Следопыт. Мастера слова и плагиата в древней Греции. Философ Платон

May 05, 2022 11:00

Еще в древней Греции философы и поэты занимались плагиатом и компиляцией. Непревзойденным мастером этого дела оказался древнегреческий философ Платон.




Ловцы слов

Плагиат - умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений. Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования.

Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства, так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.


Понятие плагиата не имеет вполне определённого содержания, и в частных случаях не всегда возможно однозначно отделить его от сопредельных понятий: подражания, заимствования, соавторства и других подобных случаев сходства произведений. Во всяком случае, совпадение отдельных идей не является плагиатом, поскольку любые новые произведения в чём-то основаны на идеях, не принадлежащих автору.

Между тем человек, дойдя своим умом до чего-нибудь, часто склонен считать себя «Колумбом» истины и, не желая знать о предшественниках, видит в любом повторении собственных мыслей посягательство на свои права.

В последнее время появились новые, невиданные ранее формы заимствования идей и оформления произведений, в отношении которых нет окончательно установленного представления о наличии плагиата. Одной из такой форм является заимствование сюжета или вселенной из компьютерных или настольных игр.

Древний мир был чуток к авторской славе, но при этом разрешал заимствования довольно широко. Свободно пользовались трудами предшественников историки и географы, даже такие, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий горячо жаловался на плагиат в знаменитом «Sic vos non vobis», хотя сам разрешал себе в этом отношении многое: Макробий в 6-й книге «Сатурналий» собрал довольно много отдельных стихов, позаимствованных Вергилием у Энния и Лукреция. Александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра.



Открытие древней литературы в эпоху Возрождения вызвало многочисленные попытки присвоить себе произведения классиков.

Итак, пожалуй все согласятся с тем, что перефразирование чужих работ путем изменения слов и порядка их следования при соблюдении структуры аргументации является плагиатом, если отсутствуют ссылки на работу, которая была использована.

Но есть еще один вид «изящного искусства». Это компиляция.

Компиляция (от лат. compilatio - кража, грабёж, ограбление, накопление выписок → фр. compilation «грабить, красть») - литературная деятельность, заключающаяся в сочинении и написании текстов (научных, учебных, художественных) на основе чужих исследований или произведений, без их самостоятельной творческой обработки, иногда и без осмысления использованных источников; также литературная работа, составленная таким способом.

Компиляцией может быть и часть произведения. Компиляцию следует отличать от плагиата, поскольку в этом случае речь идёт о произведениях (обзорах, очерках, монографиях), которые требуют привлечения большого количества источников (например, в энциклопедических статьях,



Философ, профессор Олег Матвейчев /gdb.rferl.org/

Конечно, появление компиляции может быть объяснено учебно-популяризаторскими или просветительскими целями, а также отсутствием в древние времена чёткого понимания авторства и авторского права на произведение, составленное из отрывков текстов, заимствованных с переработкой из других произведений, как и сам ход составления такого произведения.

Олег Матвейчев - один из ведущих специалистов в области древнего плагиата. Для нас представляют интерес две его работы:

Матвейчев О.А. «Плагиат в Древней Греции» («Социально-гуманитарные знания», № 1, 2018),

Матвейчев О.А. «Платон как плагиатор» («Миссия конфессий», № 28, 2018).

А также статья Олега Матвейчева “Отцы плагиата. Кто в Древней Греции воровал слова, и как это изменило историю “.

Как пишет Матвейчев, именно в Древней Греции появляется феномен авторской литературы. Тексты уже не приписывались мифическим персонажам и не оставались анонимными. Но, с другой стороны, по мнению того же Матвейчева, существуй в античной Элладе нормы современного авторского права, никакого «греческого чуда» бы не случилось. Представление о том, что мыслителям древности чуждо понятие плагиата, безосновательно, он доказывает на примерах Платона, Пифагора, Аристотеля, Геродота…


Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., - ок. 370 до н. э.), древнегреческий философ, ученик гдревнегреческого философа Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии

Например, само присвоение Платоном идей и мыслей древнеграческого философа Демокрита было обнаружено еще в древности - установлены текстуальные совпадения, использование терминологии Демокрита, его идей в области философии языка, этики и эстетики.

От античных авторов известно, что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать. «В своих диалогах он упорно игнорирует само существование Демокрита, что вызвано желанием замести следы, прославившись за чужой счет», - утверждает Олег Матвейчев.

