17 июля 1944 года. Москва
Было время, когда вся Москва долгое время помнила одно важное событие, широким шагом вошедшее в историю нашей страны. Это событие произошло в 1944 году, 17 июля и было названо "парадом побежденных".
В тот серый день по улицам столицы несколько часов медленно прошагали пленные, усталые и отчаявшиеся немцы. Эти люди, 57 600 человек, тогда стали самым убедительным подтверждением того, что скоро победа. Победа СССР. А какие мысли возникли у военнопленных немцев в тот день.
Инициатор такого "парада"
Считается, что Лаврентий Павлович Берия дал распоряжение провести по московским улицам пленных фашистских солдат. Таким ироничным образом он вроде как осуществил мечту Адольфа Гитлера, который говорил, что армия Вермахта уже скоро неспешным шагом будет идти по Москве.
Но в 1944-м фашистские солдаты шли не в роли победителей, а в роли побежденных.
Говорят, что Сталин горячо поддержал идею Берии.Вся информация о предстоящем событии 17 июля была засекречена, о нем не подозревали ни жители, ни гости советской столицы. Только утром в день парада по радио передали, что в Москве будет проходить конвоирование немецких пленных широкого масштаба.
Сами немецкие военнопленные также не знали, с какой целью их начали эшелонами свозить в столицу. Многие из них подумали, что пленников будут расстреливать показательно на публике, как частенько поступали они сами. Утром в этот день гитлеровцы в мыслях прощались со своей жизнью и морально готовились к казни.
Оборванные, грязные - «Парад побежденных»
Неужели мерзнуть в Сибирь…
Военный переводчик тех времен Валентин Бережков стал свидетелем вышеуказанного события. Позже по долгу своей работы он часто общался с участниками этого "парада". Они поделились тем, какие в то время слухи ходили по толпе пленных немцев.
Кто-то предполагал, что их собрали, чтобы пешком погнать до морозной Сибири, где они все в итоге замерзнут. Ведь суровые русские морозы почти всем участникам гитлеровской армии пришлось испытать на себе. Многие были уверены, что им на самом деле предстоит долгое путешествие до Сибири, ведь недаром их накануне плотно накормили. Об этом они писали позже в своих воспоминаниях.
Пленники идут по мосту… куда - не знают
Условия Сталина
Перед проведением парадом Сталин выдвинул два условия наркому Берии.
Во-первых, от такого шествия москвичи должны испытать удовлетворение в моральном плане. Во-вторых, никакого издевательства и насилия над пленными быть не должно. Победитель обязан быть благородным по отношению к побежденным.
Кстати, после того как пленные поняли, что их поведут по столице, многие из них пришли в ужас. Они решили, что толпа русских просто растерзает их, будет рвать их на части голыми руками. Некоторые писали, что не ожидали ничего, кроме позорной смерти.
А по факту пленники были поражены тем хладнокровием, с которым жители столицы наблюдали за медленным шествием. Из москвичей лишь пару раз кто-то крикнул: "Гитлеру смерть!" и "Нет фашизму!" Правда, были и те, кто все же не выдержал и прокричал: "Сдохните, мрази!" В остальном народ вел себя спокойно и уравновешенно, о чем Берия и доложил Сталину.
Лишь мальчишки обстреливали пленных картофелинами, да кто-то со злости запустил в них старый сапог. Больше всего ненависти толпа москвичей испытывала к немецким генералам. Их специально не стали переодевать и провели по Москве в нацистских мундирах, так задумал Берия.
Простые же немецкие солдаты вызывали скорее некую ироничную жалость, потому что внешний вид у них был, мягко говоря, не совсем подобающий. Обветшалая, грязная и рваная форма, на ногах самодельная обувь, а некоторые шагали просто босыми. Вместо котелков на поясе у пленников гремели пустые банки из-под консервов.
Пленные нацистские генералы в 1944 году в Москве
Большой вальс
Данное шествие советское руководство иронично назвало «Операцией «Большой вальс». Немецких военнопленных прогнали со стадиона "Динамо" по Садовому кольцу до Курского вокзала, там их посадили в поезда и отправили обратно в лагеря.
Немецкий военнопленный Хофман позднее в мемуарах описывал, что во время шествия чувствовал такой ступор, что даже перестал ощущать голод, только очень хотелось пить. Это чувство обычно бывает, когда ясно понимаешь, что находишься на самом дне и спастись вряд ли удастся.
Но именно в столице на этом позорном параде у некоторых немецких военнопленных все же закралась мимолетная мысль о возвращении домой. Появилась надежда, что война подходит к концу, заканчивается «царство Гитлера», в котором многим из них было некомфортно. А благородные жители Советского Союза просто отпустят пленников восвояси. И во многом так и получилось.
источник