История знает круговороты, говорил мой университетский преподаватель диалектического материализма И.Я. Лойфман. Уже в новое время он завещал мне отстаивать научное мировоззрение и пользоваться диалектическим методом. Вот и воспользуюсь.
Хочу показать старинные дореволюционные открытки в «русском стиле» с работами русского художника Сергея Соломко.
В конце 19-начале 20 века стало популярным течение возрождения национальной причастности и самосознания и многие художники начали создавать свои произведения с отсылками к историческому русскому прошлому.
Они вновь начали перерабатывать древнерусские мотивы, использовать их как в художественных произведениях, так и прикладных вещах и даже архитектуре.
Сергей Соломко начал свою карьеру как иллюстратор для журналов и сказок, рисовал афиши, выпустил серию открыток на тему русской старины.
В начале XX века он даже сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже и Рюкерта, он поставлял им свои миниатюры, которые ювелирные фирмы благополучно вставляли в свои предметы. Также он создавал модели для Императорского фарфорового завода, что очень удачно использовалось в различных вазах и сервизах в неорусском стиле.
Самой известной его работой пожалуй стали эскизы древнерусских костюмов для знаменитого костюмированного бала в Зимнем Дворце, в 1903 году.
Это событие было самым масштабным празднованием в период правления Николая II и последним большим балом Российской Империи. Вся российская знать явилась на бал в костюмах бояр допетровского времени.
Именно эти невероятно сложные и богатые костюмы создавал Соломко.
Вероятно, Вы не догадываетесь, но костюмы Соломко знакомы и Вам. Образы участников бала использовались для одной из самых популярных серий игральных карт.
Забавно, что в советское время немного стилизованные портреты великих князей печатались многотысячными тиражами и смотрели на любителей азартных игр по всей стране.
Образы участников бала 1903 года запечатлены и на фарфоре. Кузнецовскими фабриками была выпущена серии посуды обобщенно называющаяся «Бояре». Сейчас эти изделия высоко ценится коллекционерами.
Кстати, многие современники очень не любили его творчество и всячески критиковали созданные Соломко произведения, обвиняя его в «галантерейном реализме», упадничестве и мистицизме, тем не менее, то что его выбрали для создания костюмных эскизов знаменитейшего бала, говорит и о высочайшем признании царского двора.
Можно только любоваться чистыми возвышенными лицами героев, прекрасно проработанными деталями убранств, украшений и интерьеров.
Все в приличной сохранности, не надписаны, что является дополнительной ценностью, так как неподписанных открыток осталось очень мало.
Вот такой исторический казус, художник занимался ублажением вкуса аристократии и царского двора, а игра в карты с его рисунками помогла запечатлеть его произведения в сердце и в памяти почти каждого жителя СССР".
В каком смысле выиграли граждане СССР? Об этом надо отдельно размышлять.
Трефовая дама и ее прототип - Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Червовая дама и ее прототип - Великая княгиня Ксения Александровна
Прототип трефового валета- Его императорское Высочество Государь Наследник и Великий Князь Михаил Александрович.
Прототип бубнового валета- Его императорское Высочество Великий Князь Андрей Владимирович.
Станислав Некрасов