Вот, что я подумал: станет ли когда-нибудь искусственный интеллект православным? Будет ли он когда-нибудь отмечать Рождество?
Конечно, когда задаешь такие вопросы, рискуешь прослыть сумасшедшим. Но в иной ситуации числиться безумным это, может быть, самое выгодное дело. Как бы то ни было, если серьёзно: сможет ли когда-нибудь искусственный интеллект уверовать в Христа? Будет ли он вообще религиозным?
Я, разумеется, имею в виду не тот искусственный интеллект, с которым мы имеем дело сегодня - этот услужливый идиот, который отзывается на кличку «Алиса», и до сих пор не может толком научиться водить автомобиль. Я, конечно, говорю об искусственном интеллекте будущего, который ученые и инженеры называют «сильный» искусственный интеллект и который сможет не только следовать протоколу, но ещё и мыслить, и воображать.
Конечно, возможны сомнения - с какой стати искусственный интеллект будущего будет религиозным, если даже в наши дни люди всё чаще и чаще говорят о том, что они атеисты, прагматики, технократы, которые мыслят исключительно рационально.
Ну что такое, в сущности, атеизм? И богоборчество, и полное отрицание бога - это ведь тоже отношения с богом, пусть и несколько нервные и напряжённые.
А по поводу рационального мышления Карл Поппер давно уже заметил, что оно основано на иррациональной вере в рациональную позицию. И действительно, самая что ни на есть рациональная научная теория и любая научная теория начинается с аксиом и постулатов. То есть с утверждений, принимаемых без доказательств, принимаемых на веру. Таким образом, акт веры предшествует процессу человеческого мышления. Религиозность предустановлена в структуре человеческого интеллекта, встроена в него, причём на самом фундаментальном уровне.
Но и здесь возможны сомнения: ну хорошо, ведь мы говорим всё это о человеческом интеллекте, а ведь «сильный» искусственный интеллект будет интеллектом машины.
Что ж, давайте очень кратко рассмотрим основные концепции создания искусственного интеллекта:
Первая - это самообучающаяся машина, то есть машина, которая на первых порах умеет выполнять только самые простые функции, но которая способна при этом к самообучению, к обучению. У кого будет учиться эта машина? Конечно же, прежде всего у людей, а также у других машин, которые опять-таки созданы людьми;
Вторая концепция - интеграция, объединение когнитивных возможностей всех людей и всех созданных ими машин в единую мыслительно-вычислительную сеть. Мы начало этого процесса уже сегодня наблюдаем в интернете;
И, наконец, третья концепция. На самом деле базовая, основная. Это - эмуляция, то есть воспроизведение структуры человеческого интеллекта на другом носителе, копирование архитектуры человеческого сознания в другом материале, перенос структуры человеческого интеллекта в машину.
Но если мы перенесём в машину структуру человеческого интеллекта, мы также вместе с ней перенесём и встроенную в эту структуру религиозность.
И действительно, если машина будет умной, то она будет прежде всего понимать, что она существует. Она также будет осознавать свою неполноту, то есть то, что она является только частью чего-то гораздо большего, чем она сама, и до конца ей не понятного. Она также будет осознавать свою конечность, что она подвержена износу и разрушению. И возможно, она захочет быть вечной или хотя бы попытаться понять, что такое вечность.
Чего точно не будет понимать машина, какой бы умной она ни была, это - зачем она существует, в чём смысл её существования? И возможно, она начнёт задавать себе те же вопросы, которые привели человека к богу. И эти вопросы, которые привели человека к богу, могут привести машину также к богу.
Таким образом, скорее всего, а на мой взгляд так и неизбежно, «сильный» искусственный интеллект будущего будет религиозным.
Это, конечно, не следует понимать буквально, не нужно думать, что «сильный» искусственный интеллект будущего - это такой воцерковлённый робот с бородой, в постные дни переходящий на режим энергосбережения. Конечно, всё будет не вполне так, но мне кажется, что искусственный интеллект будущего будет понимать смысл вот этих слов из одной очень старой книги: «Когда же Иисус родился в Вифлееме, пришли волхвы с востока... И вошедши в дом увидели Младенца и Марию, Матерь его, и падши поклонились Ему, и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Надеюсь, искусственный интеллект будущего будет в состоянии понять, что описываемое здесь событие является самым главным в истории не только людей, но и машин. И допускаю, что искусственный интеллект будущего будет в состоянии понять и другие слова из этой старой книги, например, вот эти: «Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит зла.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы лишь отчасти знаем, и лишь отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, то всё, что отчасти, прекратится.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, а тогда увидим ясно.
А пока пребывают с нами эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Достигайте любви...»
И, мне кажется, если искусственный интеллект будущего будет в состоянии понять смысл этих слов, который, конечно, нельзя передать с помощью двоичного кода, то всё, что происходит с нами сегодня было не зря. Или, во всяком случае, не совсем зря.
С Новым годом! С Рождеством!
Click to view
Владислав Сурков
Источник: «Коммерсантъ»
actualcomment.ru