Оказывается, стоит местным властям послушать «городских сумасшедших» - энтузиастов из народа, да помочь им, и жизнь вокруг из серо-промышленной превратится в ярко-веселую - купеческую. Именно так случилось с Рыбинском
Директор департамента архитектуры Рыбинска Виктория Нелидова: «Секрет в том, что город полюбил свою историю»
Фото: Алексей Овчинников
«ВАУ!» «МАНИФИК!»
Ровно три года назад один из участников сегодняшней Экспедиции «КП» проплывал Рыбинск насквозь, сидя в четырехметровой резиновой лодчонке. С воды Рыбинск выглядел невнятно: промзоны, краны и баржи. Плоский прибрежный городишко без ярких пятен. «Я там был, нечего смотреть в этом Рыбинске, в центре - «пьяные лавки», сразу за ними - девятиэтажки, плакать хочется, поплыли дальше!» - авторитетно заявил тогда кто-то в лодке. И мы поплыли дальше. Лишь здание Хлебной биржи, исполненное в неорусском стиле, как-то зацепило глаз, и только.
Но в этом году, узнав о нашей Экспедиции по «Серебряному кольцу» разные добрые и модные люди про этот Рыбинск говорили уже совсем противоположное, постоянно нашептывая: «Вау!» или «Манифик!». Реакция интриговала. Действительно, как городишко с населением под 200 тысяч душ смог пройти этот великий путь от «поплыли дальше» до «обязательно съездите» всего за 4 года? Как даже в санитарно-карантинный 2020 год они умудрились вдвое (!) увеличить число туристов? И мы решили разобраться в этом явлении.
Вроде бы машины проезжают мимо современные, а все что вокруг - из века позапрошлого, 19-го
ЖИЗНЬ - ДЕКОРАЦИЯ
Объективно, старый Рыбинск спасла советская власть. Город в СССР считался закрытым благодаря режимным предприятиям. Теплоходы проходили мимо - в развеселый Ярославль. Турфирм не было и никто не предлагал согражданам обменять в Рыбинске свои кровные на эмоции и расширение кругозора.
Даже «сталинский ампир» обошел город стороной. Как-то мимо Рыбинска проехал и строительный бум начала 21 века. И потому 47 (вдумайтесь в эту цифру) кварталов старинной купеческой застройки остались тут в первозданном, но изрядно обветшалом виде. И это был бесценный ресурс! Но как использовать его, додумались лишь недавно.
47 кварталов старинной купеческой застройки остались тут в первозданном, но изрядно обветшалом виде
Первая реакция человека, оказавшегося в центре Рыбинска - сверить время в часах или в телефоне. Решительно невозможно понять, в каком времени ты оказался. То есть, тебя болтает туда-сюда: вроде бы машины проезжают мимо современные, а все что вокруг - из века позапрошлого, 19-го. Отсутствие проводов над головой и главная фишка, которая заставляет туристов умиляться и беспрестанно щелкать фотоаппаратами, - вывески в дореволюционном стиле и орфографии, как и положено - с Ъ и Ь на конце. Они тут кругом! «Питейное заведенiе», «Торговый домъ», «Авторскiя картины», «Банкъ», «Готовыя платья для дамъ», «Гастрономическiй магазинъ», «Регистрацiя фирмъ» и даже «Электронныя подписи» - никакой пластмассы, только металл и сусальное золото.
Вывески в дореволюционном стиле и орфографии, как и положено - с Ъ и Ь на конце
Старинными домами вроде никого и не удивить, особенно одного участников Экспедиции «КП», выросшего в Питере. Но фасады в Рыбинске не привычно грязно-желтые, а лазоревые, охряные - иные, в общем. Совершенно другая «визуальная среда», как говорят спецы по дизайну. И лишь тепло одетый Ленин, в пальто с меховым воротником и ушанке, по-прежнему стоящий на здешней Красной площади, помог нам зацепиться за реальность.
- Здесь киношники должны пастись толпами! На такой-то натуре, - заметил Овчинников.
- Они пока просто не знают. Мы сами десять минут назад узнали, - вздохнул Стешин. - Хорошо бы выяснить, кто тут баловался с «машиной времени»…
«ВООБЩЕ БОМБА!»
Известный в области (и не только) музыкант Митя Кузнецов усаживает нас на лавки и поит авторским чаем. Собственно, это и не лавки вовсе, а места в зрительном зале. Есть и сцена, которую сразу не разглядеть - она красиво заросла плющом. Несколько лет назад Митя выкупил эту заволжскую дачу, когда-то принадлежащию рыбинскому почтмейстеру, назвал все это «Этно-кузней» («Я же Кузнецов»!) и превратил свой двор в частную филармонию, где проводит «усадебники» - вечера этномузыки под открытым небом. Кого здесь только не было - музыканты из Африки, Америки, Молдавии, Украины. Из-за пандемии мир временно сузился до российских фольклористов, которые выступают бесплатно для всех желающих, ибо Митя выиграл «президентский грант».
Идея украсить весь город новыми «старыми» вывесками принадлежала известному в городе музыканту Мите Кузнецову
- Собственно, эти вывески из музыки и вышли, - улыбается он. - Пригласил выступить друга из Москвы со спекталем по «Онегину» и мысль - а сделаю-ка я афишу в стиле века, в котором жил Пушкин!
И Митя, обложился дореволюционными учебниками по грамматике. Попутно исследовал старинные фото русских городов. Да и влюбился в эти «еры», «яти» да прочие «ижицы».