Матвейчев обращаем внимание на тот факт, что заимствования Платоном чужих идей нередко сопровождалось их искажением и вульгаризацией, причем, сами первоисточники исчезали из обихода, чему способствовала сама популярность Платона. Его плагиат стал событием, изменившим ход мировой истории - вся последующая философия, наука, культура развивались под знаком платонизма.

Мы уже обсуждали в предыдущих статьях некоторые детали из жизни Платона, который «позаимствовал» многие сокровенные знания у пифагорейцев. А ведь свое «тайное знание» пифагорейцы охраняли неслучайно, и желающих поселить в собственных головах чужие открытия было немало.

Пифагорейцы упрекали «главного эллинского философа» в том, что он не просто взял их идеи, но исказил и упростил. О том, что действительно содержалось в первоисточниках, теперь остается только догадываться. Постепенно эти тексты уходили, а платоновские «Диалоги», наоборот, тиражировались и становились мерилом истины. Тысячелетиями философия виделась сквозь призму Платона. Таким образом, его плагиат «стал событием, изменившим ход мировой истории», заключает исследователь Олег Матвейчев.

А теперь, после такого вступления давайте посмотрим на «Диалоги» Платона, в которых он рассказывает о легендарной Атлантиде.

Атлантида Платона

Платон был философом, но не историком или географом. Он не записывал преданий и легенд, как это делали, например, древнегреческий историк Геродот (484 - 425 до н.э.), древнеримский историк Тацит (Публий Корнелий Тацит, 55 - 120 гг.) и ряд других античных авторов. В своих диалогах «Тимее» и «Критии» Платон приводит описание большого острова под названием Атлантида в Атлантическом океане.



Клейто и Посейдон /yandex.ru/

По версии Платона родоначальником атлантов был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейто, которая родила от него десять божественных сыновей, в том числе старшего Атланта. Посейдон разделил царство между сыновьями, которые стали родоначальниками царских родов. Центральная равнина острова простиралась в длину на 540 км, в ширину - на 360 км, Столица Атлантиды располагалась в 8-9 километрах от моря.

Согласно Платону, Атлантида простиралась по одному направлению на три тысячи стадиев (около 300 километров), а по другому, - на две тысячи (около 200 километров). Получается, что Атлантида была достаточно крупным островом, а сам остров Атлантида по словам Платона имел форму правильного продолговатого прямоугольника, а если точнее, то у Платона нет упоминания о прямоугольнике, он пишет о прямолинейном четырехугольнике.

Кстати, Платон в диалогах ни разу не называет атлантов жителями острова, он говорит о них лишь как о жителях равнины. Это противоречит фразе Платона о том, что «во главе первых цари острова Атлантиды…; …как мы уже упоминали, это некогда был остров, превышавший величиной Ливию и Азию». По описанию Критием города атлантов ясно, что высоко над уровнем моря находился только город, но не равнина. Платон пишет: «весь этот край лежал очень высоко и круто обрывался к морю». Отсутствует указание на окружение со всех сторон морем. Город находился на холме с обрывом в сторону моря, и окружающая его плоская равнина, в свою очередь, была окруженна горами с трех сторон или с севера.

Атланты в десятом тысячелетии до нашей эры якобы совершили нападение на Европу и Северную Африку. И только эллины не покорились завоевателям, а встали во главе объединенных войск, среди которых, в частности, были и египтяне. Они одержали блестящую победу над захватчиками, прославившись по всему тогдашнему свету. Однако вскоре произошла ужасная катастрофа, в которой погибли и победители, и побежденные.

По оценкам многих исследователей описание Платоном войны праафинян с Атлантидой очень напоминает войны греков с персами. Афиняне так же, как и в рассказе Платона, были вынуждены воевать одни, персы, подобно атлантам, хотели подчинить Грецию “одним ударом”, а греки, как и их далекие предки, освободили малоазиатские греческие города от персидского ига.

Согласно Платону, атланты знали золото, олово, серебро, медь, орихалк и железо. Значит, атланты жили в эпоху железа, а их воины были вооружены железным оружием. Отсюда следует, что и праафиняне тоже были вооружены железным оружием, иначе как бы они могли победить атлантов? Но сейчас точно известно, что в Греции железо появилось не ранее XI века до н. э. Выходит, что Платон ошибся либо с железом, либо с хронологией Атлантиды.



