Февральская революция 1917 года считается стихийным восстанием народных масс. Однако, на самом деле, она была организована искусственно, благодаря "чёрному пиару".
Выступления народа в Петрограде начались по причине того, что несколько дней по карточкам не выдавали хлеба - так называемые "хлебные бунты". За всю войну перебоев с хлебом не случалось, и как удивлялся командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов, "в городе запасов ещё на 2 недели". Другой генерал, Глобачёв, отмечал - "Ежедневно в Петроград доставлялось множество вагонов с мукой. Таким образом, слухи о надвигающемся голоде и отсутствии хлеба были провокационными - с целью вызвать крупные волнения и беспорядки, что в действительности и удалось".
По мнению некоторых историков, главная роль в организации "хлебной блокады" принадлежит чиновнику Министерства путей сообщения Юрию Ломоносову, по просьбе большевиков заблокировавшему "хлебные поезда". Ему в этом помогал инженер-путеец Александр Бубликов. Всё прошло, как по маслу - поезда с зерном задержали на неделю на запасных путях, распустили в нужных местах слухи, хлеб в столицу не поступил. В этом обвинили непопулярного царя, и сотни тысяч людей вышли на улицы с лозунгами "Долой самодержавие!".
Дальнейшее известно.
У Ломоносова потом карьера при большевиках сложилась. Так, ему поручили за золото купить в США в 1919 году паровозы, так вот золото он продал за копейки, а паровозы купил по бешеной цене - очень талантливый бизнесмен, короче. После этого его передумали назначать наркомом путей сообщения. В 1927 году, находясь в командировке в Британии, Ломоносов попросил политического убежища. Умер в 1952 году в Канаде.
Революционный инженер Бубликов, 8 марта 1917 года лично арестовавший императора Николая II, в сентябре того же года разочаровался в революции - бежал во Францию, а затем в США. То-то радовался парень потом, что успел смотаться перед большевиками. Скончался он в 1941 году в Нью-Йорке.
Ну и так, по мелочи. Первый военнослужащий, перешедший со своей частью на сторону Февральской революции (для этого он застрелил своего капитана), унтер-офицер Тимофей Кирпичников, награждённый от Временного правительства Георгиевским крестом, в ноябре 1917 года попытался поднять солдат на восстание против большевиков. Это ему не удалось, и он сбежал на Дон, где предложил свои услуги формировавшимся отрядам белой гвардии - объяснив, что он тот самый "борец за свободу народа". Кирпичникова тут же расстреляли, бросив тело в придорожной канаве.
В общем, цели были благие, но как-то некрасиво получилось.
George ZotovЛомоносов, Юрий Владимирович
Юрий Владимирович Ломоносов (24 апреля 1876, Гжатск - 19 ноября 1952, Монреаль) - русский инженер-железнодорожник, изобретатель первых в мире тепловозов Ээл2 (Юэ001), Эмх3 (Юм005). Социал-демократ, состоявший в Боевой технической группе при ЦК РСДРП. Во время в Февральской революции обеспечил остановку царского поезда на станции Дно, повлекшую отречение Николая II. Советский государственный деятель, сотрудник Бюро Мартенса в Нью-Йорке, уполномоченный Советом народных комиссаров по железнодорожным заказам за границей. Профессор Киевского Политехнического Института (1901, ушел в 1907 году), доктор философии в Берлинской технической высшей школе (1926). Невозвращенец.
Карьера железнодорожника Править
Родился в небогатой дворянской семье в Гжатске Смоленской губернии. Отец - мировой судья Владимир Григорьевич Ломоносов, мать - Мария Федоровна Пегелау. Детство провёл в родовых имениях в Сычёвском уезде. Воспитывался в 1-м московском кадетском корпусе с 1887 года, который блестяще закончил и, наперекор родственникам, в 1893 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Окончил его в 1898 году, проявив незаурядные склонности к инженерным разработкам.
Работал на Харьковском паровозостроительном заводе, затем на Харьковско-Николаевской железной дороге, помощником начальника депо.
В 1899 году Ломоносову было предложено место преподавателя в Варшавском политехническом институте, где он читал курс по теории и управлению локомотивами. В это же время Министерство путей сообщения утвердило Ломоносова в должности инспектора Российских государственных и частных железных дорог. В конце лета 1900 года Ломоносов принял участие в Международной выставке локомотивов в Париже.
