Иркутск. Музей на свалке, или Последний шедевр "сибирского панка"

Mar 24, 2022 23:00




Увы, бывает так, что музей заканчивает своё существование на свалке. Но бывает, как ни странно, и наоборот: на иркутском "полигоне твёрдых бытовых отходов" (как корректно называют свалки в наши дни), стараниями его директора Александра Расторгуева, музей в 2015 году зародился. С тех пор он неуклонно разрастается, для многочисленных гостей Байкала превратившись чуть ли не самую популярную достопримечательность Иркутска, а "зелёная повесточка" тут мирно уживается с культом Победы, пишет varandej.

Показав в прошлых частях Усть-Илимск на севере Иркутской области, этим странным музеем, за поездку в который спасибо Сергею valenok_s, я открываю рассказ про Большой Иркутск - одну из самых колоритных и интересных городских агломераций России.

Не знаю, ещё город здесь или уже окрестности: официальный адрес Музея-на-свалке - "5-й километр Александровского тракта". В Иркутской области слово "тракт" романтично, но вполне официально заменяет более привычное "шоссе", и на севере города широкая развязка служит общим корнем для Качугского тракта, ведущего на Ольхон и в Усть-Кут, и Александровского тракта, тянущегося правым берегом Ангары через старинные сёла. На первых километрах его, однако, лишь промзоны, кладбища и дачки, но именно садовые товарищества становятся спасительными по большим праздникам - лишь лабиринт их улиц позволяет обойти глухую пробку, возникающую на тракте во время событий в музее.


2.


Ну а в общем на своих колёсах найти дорогу к Музею-на-свалке не трудно - достаточно пристроиться в хвост какому-нибудь мусоровозу. Вот мусоровоз сворачивает на неприметную лесную дорогу, и где-то через километр из-за плавного поворота вдруг выплывает ТАКОЕ:

3.


У ворот полигона встречает самый что ни на есть Русский Военный Корабль, сбитый из горбыля:

4.


По опушке тянется стена с карикатурными рыцарями на башнях:

5.


Преграждающая дорогу эффектными воротами с двуглавыми орлами и длинномерными драконами. Из-за ворот звучат механические голоса диспетчеров, через динамик сообщающие въезжающим грузовикам, в какой сектор везти твёрдые бытовые отходы.

6.


Начальник свалки Александр Расторгуев оказался не по должности, а по призванию самым что ни на есть креативным директором, и в 2015 году решил просто украсить свой полигон воротами из горбыля и металлолома. В своих интервью он везде говорит "мы с мужиками", "мы с рабочими", но легко подумать, что рабочие тут - не таджики какие-нибудь, а стареющие панки и студенты-реконструкторы. Сооружая ворота, они обнаружили, что в их распоряжении есть и весь необходимый инструмент и, натурально, горы разных материалов, а стало быть - на свалке нет преград для фантазии.

6а.


Главные ворота так и остались въездом непосредственно на свалку. Для гостей музея же между стеной и кораблями оборудовали парковку, от которой тенистая улочка ведёт через подобие сибирского острога. Беглым взглядом - весьма убедительное, но приглядевшись, понимаешь, что башни и избы тут даже не срубные - на бревенчатые каркасы приколочен всё тот же горбыль:

7.


Спонтанные музеи бытовых отходов возникают на постсоветском пространстве в любом заброшенном сооружении. Один из таких, уж не знаю, стараниями работников или посетителей, набросали и в башне:

8.


За воротами встречает целое конное войско из жести (в основном барабанов стиральных машин), резины и пластика:

9.


Ворота стерегут баллиста-драконобойка и деревянный предок "Града" и "Катюши":

10.


Дорога от ворот...

11.


...уходит в мусорные дали, где по горам отходов миллионной агломерации снуют грузовики и бульдозеры. Помойной вони, при этом, тут почти не ощущается даже в жаркий летний день. Тем более что в ночь перед поездкой я несколько раз просыпался в иркутской квартире от запах гари, такого плотного, будто в соседней комнате задымилась розетка. То был дым грандиозных лесных пожаров в Красноярском крае и Якутии, которые летом трагически обсуждал весь рунет. Оттуда, из далёкой горящей тайги, а вовсе не со свалки, натянуло сюда хорошо заметную дымку:

12.