Геркулесовы столбы - название, использовавшееся в Античности для обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив.

Как следует из диалогов Платона, по словам египетского жреца, Атлантида представляла собой остров «больше Ливии и Азии, взятых вместе», отделенный от материка огромнейшей бухтой с проливами, многие морские острова (до Геркулесовых столпов включительно) и какую-то равнинную часть материка. Получается, что загадочная Атлантида, воевавшая одновременно с Афинами и Египтом, с ними же и граничила: с Афинами по морю (по Геракловым столпам), с Египтом по суше. Тогда получается, что Атлантида находилась где-то на северо-востоке Африки!

Город, окруженный концентрическими каналами, имел геометрически правильную круговую планировку. Но ведь известно, что в XV-XIV веках до нашей эры города с правильной круговой планировкой строились в Малой Азии, в империи хеттов, и преимущественно в равнинной местности, у берегов рек. Система трех концентрических стен была характерна для многих античных средиземноморских городов.

Многие исследователи полагают, что описание острова в Атлантиде напоминает Крит, как по рельефу, так и по природным данным. Столицу же Атлантиды сравнивают иногда с островом Тира в Эгейском море или с Карфагеном (древний город, один из самых богатых городов античности, располагался на восточном берегу озера Бахира на территории современного государства Тунис, близ города Тунис).

В разговоре египетский жрец упоминает, что Клейто родила Посейдону пять раз по чете близнецов мужского пола. Посейдон взрастил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей. Старшего поставил царем, остальных архонтами. Десять братьев в городе, и каждый в своем секторе - хозяин. Из рассказа Платона следует, что братья управляли не частями города, а отдельными областями, например, «Близнецу, родившемуся сразу после него и получившему в удел крайние земли острова со стороны Геракловых столпов вплоть до нынешней страны гадиритов».



Города Десятиградия /www.pravenc.ru/

Так ведь это же подробнейшее описание «гадары» - десятиградия! В XV-XIV веках до нашей эры подобные конгломерации существовали только в одном районе планеты - на побережье Малой Азии (или Передней Азии) от Лидии до Ханаана.

Кстати, стоит обратить внимание на слова жреца, которыми он журит Солона за то, что эллины «не сохраняют в памяти ничего, что происходило в древние времена как здесь, так и у вас».

Не вызывает сомнения, что слова «так и у вас» относятся к Афинам, откуда прибыл Солон. «Как здесь» - сказано либо о самом Египте, либо о ближайшей к нему территории, на которой египтяне воевали с атлантами.

При этом возникает несколько вопросов. Почему о войне Атлантиды с Афинами говорят египетские жрецы, какое они имеют отношение к Афинам? Почему ни Солон, ни Критий-старший, ни Сократ не обнародовали эту информацию о славной истории Афин?

Согласно Платону, Атлантида была названа в честь первого царя по имени Атлант. Были и другие острова с именами царей и их сыновей, чей родственный союз и породил эту державу.

По поводу слова атлант Платон писал, что “Солон, выясняя значение имени, записывал его уже на нашем (эллинском) языке”. Значит, атлант имеет греческие корни. Согласно некоторым исследователям слово “атлант” (atlantheus) образовано от греческих слов atlan - испытание и teus - Бог, и, соответственно, это слово стоит переводить как “испытанный Богом”. Кстати, имя Иуда Симон Искариот (один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, предавших его) дословно переводится как “Хвалите Бога, испытанные (небесным) камнем Икарийским“, а с этим мифологическим именем связано слово иудеи, так что, вполне возможно, евреи могут оказаться дальними потомки атлантов.

Также известно, что хеттское слово «ант», древнееврейское «ам» и древнеегипетское «анх» восходят к шумерскому «ан», дословно означающему «живущий под солнцем, проживающий на земле, имеющий жизнь». В древности на всех языках так обозначали коренного жителя какой-либо местности. Следовательно, как считают лингвисты, слово «атлант» состоит из двух слов: «Атл» - вероятно, имя царя и «ант» - человек, житель государства. Выходит, что «атлант» - «человек Атла»! Это подтверждается вторым именем Атланта, в котором не звучит суффикс «ант» - Атлас.

