6 января 2004 года Пол Крейг Робертс и американский сенатор Чарльз Шамер опубликовали на развороте New York Times совместно написанную статью «Вторые мысли о свободной торговле». В статье обращалось внимание на то, что США вступили в новую экономическую эру, в которой американские рабочие сталкиваются с «прямой глобальной конкуренцией почти на каждом уровне рабочих мест - от оператора станка до программиста и аналитика Уолл-стрит. Любой работник, чьё рабочее место не требует ежедневного личного общения, теперь оказывается под угрозой вытеснения работником с меньшей зарплатой и равной квалификацией, находящимся от него на расстоянии в тысячи миль. Американские рабочие места уводятся не конкурирующими иностранными компаниями, а транснациональными корпорациями, сокращающими расходы путём переноса операций в страны с низкой оплатой труда». Робертс и Шумер поставили под сомнение состоятельность взглядов экономистов о том, что вывод рабочих мест в другие страны является всего лишь операцией взаимовыгодной свободной торговли, относительно которой нет никаких оснований для беспокойства.
Вызов так называемому «глобализму свободной торговли», брошенный необычным союзом помощника министра финансов администрации Рейгана и либерального сенатора-демократа из Нью-Йорка, вызвал фурор. Либеральная вашингтонская фабрика мысли, Институт Брукингса, организовал в Вашингтоне конференцию, чтобы Робертс и Шамер могли объясниться, а может её целью была защита их еретической позиции. Конференция освещалась в прямом эфире сетью кабельного телевидения C-Span, которая впоследствии ретранслировала её по ряду поводов.
Робертс и Шамер задавали тон конференции, и когда до аудитории, состоящей из вашингтонских политических деятелей и экономистов дошло, что с политикой офшоринга что-то может на самом деле быть не так, в ответ на вопрос о последствиях вывода рабочих мест в страны с недорогой рабочей силой Робертс сказал: «Через 20 лет США будут страной Третьего мира».
Похоже, что когда Робертс говорил, что американская экономика протянет ещё 20 лет, он был оптимистом. Прошло всего 10 лет, а США уже всё больше и больше напоминают страну Третьего мира. Такие великие города Америки как Детройт, Кливленд, Сент-Луис потеряли от 1/5 до 1/4 своего населения. Реальный медианный семейный доход снижается на протяжении нескольких лет - признак того, что направленные наверх лестницы мобильности, сделавшие Америку «обществом возможностей», были разобраны. В апреле прошлого года Правовой проект национальной занятости сообщил, что с 2007 по 2012 годы реальный медианный доход домохозяйства упал на 10 процентов.
Республиканцы имеют склонность возлагать вину на жертв. До того, как кто-нибудь спросит, «в чём проблема? Америка - богатейшая страна в мире; даже у американских малоимущих есть телевизоры, и они могут покупать подержанные автомобили за 2 тысячи долларов», примите к сведению недавно изданный доклад ФРС о том, что 2/3 американских домохозяйств не в состоянии набрать 400 долларов наличных, не продав имущество или не заняв у родственников или друзей.
Хотя вы никогда бы не узнали об этом из сообщений американской финансовой прессы, перспективы трудоустройства, с которыми сталкиваются нынешние американцы, могут по своей неопределённости посоперничать с аналогичными индийскими, но 30-летней давности. Выпускники американских вузов заняты (в случае если они заняты) не в качестве разработчиков ПО и менеджеров, а в качестве официанток и барменов. Они не зарабатывают достаточно на независимое существование, и живут дома со своими родителями. Половина из имеющих кредиты на обучение не могут их обслуживать. 18 процентов находятся в процессе взыскания либо просрочили платежи. Остальные 34 процента имеют студенческие займы, в отношении которых принято решение об отсрочке или отказе от применения принудительных мер. Очевидно, что образование проблему не решает.
Офшоринг рабочих мест путём снижения затрат на оплату труда и повышения корпоративных прибылей обогатил руководителей и крупных акционеров корпораций, но потеря миллионов хорошо оплачиваемых рабочих мест сделала миллионы американцев мобильными в нисходящем направлении. Кроме того, офшоринг рабочих мест уничтожил рост потребительского спроса, от которого зависит американская экономика, в результате чего экономика не может создавать рабочие места в количестве, достаточном для того, чтобы не отставать от роста трудовых ресурсов.
С октября 2008 года по июль 2014 года население трудоспособного возраста выросло на 13,4 миллиона человек, но численность экономически активного населения в США увеличилась только на 1,1 миллиона. Иными словами, уровень безработицы среди прироста трудоспособного населения за последние шесть лет составляет 91,8 процента.
С 2000 года нехватка рабочих мест вызвала падение доли занятых и безработных по отношению ко всему трудоспособному населению, а с момента начала в 2008 году политики количественного смягчения темпы снижения уровня экономической активности только повысились.
Понятно, что когда происходит обвал уровня экономической активности, никакого восстановления экономики быть не может.
Правые идеологи скажут, что доля экономически активного населения находится на низком уровне из-за того, что обильное соцобеспечение позволяет людям не работать. Это нелепица. В этом периоде продуктовые талоны были урезаны вдвое, пособия по безработице - сокращены, как и разнообразные социальные услуги. Сегодня жить на соцобеспечение в Америке - крайне тяжёлое испытание.
На графике показано резкое падение уровня экономической активности населения. Немногочисленные небольшие пики под линией, соответствующей 65-процентной доле экономически активного населения, отражают немногочисленные периоды, когда экономика производила достаточное количество рабочих мест для того, чтобы поспевать за ростом численности населения трудоспособного возраста. Крупные пики под линией указывают на периоды, в которых имела место нехватка рабочих мест, вызванная тем, что американцы отказывались от поисков несуществующих рабочих мест и тем самым переставали числиться в составе рабочей силы. 6,2-процентный уровень безработицы в США вводит в заблуждение, так как не учитывает отчаявшихся работников, которые бросили попытки трудоустройства и выбыли из состава рабочей силы, потому что нет рабочих мест, которые можно было бы найти.
По расчётам Джона Уильямса из Shadowstats.com истинный уровень безработицы в США должен составлять 23,2 процента. Эта цифра согласуется с резким падением доли экономически активного населения в США.
Через 10 лет после того, как Робертс и Шамер забили в тревогу, США превратились в страну, в которой нормой для рабочих мест стала низкооплачиваемая неполная занятость в несвязанном с внешней торговлей секторе бытового обслуживания. Две трети населения живут на грани, будучи неспособными собрать 400 долларов наличными. Сбережения населения уходят на поддержание жизни. Корпорации занимают деньги не для того, чтобы инвестировать в будущее, а для того, чтобы выкупать свои собственные акции, тем самым толкая вверх цены на них, премии руководителей и корпоративный долг. Рост доходов и богатства одного процента имеет место за счёт ограбления, а не производительной экономической активности.
Это портрет страны третьего мира.
Источник,
перевод