Жестяные рыцари стерегут кассу музея, вход в который, мягко говоря, не дёшев - 300 рублей за взрослый и 200 рублей за детский билет. Но спрос рождает предложение - приехав в первый час после открытия, мы даже постояли тут небольшую очередь, а дальше народ лишь прибавлялся. Туристы среди отправляющихся на свалку заметны, но явно не в большинстве - в основном сюда приезжают иркутяне с детьми. За кассой две дорожки расходятся в малый дворик избы с кадра выше и на основную поляну музея, отделённую стеной от горбылёвых кораблей. Сюда и направились мы первым делом:

13.


У входа - звонница, и скульптуры священников странно смотрятся в стилистике славянских капищ. А приглядевшись к колоколам, понимаешь, что даже они успели здесь побыть металлоломом:

13а.


С другой стороны дорожки - фанерные и жестяные реплики машин от тачанок и броневиков Гражданской войны до Карбараса какой-то более поздней, чем в "Раз, два - горе не беда!" модели:

14.


Дальше раскинулось широкое поле, вид которого в дыму лесных пожаров кажется стоп-кадром битвы:

15.


Поворотным в истории Музея на свалке стал 2017 год, когда к Александру Расторгуеву обратился за помощью другой энтузиаст - режиссёр Солбон Лыгденов, бурят из Тункинской долины. Прежде он работал на съёмках "Сталинграда", но устав от блокбастерных фальши и пафоса, задумал снять собственное кино о Великой Отечественной, несовместимо по нынешним временам столь же патриотическое, сколь и антивоенное. Назвали фильм так же без пафоса - "321-я Сибирская", а героями его стали русский и бурят, сводные братья из Сибири, попавшие вместе на фронт. Готовили фильм с помощью народных пожертвований и шаманской магии, большинство ролей играли непрофессионалы, с реквизитом и формой помогли реконструкторы, разрушенные города снимали в заброшенных промзонах Свирска, и всё же отчётный ролик смотрится впечатляюще. Ну а масштабные сцены битв стали совместным творением Расторгуева и Лыгденова: броневики, "Катюши" и "тридцатьчетверки" были сделаны из списанных грузовиков и вездеходов, дополненных фанерой и жестью.

16.


Съёмки "321-й" затянулись, и только в 2019 году первая часть была презентована в Доме культуры Свирска. В какой-то момент проектом Лыгденова даже заинтересовались продюсеры Брент Баум и Джонатан Шварц из "Paramount Pictures", предложившие помочь с монтажом и продвижением на Западе. Но из-за пандемии помощь Голливуда была отложена до лучших времён, а теперь и вовсе есть сомнения, что такие времена настанут при нашей жизни. "321-я Сибирская" так и не вышла в прокат, а вот Музей-на-свалке съёмки вывели на качественно новый уровень: с 2018 году на День Победы тут устраивается масштабная реконструкция абстрактного сражения Великой Отечественной войны, посмотреть на которую ездит теперь пол-Иркутска.

17.


Причём тут явно далеко не всё из тех времён. Увы, моих познаний в технике не хватает ни чтобы отличить самодельные реплики от аутентичных списанных машин, ни чтобы классифицировать последние. Так что надеюсь на вашу помощь в комментариях! Вот это, например, Bv 206 - шведский "Лось", с большим отрывом самый массовый вездеход (11 тыс. машин с 1974 года) иностранного производства, в России по причине многообразия собственных вездеходов довольно редкий.

18.


В сосновой роще над полем битвы - скамейки и армейские палатки, где, видимо, отдыхают и обедают гости Дня Победы:

19.


В этой части Музей-на-свалке подозрительно схож с подмосковным парком "Патриот", но отличается от него примерно тем же, чем "321-я Сибирская" от "Сталинграда" - большей искренностью и меньшим пафосом. Там всё масштабно и высокобюджетно, но даже вот этот сугубо функциональный уголок своей атмосферой на две головы превосходит тамошнюю "Партизанскую деревню":

20.


Выше по опушке воплотился то ли приход какого-то панка, то ли тексты песен "Гражданской обороны", Янки, "Чёрного лукича":

21.


Часть поля боя огорожена знаками "Проход запрещён!" - она находится на линии огня местного тира:

22.


Стоимость выстрела варьируется от 30 рублей из автоматов и винтовок до 50 рублей из станковых пулемётов "Максим" и системы Горюнова. К пушке с кадра выше посетителей, по крайней мере в обычные дни, не пускают, равно как и всякие мушкеты да пистоли лежат в зале просто для красоты.

23.


