Россияне строят дома из того, что есть под рукой. Их умениями и вкусом восхищаются во всем мире
Федор Савинцев занимается профессиональной репортажной фотографией около 20 лет. Однако в последние годы его внимание все больше и больше привлекают обычные, казалось бы, дачные домики, разбросанные по всей Архангельской области. О том, кому они нужны, Федор рассказал «Ленте.ру».
Я - москвич, хотя в силу своей профессии репортера и документального фотографа постоянно курсирую из региона в регион. В прошлом году, например, я много времени провел в Питере. Я снимаю очень много лет, причем на самые разные темы, однако вот уже несколько лет, точнее, два года, мой основной проект связан с архитектурой. Этот мир был для меня совершенно нов, но уже успел стать родным.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Fyodor Savintsev (@fsavintsev) Я называю этот проект «6 соток». И в его рамках я снимаю северные домики в различных СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество).
Как все началось? Я поехал в очередную командировку на Север, в Архангельск, и начал прочесывать садовые товарищества на предмет чего-то необычного. И нашел там буквально архитектурный клад. Хотя… нет, все началось раньше! Еще в 2009-м в Архангельской области с борта вертолета я сделал снимок, который так и назвал: «6 соток». На нем было видно классическое для всей территории нашей страны СНТ, вот только структура его была такова, что все дома там были развернуты в одну сторону. Кроме того, все они были там очень яркими. Этот снимок был очень популярен, он выставлялся в галереях, продавался неплохими тиражами. Но прошло около 10 лет, и я вдруг подумал, что было бы здорово разобраться, что это вообще за поселок такой. И поехал с этой целью в Архангельск.
После долгих поисков я наконец нашел нужное мне место, поехал туда и... обомлел, потому что там оказался буквально кладезь невероятно красивых домов, сделанных из фанеры и досок, то есть всего того, что можно было достать. При этом все они смотрелись невероятно целостно и органично. И я решил снять их все, чтобы задокументировать, сохранить хотя бы так. А следом начал снимать дома в других северных СНТ.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Fyodor Savintsev (@fsavintsev) Из записей Федора Савинцева:
«Пришел ренессанс эзопова языка. Так вот, когда за домом следит хозяин, то дом, семья, двор и все вокруг расцветает, живет и радует, но когда хозяин перестает следить или хозяйка неряшлива, то в доме заводятся насекомые и прочие вредители. Но ведь все просто - нужно следить за своим домом, поддерживать чистоту и детям прививать семейные ценности. Вот тогда не будет возникать ситуации, когда домом завладевают вредители. Вот красавчик со своим «сынишкой», всегда, когда вижу эту фотографию, то радуюсь: от цвета, от формы, от деталей».
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Fyodor Savintsev (@fsavintsev) Из записей Федора Савинцева:
«Именно внутренняя свобода, начитанность, культура позволяли людям того времени создавать такое. Это воплощенные детские рисунки. Считаю важным отметить тот факт, что раздавали эти малюсенькие участки в прямом смысле на болотах, и чтобы построить хоть какой-нибудь дом, нужно было вначале осушать участки, рыть дренажные траншеи и т.д и т.п.
И вот люди после работы, на выходных приезжали и обрабатывали землю, а уж затем, сидя в квартирах, придумывали идеи для своих малюток. Понимаете, звездное небо!!! Корабли! Полярная звезда!»
Нет, красивые дома находились далеко не везде. Но те, что находились, иногда были настоящими шедеврами и памятниками эпохи. С чем это связано? Думаю, с тем, что у людей не было денег на перестройку своих домов, на то, чтобы обшить их сайдингом, вот они и использовали то, что оказывалось под рукой.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Fyodor Savintsev (@fsavintsev) Из записей Федора Савинцева:
«Терем-теремок, собранный из фанеры и обрезков. Я когда находил этих гавриков, то улыбка до ушей была, очень похоже было на грибалку (грибы собирать) - смотришь, на горизонте что-то необычное, подбегаешь, а там все в сохране, все детальки того времени. Поверьте мне, таких домов больше нигде в мире нет!!!»
Удивительно, кстати, что мои попытки снять что-то подобное где-то в Подмосковье или в других областях показали, что такой концентрации интересующих меня домов, как в Архангельской области, нет больше нигде.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Fyodor Savintsev (@fsavintsev)
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Fyodor Savintsev (@fsavintsev) Из записей Федора Савинцева:
«Эти домики для меня как детские рисунки - чистая фантазия. Нужно осознать, что такого больше не будет. Мне пару постов назад писали, что, мол, сейчас время утилитарного минимализма, но для меня загадка, почему совершенно не интересно ходить и рассматривать современные шедевры архитектуры загородных домов. Когда общался с хозяевами этих маленьких "монпансье", то один дедушка рассказывал, как ходил по поселку и смотрел, что строят, и хотел сделать так же красиво - было желание и стремление к творчеству».
На своей странице в Instagram я очень редко публикую фотографии самого себя, поэтому многие мои подписчики думают, что я - человек пожилой. Ну, а как, на их взгляд, иначе, если меня интересует подобная архитектура! Но - нет. Мне 38 лет. И причина моей любви к дачным домикам совсем не в ностальгии. Они интересуют меня исключительно в плане визуальной эстетики,которая как раз и позволяет окунуться в ностальгию, потому что в той или иной степени связана с историей нашей страны. Точно так же, кстати, как и советские дачи, хоть они и обладают эстетикой совершенно иной. Они - этакий интеллигентский рафинированный рай, ставший героем другого моего проекта.
Далее
здесь