Нина Васильевна Соколова (1912 - 2001) - история в фотографиях

Jun 10, 2022 11:00



В 1936 году закончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта, получив диплом по специальности гидротехник и была направлена в ЭПРОН. Командовала отрядом водолазов, выполняющих подводно-технические работы по укреплению береговой линии в акватории Сочи. В 1938 году заканчивает курсы по изучению водолазного дела и получает звание военного инженера 3 ранга.






С первых дней ВОВ Нина Соколова на Ладожском озере. Дорога Жизни. Круглосуточные водолазные работы в акватории Осиновецкого порта. Из затонувших барж в сентябре-октябре 1941 года было поднято на поверхность более 4 тыс. мешков зерна. Буквально, уже на следующий день хлеб получали по карточкам в блокадном Ленинграде. Водолазы 27-го Ленинградского отряда аварийно-спасательной службы Балтийского Флота, в составе которого и служила Нина Соколова, восстанавливали повреждённые бомбёжками подводные силовые кабели, строили причалы для Дороги Жизни, поднимали потопленные баржи и ушедшие под лёд грузовики с продовольствием и боеприпасами. Осенью 1941 г, на одном из совещаний в Москве, инженер-гидротехник аварийно-спасательного управления ВМФ Н.В. Соколова выдвинула идею прокладки трубопровода через Ладожское озеро. Идея понравилась руководству, был составлен подробный план, и уже весной 1942 г, по инициативе Нины Васильевны, под непрерывными ударами немецкой авиации, отряд АСС прокладывал по дну Ладоги бензопровод в блокадный Питер. Работы проводились скрытно. С июня 1942 г по март 1943 г по Ладоге поступило более 40 тыс. тонн горючего в блокадный Ленинград. А осенью 1942 г Н.В. Соколова участвует в прокладке электрокабеля по дну Ладоги. Кабель связал Ленинград с Волховской ГЭС. И вдруг, осколочные ранения и контузия уложили Нину на госпитальную койку. Но боевой дух этой героической женщины не позволил ей надолго задерживаться в госпитале и вот она уже активно участвует в разминировании Свирской ГЭС. В середине августа 1943 году Нина Васильевна уже главный инженер Ленинградского отряда подводно-технических работ.



А затем она попала в авиакатастрофу. Самолёт, на котором летела Нина Соколова, был сбит. Но ангел-хранитель оберегал эту мужественную женщину и она чудом осталась жива. В 1944 году отряд АСС получил приказ убрать обрушившееся фермы моста, не позволяющие кораблям Ладожской военной флотилии перейти в Кронштадт. Из воспоминаний Н.В.Соколовой: " Два опытных водолаза ушли под воду для выяснения обстановки, но очень скоро оба засигналили на срочный подъём. Подняли. Сняли шлемы, а на ребятах лица нет... там такое...такое... И категорически отказываются на повторный спуск под воду. Вынуждена была сама пойти на погружение и понять, что произошло. Спустилась под воду и обмерла... Вся ферма забита трупами фашистов. Течение раскачивает их и такое впечатление, что сейчас костлявая рука схватит водолаза." Такое, конечно, не забыть, да и белая прядь осталась в волосах навсегда. Но заряды были заложены и задание было выполнено. Подорванная ферма моста более не мешала кораблям.

После ВОВ водолазы Н.В. Соколовой восстанавливали мосты, строили причальные стенки в Ленинграде, Кронштадте, Таллинне. Разминировали мосты. С 1947 г по 1950 г Нина Васильевна в Главном военно-речном управлении Наркомата Речного флота. В 1950 году получает звание инженер-полковника и уходит на преподавательскую работу в Высших военно-морских училищах Ленинграда. В водолазной книжке Нины Васильевны фиксировано 644 часа, проведённые под водой.



17 декабря 2001 года на 90-м году жизни, легендарной женщины-водолаза не стало.

sibnarkomat написал в foto_history

героизм, Ленинград, ВОВ, история СССР, флот, женщина

Previous post Next post
Up