На опушке напротив Карбараса - буфет, который стережёт пара трансформеров. Zагадочную букву же приколотили к его двери ещё в те времена, когда это не стало мейнстримом:

24.


В буфет мы зашли перекусить, но сразу же впечатлились интерьером корчмы в стимпанковской деревне:

25.


С основной задачей, впрочем, кибер-корчма тоже справляется - мы взяли драники и лимонад, обнаружив, что цены тут вполне терпимые, а качество годное.

26.


Из какого фэндома происходят здешние скульптуры из жести и автодеталей - увы, так и не понял:

27.


Но драконы хороши!

28.


Фантастика и фэнтези в Музее-на-свалке - привычные соседи дедовских побед. На краю поля боя целятся по "мясным ублюдкам" и их допотопным машинам терминаторы:

29.


Орки из "Варкрафта" на резиновых конях чего-то выжидают:

30.


Зерги и протоссы до Иркутской области пока не долетели, а вот Чужие уже успели передраться с Хищниками:

31.


Пара гордых яутжа стерегут вход в Зал Славы:

32.


Он открылся зимой 2021 года, и основой его стала личная коллекция Александра Расторгуева, которую он собирал порядка 15 лет - награды, знамёна, оружие, обмундирование с русских войн ХХ века:

33.


В военно-морском отделе - ещё и макеты кораблей:

34.


Пулемёт "Максим" соседствует с символикой Русской весны:

35.


Часть Зала Славы же в августе 2021 года была пуста - словно как задел на будущее. От вида топоров и мосинок, коловратов и красных звёзд в одном кадре так и начинает звучать в ушах кинчевское "Небо славян". Впрочем, оно и физически тут звучит регулярно: над полем боя льётся грозный саунд-трек от песен послевоенной эпохи до патриотического рока постсоветских лет. С парком "Патриот", при этом, репертуар немного отличается - музыка Музея-на-свалке в целом чуть тяжелее, чуть серьёзнее (калугинский "Das Boot" я в "Патриоте" не могу представить) и в ней больше малоизвестных, возможно даже сугубо иркутских, групп.

36.


Покинув поле боя, возвращаемся к кассе, напротив которой пара витязей с цепными бородами стерегут вход на малый двор:

37.


Отсюда видны мусорные дали:

38.


А павильоны Музея-на-свалке плавно переходят в подсобки ТБО:

39.


Длинный ангар скрывает гордость всего этого комплекса - собственно Музей мусора. Иначе говоря - выброшенных вещей:

40.


Стена у входа специализируется на часах и музыкальных инструментах:

41.


А дальше весьма условные отделы музея плавно перетекают друг в друга:

42.


Самое, пожалуй, впечатляющее здесь то, что всё это не антиквариат, а хлам. Официальные музеи начинают интересоваться такими вещами лишь тогда, когда они становятся редкими. И потому Музей-на-свалке - самая настоящая "капсула времени" рубежа тысячелетий, где свалена в кучу вся Россия нашего детства и юности.

43.


44.


44а.


45.


46.


47.


48.


49.


В дальнем конце зала - этнографический уголок с санями, серпами, корзинами и тележными колёсами, куда больше похожий на традиционные музеи:

50.


На заднем дворе музея внезапно ощущаешь запах зверя. Когда-то на свалке, помимо всяческих крыс и лис, поселилась пара медвежат, видимо оставшихся без матери. Их отловили, и в других местах усыпили бы, но у Расторгуева даже медведи послужили делу, образовав живой уголок:

51.


Совсем не удивлюсь, если вокруг него вырастет целый зоопарк с типичной фауной свалок.

52.


За зоопарком - ещё один дворик, куда туристы почти не заглядывают, чем пользуются орки, держащие совет. Музей-на-свалке сейчас переживает, думается, своё лучшее время - он уже успел разрастись до впечатляющих масштабов, а для туристов, коротающих день между аэропортом и Байкалом, явно потеснил из культурных программ деревянный модерн и буддийское барокко. Прогрессивные иркутяне было опомнились от первого шока и понемногу затянули неизбежную "в этой стране" волынку о дурновкусии и отсутствии чувства прекрасного, но сам музей ещё не успел забронзоветь да озаботиться нравственным воспитанием молодёжи. Пока что всё это - весёлое хобби Расторгуева и работников свалки с ничем не ограниченным полётом грубоватой фантазии. Вот только протоссов и зергов не хватает...

53.


фото, Сибирь, деревянное зодчество, Иркутск

Previous post Next post
Up