Сам Платон указывал, что Атлантида - это греческое название. Как называли атланты сами себя и как они именовали свою страну - нам не известно. И если уж допускать, что наименования некоторых городов или мифических героев принесены в Центральную Америку атлантами, то вряд ли атлантические пришельцы стали бы здесь насаждать греческие названия, а не свои собственные.

Вероятнее всего, Платон воспользовался самыми передовыми знаниями естественных наук своего времени, и прежде всего тайными знаниями пифагорейцев. Мощь его таланта была столь велика, что атлантологи доверяют его воззрениям на палеогеографию атлантического дна больше, чем знаниям современных геологов.

Если мы обратимся к основной идее Платона, заложенной им в легенду об Атлантиде, то обнаружим противоборство двух подходов к сущности жизни - материалистического и идеалистического. Атланты променяли духовные ценности на жизненные блага, устремились к порабощению соседей, чтобы вольготно жить за их счет. Праафиняне - выбрали аскетический идеализм и роль освободителей народов.


Аристипп (ок. 435 - ок. 355 до н. э.), древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа.

Мифологическую и историческую фактуру Платон черпал из «Истории Ливии», которую написал Аристипп (435 - 355 до н. э.) - древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, ученик и друг Сократа. На глазах Платона проходила Пелопонесская война, в основе которой лежала нещадная эксплуатация Афинами иных греческих городов-государств. Афиняне изгнали многих философов-идеалистов. Платона, создавшего, по его мнению, превосходную теорию управления государством, так и не подпустили к государственному управлению.

О том, что Платон не сам выдумал Атлантиду, с ее жаждущими земных радостей жителями, говорят такие его слова из диалога «Федон»: «Они надеются в один прекрасный день изобрести Атланта, еще более мощного и бессмертного, способного еще тверже удерживать все на себе, и нисколько не предполагают, что в действительности все связуется и удерживается благим и должным».

Диалог «Федон», включающий эти строки, был написан в 360-е годы, когда Платон общался в Сиракузах с Аристиппом. Аристипп жил при дворе сиракузского тирана Дионисия Младшего (397 - 337 гг. до н. э.). По признанию современников он приспосабливался ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии с обстановкой. Поэтому и при дворе Дионисия он имел больше успеха, чем все остальные, всегда отлично осваиваясь с обстоятельствами.

Скорее всего, это Аристипп изобрел мощных и счастливых в своем долголетии атлантов, исповедовавших его гедонистические воззрения. Их былая родина погибла, но потомки атлантов пронесли через века жизнеутверждающие принципы бытия своих предков. Мистик Платон не был согласен с воззрениями материалиста Аристиппа, но не смог устоять перед красотой созданной своим другом счастливой страны. Платон только творчески перерабатывал и улучшал бытовавшие в его время воззрения.

Платон узнал из сочинения Аристиппа о плаваниях Ганнона и Гимилькона раньше многих европейских коллег. Он быстро сообразил, что обнаруженные карфагенянами на краю света мели, Канарские острова, Мадейра, Азорские острова, Ирландия и Великобритания - это остатки гор, окаймлявших долину атлантов. Отсюда его уверенность в колоссальных размерах острова, который был крупнее Ливии и Азии того времени. Платон свел в один рассказ размеры сахарской прародины предков и размеры пифагорейской западной впадины, почти целиком занятой гипотетическим островом. Отсюда и нестыковки в размерах Атлантиды. Взяв за основу скромное предание, он сделал из него гениальную легенду, приукрасив ее разными деталями и своими философскими и политическими теориями.

Если мы соединим перечисленные острова, то получим Атлантиду Платона. Именно в этот гигантский многоугольник попадает большинство Атлантид современных авторов. Но только они напрасно спорят между собой, так как отчасти правы все. Просто царственный потомок Кодра, как он сам себя называл, создал, в отличие от своих последователей, более грандиозную фантазию.

Очень многие черты Атлантиды специалисты без большого труда находят в античных описаниях разных реальных и вымышленных стран. Время гибели Атлантиды Платон вычислил по теории пифагорейских циклов всемирных катастроф. Кстати у пифагорецев атланты были предками блаженных эфиопов и гипербореев - любимцев пифагорейского Аполлона.

источник

Платон, история, плагиат, Атлантида, Древняя Греция, Матвейчев

Previous post Next post
Up