С 1902 года - профессор Киевского Политехнического института. Вместе с группой студентов совершил поездку по Китайско-Восточной железной дороге, проводя её обследование. Посетил Иркутск, Харбин, Порт-Артур, Владивосток, а также Нагасаки и Пекин. По должности инспектора железных дорог Ломоносов должен был знакомиться с железнодорожными достижениями в других странах.
В ноябре 1902 года участвовал в работе Международного конгресса инженеров железнодорожного транспорта в Вене. Весной 1903 года посетил Италию, Швейцарию, Францию, Испанию. Летом совершил тур по железным дорогам Восточной Европы. В апреле 1905 года Ломоносов защитил докторскую диссертацию по динамике локомотивов.
В то же самое время Ломоносов работал в подпольных организациях РСДРП. В 1905-1906 годах состоял в Боевой технической группе при ЦК РСДРП, руководимой Л. Б. Красиным и занимавшейся подготовкой терактов и вооружённых восстаний. После революции отошел от партийной деятельности.
В декабре 1907 года Ломоносов был назначен руководителем Тягового отдела Екатерининской железной дороги. С 1909 по 1910 годы - начальник тяги на Ташкентской железной дороге. В конце 1910 года переведён в Петроград на Николаевскую железную дорогу. В январе 1912 года Министром путей сообщения Рухловым был назначен помощником начальника управления всех железных дорог России, проработав на этой генеральской должности до конца 1912 года.
… Говорят, Рухлов знал кое-что о прошлом Ломоносова и нередко называл его „жидомасоном“, но явно благоволил к нему… Тем не менее, положение Ломоносова было слишком нелепое при столь реакционном министре… и, нормально не поладив на каком-то техническом вопросе, Ломоносов в конце 1912 года подал в отставку и был назначен членом Инженерного Совета, то есть сдан в архив…
Во время Первой мировой войны был членом Инженерного совета Министерства путей сообщения, в начале 1917 года был назначен товарищем (заместителем) министра.
Февральская революция
Сыграл важную роль в Февральской революции. Ночью 28 февраля 1917 года комиссар Временного комитета Государственной думы А. А. Бубликов с отрядом из нескольких своих знакомых (в том числе присяжного поверенного Сидельникова), а также случайных людей (в частности, некого Рулевского), офицеров и набранных на улице солдат, захватил Министерство путей сообщения, отстранил прежнее руководство министерством и вызвал к себе Ломоносова в качестве помощника. В интервью New York Times 17 февраля 1918 года Бубликов так вспоминал о захвате министерства[6]:
Все служащие перешли в моё распоряжение. Один из них попытался оспорить моё право на захват управления и сделал заявление по этому поводу. В середине речи его лицо изменилось и упрямство исчезло, так как он посмотрел вниз и увидел револьвер Ломоносова, упёртый ему в живот. В один миг он понял обстановку. „Прошу прощения“, - сказал он, и инцидент был исчерпан.
По воспоминаниям самого Ломоносова, именно они с Бубликовым, овладев управлением железными дорогами, не дали императорскому поезду вернуться в Царское Село из Ставки, и он отправился в Псков, где Николай II отрёкся от престола. Кроме того, по воспоминаниям Ломоносова, когда А. И. Гучков прибыл в Петербург с бумагой об отречении Николая II, его задержали на вокзале рабочие, и Ломоносов с членом IV Государственной Думы Юрием Михайловичем Лебедевым (1874 - не ранее 1917) спасли бумагу об отречении. После этого Ломоносов руководил печатью акта об отречении и акта об отказе Михаила Александровича от восприятия престола.
Управляя железными дорогами в интересах Государственной думы, Ломоносов помешал переброске царских войск к Петрограду во время Февральской революции.
Миссия в США
В апреле 1917 года Временное правительство России направило Ломоносова в США в составе посольства Б. А. Бахметьева для закупки паровозов и железнодорожного оборудования. Офис Ломоносова разместился в здании по адресу: Бродвей, 120, в Нью-Йорке, где были сосредочены штаб-квартиры ведущих банков и American International Corporation, созданной воротилами Уолл-стрит с целью захвата русского рынка. Партнёрами Юрия Владимировича стали аффилированные с банком Дж. П.Моргана Guaranty Trust представители US Steel Corporation. Расчеты велись через Петроградское отделение National City Bank того же Моргана.
