна создавали в них воронки и омуты, то уж наверняка к таким озёрам никто бы в одиночку подойти не осмелился. Всплески воды там принимались за хлопки в ладоши, совиное ухание - за чей-то хохот, а тени животных у деревьев на берегу - за призраков.

В общем-то, к рубежу XIX-XX веков, русский народ практически насчёт любого озера имел определённые сомнения. Ведь даже самое светлое и безопасное озеро в сумерках становится местом загадочным и пугающим. То рыба шевельнёт водную гладь, то в отражении примерещится чей-нибудь неразборчивый силуэт.

Бывало, что богатое воображение рисовало людям под зеркалом озера целые города с домами и дорогами, с куполами и крестами церквей, якобы ушедшие под воду в незапамятные времена. Некоторые даже утверждали, что слышали тихий звон колоколов, доносящийся оттуда.

Конечно же, у озера не могло не быть своего хозяина, и имя ему - Водяной. Это он смеётся и хлопает в ладоши, и это его следы иногда удавалось разглядеть на мокрой траве, растущей по берегам. Если он был благодушен, то голый, обмотавшись тиной, сидел на какой-нибудь коряге или плавал на ней по своему озеру. Если же сердился, то мог разрушать плотины и мельницы, или оседлать коня, корову или быка и ускакать на них к себе домой. Тогда оставалось только искать по берегам утонувшее или увязшее животное.

Обычно водяные пакостили только по ночам, но бывало, что и среди бела дня, сидя на дне своего озера, хватали купающихся за ноги и тянули вниз. Одного такого шалуна в Олонецкой губернии выгнали из озера при помощи икон и молебна, и тот ушёл жить в Ладожское озеро, где нечисти много, и где живётся ей привольно везде, кроме двух островов - Коневецкого и Валаамского.

Могут жить водяные не только в озерах, но и в лесных реках, особенно в тихих, низинных, окружённых густым бором так, что до воды не достают солнечные лучи. В особенности любят они, чтобы реку перегородило какое-нибудь упавшее дерево, бурелом, и образовалась заводь - там они и будут сидеть. Если такая заводь сделана человеком для водяной мельницы, то и она вполне подойдёт. В этом случае водяной будет ночевать прямо под мельничным колесом.

Самый главный враг водяного - домовой. Если встретятся, то непременно вступают в драку. Добряки-домовые не по душе злобным водяным, которые никогда не помогают человеку, а только и ждут утопленников и самоубийц. Легко губят водяные всех, кто придёт к ним во владения после заката, или не перекрестившись перед купанием, или без нательного креста. Особо опасными считаются полночь и полдень, когда на мгновение приоткрывается завеса между мирами.

Тех, кого водяной утащит в пучину, он превращает в кабальных рабочих и заставляет перемывать песок, переливать воду. А если утопилась девица, то водяной мог на ней жениться. Больше всего он любит дочерей, проклятых своими родителями.

Как натешится водяной, он может отдать труп, и тогда родные его найдут и похоронят. А может и оставить себе пленника навечно, тогда его душа никогда не обретёт покой. В таких случаях можно было попробовать пустить по воде деревянную чашку с тремя восковыми свечами. Где она останавливалась, там искали утопленника.

Питается водяной раками, налимами и угрями, поэтому знающие люди их не едят. Опасались трогать и сомов, потому что на них водяной разъезжает по своим владениям, как на конях.

Единственный человек, который не только не боялся водяных, но и мог вступать с ними в некие околодружеские отношения - это мельник. От водяного зависит крепость плотины возле мельницы, поэтому мельник водяного всячески ублажает, чтобы тот поддерживал конструкцию. Многие мельники носили на себе прядь шерсти черного козла, любимого водяным зверя, да ещё держали у себя животных черной масти - особенно кошек и петухов. Разозлится водяной, разбушуется, но тут увидит чёрную шерстку, и успокоится.

Ходили слухи, что водяные требуют от мельника за помощь жертв, и что мельники могут бросить им на откуп какого-нибудь запоздавшего путника. Но это всё-таки только слухи. На самом деле бросали в свою заводь мельники только дохлых животных. Да и то редко, а чаще ограничивались чашкой муки или даже крошками, оставшимися на столе после обеда. В прежние времена ещё перед постройкой мельницы под первое бревно закапывали живого петуха и три стебля ржи, выросшие с двумя колосьями. Но потом стали ограничиваться уже только лошадиным черепом, который бросали в воду.

Подобие взаимовыгодных отношений с водяным имели и рыбаки. Перед тем, как закинуть удочку, они бросали в воду щепотку табака и говорили: "на тебе, водяной, табаку, а ты давай мне рыбку".

Максимов "Нечистая, неведомая и крестная сила" (1903)
отсюда

история, Русь, фольклор

Previous post Next post
Up