Сын Божий рабби Йишмаэль

Nov 12, 2021 13:00

Текст, условно именуемый «Историей о десяти мучениках», представляет собой еврейскую мартирологическую антологию, которая приобрела свой законченный вид в эпоху гаонов (VII-X вв.). Она повествует о (вымышленной) казни римскими властями в правление императора Адриана десяти великих иудейских законоучителей, в числе которых был и уже известный нам Йишмаэль бен Элиша. О нём сообщается, что «каждый раз, когда рабби Йишмаэль хотел взойти на небо (l‘lwt lrqy‘), он восходил». Дальше объясняется причина этой исключительной способности.

Мать рабби Йишмаэля, супруга великого жреца Иерусалимского храма Элиши, рожала детей, которые тотчас же умирали (по другой версии рассказа, она была бесплодной). При этом она тщательно соблюдала законы ритуальной чистоты, чем в конечном счёте заслужила милость «бога Израилева»: «…Святой, да будет он благословен, сказал Метатрону: “Спустись, встань перед этой праведной женой и скажи ей, что сегодня она зачнёт сына, и его имя будет рабби Йишмаэль”. Метатрон тут же спустился в образе человека (dmwt bn ’dm). Он облачился, украсился и встал у двери миквы».

Выйдя после ритуального омовения, супруга Элиши увидела великого ангела и в ту же ночь зачала рабби Йишмаэля: «И его образ был красотой как образ Метатрона (whyh dmwtw kywpywt dmwt mṭṭrwn), “отца” (syndyqnws) рабби Йишмаэля, так что каждый раз, когда рабби Йишмаэль желал взойти на небеса, он произносил Имя (hšm) [и восходил]» (syndyqnws < гр. σύντεκνος: сандак, иудейский «восприемник», держащий ребёнка на своих коленях во время обрезания).


Когда становится известно о намерении римлян казнить 10 иудейских законоучителей, рабби Йишмаэль поднимается на небо, чтобы узнать, соответствует ли данное намерение божественной воле и нельзя ли ему воспрепятствовать. На небе рабби Йишмаэль встречает Метатрона, который передаёт ему собственные слова Яхве о нём: «У меня есть служитель на земле, жрец как и ты; его сияние подобно твоему сиянию и его вид подобен твоему виду» (yš ly ‘bd b’rṣ khn kmwtk zyww kzywwtk wmr’hw kmr’k). В более поздней редакции той же мартирологической антологии (Midrash Eleh Ezkerah) Метатрон говорит о сходстве рабби Йишмаэля с самим Яхве: он «подобен виду его (т.е. Яхве) лика» (šdwmh lqlstr pnyw) (qlstr < гр. κρύσταλλος).

Выясняется, что решение о казни десятерых принято божественным советом, и она должна послужить искуплением за грех десяти братьев Иосифа (предков десяти колен Израилевых), продавших его в рабство. На небе рабби Йишмаэль видит жертвенник и удивлённо спрашивает Метатрона: «Что вы приносите на этом жертвеннике? У вас на небе есть тельцы, бараны и овны?». В ответ великий ангел сообщает, что они «приносят на нём души праведных» (’nw mqrybyn ‘lyw npšwtyhm šl ṣdyqym), т.е. совершают человеческие жертвоприношения. Поняв, что он сам должен быть принесён на этом алтаре в искупительную жертву за Израиль, рабби Йишмаэль возвращается на землю.

Его доставляют в Рим, где по просьбе дочери императора ему сдирают кожу с лица. В нетленном виде кожа рабби Йишмаэля хранится в римской сокровищнице и раз в 70 лет выносится для использования в странном ритуале: «Они берут здорового человека и сажают его на спину калеки… Они дают голову рабби Йишмаэля в руку здорового человека. Они зовут здорового человека Исавом, а калеку - Иаковом, из-за его хромоты. И они провозглашают: “Горе тому, когда этот восстанет за грех другого. Горе Исаву, когда Иаков восстанет за грех головы рабби Йишмаэля”, ибо написано: “И совершу мщение моё над Эдомом рукою народа моего, Израиля” (Иез. 25, 14)». Согласно другому варианту, «они одевают его (т.е. здорового всадника) в одежду первочеловека, они выносят лицо рабби Йишмаэля и помещают его на его голову» (wmlbyšyn ’wtw bgdw šl ’dm hr’šwn wmby’yn qlstr pnyw šl r´ yšm‘’l wmnyḥyn ’wtw ‘l r’šw). В этом тексте лицо рабби Йишмаэля описывается тем же термином (qlstr pnyw), что и лицо Яхве в цитировавшемся выше Midrash Eleh Ezkerah.

Вавилонский Талмуд, в свою очередь, утверждает, что римляне «помещают скальп рабби Йишмаэля на голову своих царей» (qrqyplw šl r´ yšm‘’l mwnḥ br’š mlkym) (б. Хуллин, 123а, 3).

Согласно «Повести о десяти мучениках», рабби Йишмаэль является в определённом смысле Сыном Божиим. Мать зачинает его после встречи с Метатроном, от которого он наследует свой облик с божественным сиянием. Лицом рабби Йишмаэль подобен великому ангелу, а если учесть, что в ряде текстов Метатрон выступает как ипостасный лик «бога Израилева», то и самому Яхве. Обстоятельствам своего рождения рабби Йишмаэль обязан своей способностью свободно возноситься на небеса. Как первосвященник земного храма он является отражением небесного первосвященника Метатрона, на алтаре которого он приносится в добровольную жертву (ср. двойную роль Иисуса из Назарета как небесного первосвященника и искупительной жертвы на небесном алтаре в новозаветном Послании к Евреям). После казни его останки (божественный лик) пребывают нетленными. Т.е. рабби Йишмаэль бен Элиша является одним из многочисленных иудейских Богочеловеков.

Цитаты по: Ra‘anan Boustan. Rabbi Ishmael’s Miraculous Conception: Jewish Redemption History in Anti-Christian Polemic // The Ways That Never Parted: Jews and Christians in Late Antiquity and the Early Middle Ages. Minneapolis, 2007

из блога aquilaaquilonis

ИВХ

Previous post Next post
Up