После Октябрьской революции персонал железнодорожной миссии разделился на сторонников и противников большевиков. Ломоносов счел последних единственной государственной силой и, хотя не разделял их идеологии, стал с 1918 года выступать на митингах в поддержку признания Советской России и начало торговли с ней.
Когда в январе 1919 года в Нью-Йорке начало работать советское Бюро Мартенса, Ломоносов стал его техническим советником. Попал за это в чёрный список Госдепартамента и спецслужб США и начал хлопотать о возвращении на родину, чтобы принять участие в восстановлении разрушенных Гражданской войной железных дорог.
В Наркомате путей сообщения
19 сентября 1919 года Ломоносов вернулся в Москву, ставшую столицей РСФСР. Там Красин 8 октября представил его Ленину, на которого профессор произвел благоприятное впечатление.
Ломоносов начал работать в Наркомате путей сообщения. Железные дороги находились в катастрофическом состоянии. Не хватало подвижного состава, машинистов, вагоны были сломаны, не было угля для паровозов. Немногие курсировавшие поезда нещадно грабили. В поездах между Самарой и Ташкентом умирало от сыпного тифа до 90 % пассажиров. «Я видел сам на Курском вокзале, что слой вшей на полу теплушки достигал 20 см. Их травили, но вытравить не могли», - вспоминал Ломоносов.
Сам Ломоносов видел себя начальником Ташкентской дороги, где он служил начальником отдела тяги в начале 1910-х годов. По поручению М. В. Фрунзе ему предложили возглавить Управление военных сообщений Туркестанского фронта. Одновременно его приглашали в Петроград. Возникла также идея продолжения уже начатых им торговых переговоров в Западной Европе, США и Канаде по закупкам железнодорожного оборудования.
В итоге по предложению Красина Ломоносов принял должности председателя Высшего технического комитета (ВТК) Наркомата путей сообщения и председателя Комитета государственных сооружений и общественных работ (Комгосор) - одного из главков, подчиненных ВСНХ.
ВТК представлял собой объединение дореволюционного Инженерного Совета железных дорог, в котором Ломоносов работал с 1913 года, и Научно-экспериментального института путей сообщения. Комитет располагался на бывшем заводе Вихерта рядом с Курским вокзалом, а бюро председателя в самом наркомате, в бывшем Запасном дворце у Красных Ворот. Ломоносов сориентировал ВТК на долговременное развитие железнодорожного транспорта: сверхмагистрализацию, применение разных видов топлива, выбор типов подвижного состава и т.д.
В Комгосоре Ломоносов провел реорганизацию его громоздкой структуры и резко сократил штаты, уволив негодных работников.
29 октября 1919 года он был утверждён членом президиума ВСНХ с совещательным голосом в Совете народных комиссаров, что увеличило его политический вес, а 2 ноября успешно выполнил поручение Ленина по обеспечению поставки дров в Москву.
Изучая состояние железных дорог, Ломоносов увидел крайнюю дезорганизацию дела, которую пытались выправить неумело и репрессивными методами. «Отрицать факт саботажа было нельзя. Против расстрелов в ответ на него я не возражал. Но полагал, что прибегать к таким мерам можно только после тщательного расследования каждого отдельного случая, и в этом [хотя бы отчасти] мне удалось убедить Петерса. В гораздо меньшей степени удалось мне убедить его в том, что недостаточно ещё истребить виновных, а что надо сверх того поощрять достойных», - вспоминал Ломоносов.
При помощи Л. Б. Каменева, который возглавил Комиссию по обсуждению причин бездеятельности НКПС, Ломоносову удалось сначала мобилизовать профессиональных железнодорожников, а затем добиться подчинения всех путей сообщения наркомату, переведя ЧК в статус надзорной, но не управляющей институции. Он смог провести инвентаризацию паровозного парка и наладить курьерское сообщение между центром и дорогами.
Однако все попытки Ломоносова при поддержке Ленина возродить железные дороги провалились: безрезультатными были указания ускорить ремонт локомотивов, внедрить на нем премиальную систему оплаты труда, привлечь квалифицированные кадры. Поэтому вожди большевистской партии решили не чинить старую технику (десять тысяч паровозов), а купить новую.
Далее
здесь