Согласно новому исследованию, китайская инициатива «Один пояс, один путь» привела к тому, что десятки стран с низким и средним уровнем дохода накопили $385 млрд в виде «скрытых долгов» перед Пекином.
AidData, международная исследовательская лаборатория развития, базирующаяся в колледже Уильяма и Мэри в штате Вирджиния, проанализировала 13 427 китайских проектов развития на общую сумму $843 млрд в 165 странах за 18-летний период до конца 2017 года.
Китай предоставил развивающимся странам рекордные объемы финансирования за последние два десятилетия, поддерживая проекты как в государственном, так и в частном секторе. Инициатива «Один пояс, один путь» - флагманская внешнеполитическая инициатива президента Си Цзиньпина, запущенная им в 2013 году для инвестирования почти в 70 стран и международных организаций, привела Китай к мировому господству в международном финансировании развития.
США планируют разработать аналогичную схему в Южной Америке, а в сентябре ЕС объявил, что запускает всемирную программу «Глобальные ворота», поскольку оба региона стремятся бросить вызов огромному финансовому и геополитическому влиянию Китая в развивающемся мире.
Согласно отчету AidData, Китай в настоящее время тратит как минимум в два раза больше на международное финансирование развития, чем США и другие крупные экономические державы, что в совокупности составляет около $85 млрд в год.
Однако это часто выражается в форме долга, а не помощи, и этот дисбаланс в последние годы усилился. В отчете указывается, что с момента запуска программы «Один пояс, один путь» Китай выдал 31 кредит на каждый грант.
Механизмы финансирования сделок остаются в некоторой степени непрозрачными из-за отсутствия подробной информации, вызывающей в последние годы сдержанность инвесторов в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, например, таких как Замбия.
Китай долгое время отрицал, что втягивает развивающиеся страны в так называемые долговые ловушки, которые могут открыть Пекину путь к изъятию активов в качестве обеспечения по невыплаченным долговым обязательствам.
Однако с момента создания программы «Один пояс, один путь» (BRI) высказывались опасения относительно возможности того, что объем кредитования может быть выше, чем официально сообщалось во многих странах с низким и средним уровнем дохода. По совокупным оценкам AidData, задолженность составляет около $385 млрд.
Крупнейшим получателем «скрытых» кредитов от Китая за 17-летний период оказалась Россия - $125 млрд.
«В эпоху, предшествовавшую BRI, большая часть внешнего кредитования Китая была направлена суверенным заемщикам (то есть учреждениям центрального правительства)», - говорят исследователи.
«Однако с тех пор произошел важный переход: почти 70% внешнего кредитования Китая сейчас направляется государственным компаниям, государственным банкам, компаниям специального назначения, совместным предприятиям и учреждениям частного сектора».
Эти долги часто не отражаются в балансах стран, но многие из них гарантированы их правительствами, что способствует размыванию границ между частным и государственным долгом и создает финансовые проблемы для стран-участниц. Эти гарантии могут быть явными или подразумеваемыми - в том смысле, что общественное или политическое давление может вынудить правительство помочь компании, испытывающей финансовые затруднения.
Исследователи обнаружили, что долговые обязательства этих стран перед Китаем значительно превышают оценки международных исследовательских институтов, рейтинговых агентств или межправительственных организаций. В отчете утверждается, что в настоящее время государственный долг 42 стран перед Китаем превышает 10% их ВВП.
«Эти долги систематически занижаются в Системе отчетности должников Всемирного банка (DRS), потому что во многих случаях учреждения центрального правительства в странах с низким и средним уровнем дохода не являются основными заемщиками, ответственными за погашение», - говорится в отчете.
«По нашим оценкам, правительство занижает свои фактические и потенциальные обязательства по выплате кредитов Китаю на сумму, эквивалентную 5,8% его ВВП».
В совокупности это составит около $385 млрд, и аналитики AidData предположили, что управление этими скрытыми долгами стало «серьезной проблемой» для многих пострадавших стран.
«Проблема «скрытого долга» заключается не столько в том, что правительства знают, что им нужно будет обслуживать нераскрытые долги (с известной денежной стоимостью) Китаю, сколько в том, что правительства не знают денежную стоимость долгов Китаю, которые им, возможно, придется или не придется обслуживать в будущем», - добавили исследователи.
Глава AidData Брэд Паркс заявил, что «сами правительства сегодня не знают, сколько именно они должны Китаю».
источник