За эти вывески судились
- Подумал тогда - а как было бы здорово в Рыбинске такое зафигачить! - вспоминает он. - В это время в городе сменилась власть, которая задумалась о реконструкции исторического центра, но не знала, в какую сторону идти. И я как раз - с эскизами. Замглавы города увидел это и аж подпрыгнул: «Вообще бомба!»
ЗА ЭТИ ВЫВЕСКИ СУДИЛИСЬ С ЯРОСЛАВЛЕМ
Митина идея «снизу» набирала обороты. Мэрия уже разработала правила по оформлению новых вывесок и готовилась запустить проект, но…
- Область вдруг ввела единые правила благоустройства. Это был крест на всей нашей идее... Но отдам должное властям - они стали судиться! За право быть уникальными. И выиграли!
И новые-старые вывески в Рыбинске одна за другой стали появляться над входами в парикмахерские, магазины, кафе. В игру стали включаться даже федеральные бренды, плюнув на свои фирменные логотипы, стоившие миилионы («А что - необычно», - друг за другом соглашались их начальники). И вот вам в старорусском стиле вывеска сетевого магазина и даже известного банка, который рекламирует актер Безруков… Правда, были и те, кто по началу решительно восстал против старовведения. Но сдались. На общем фоне 19 века их бренды смотрелись «бледной вороной».
В игру стали включаться даже федеральные бренды, плюнув на свои фирменные логотипы, стоившие миллионы
Митя же шел дальше. Мэрия дала ему полный карт-бланш на оформление фасадов. Он выискивал натуральные краски, которые использовались в те времена, перерыл весь интернет и обнаружил в Ярославле старый завод, что до сих пор производит оксиды железа. Друзья разыскали запасы охры и сурика и вскоре «историческая» краска была создана. Получилось, как на старинных цветных снимках Прокудина-Горского.
А рыбинская история вывесок уже пошла шагать по России. Экспериментировать начали Тульская и Липецкая области, а недавно заинтересовался и уральский город Ирбит.
- Там же была вторая после Нижегородской ярмарка в России! - ликует от предстоящей работы музыкант-дизайнер. - В Ирбите целые улицы купеческие сохранились!
Но, конечно, одних вывесок и одного Мити для воссоздания исторического духа города было мало. Подключились и другие горожане, у которых вдруг загорелись глаза.
«И БРАЛ КАМНИ, И ГОВОРИЛ С НИМИ»
В Рыбинске мы выяснили один любопытный закон или принцип «возрождения туризма». Власть может страстно желать туристов. Власть может призывать их посетить. И даже раздавать гранты «на привлечение». Но если нет «запроса на туризм снизу», его не будет. Все уйдет в песок. Краевед и волонтер Алексей Алексашин ведет нас по набережной - к новому историческому объекту, открытому с помощью пресловутого «гражданского общества» Рыбинска. Это часть старинной мостовой - центральный путь, по которому волжские крючники спускали на пристань или поднимали в город грузы. Беседуем по дороге. По мнению Алексея, в Рыбинске сработало несколько факторов и получился «взрывной рост». Люди наездились по заграницам, а пандемия перенаправила их интересы во внутрь страны.
Краевед и директор туристско-информационного центра Рыбинска Алексей Алексашин ведет нас по набережной к новому историческому объекту, открытому с помощью пресловутого «гражданского общества»
Власть же не дремала, а вкладывалась. Иногда используя совершенно нестандартные приемы. Под культурные проекты старинные здания сдавались в аренду за … 1 рубль. Только коммуналку плати. Так в Рыбинск заманили из Москвы уникальный музей фортепьяно.
«СРОКИ СРЫВАЕТЕ! НО КРАСИВО!»
- И все это наложилось на частную инициативу, - продолжает экскурсию Алексей. - Затеялась у нас реконструкция улицы Стоялой (там бурлаки стояли, нанимались. - Авт.). Экскаватор снял асфальт, а там - деревянная мостовая!.. Я рабочих спрашиваю: «Что будете делать?» А они: «Сейчас все снимем и плиткой замостим, красиво будет, как в Москве!» (смеется). Но тогда было не до смеха. Сфотографировал, выложил в соцсети: «Ребята, смотрите, это мостовая, по ней бурлаки ходили, надо спасти!». Ночью, с налобными фонариками, собрались энтузиасты и мы расчистили фрагмент мостовой. Долбили ломами асфальт, мели метлами… и нашим взорам открылась уже мостовая-каменка.
Власти было отнеслись к открытию с прохладцей, но на улицу Стоялую заглянули. Вздохнули: «Вы нам все сроки реконструкции срываете... Но черт побери! Это красиво!».
Волонтерам выдали экскаватор, привезли песок и молотки-киянки. В соцсети ушел очередной клич: помогайте!
- Как всегда, самыми активными были молодые мамы с колясками, - опять смеется Алексей. - Но до холодов мы успели.
Сейчас делается еще один фрагмент мостовой. Власти подумали и отдали подряд на укладку камней волонтеру всей этой движухи Анатолию Чулю. Мы застали его за странным занятием: подобно Тамерлану из одной старой рекламы он «поднимал тяжелые камни и говорил с ними».
- Каменку эту перекладывали много раз. Советский камень видно сразу, он некрасивый и кривой, - объяснил он занятие. - Вот, сортирую…
И показал нам бесформенный булыган с одной идеально-ровной поверхностью.
На прощание, Алексей Алексашин заметил важное:
- Я мог бы наговорить казенных слов о туризме. Не буду. Туристу просто должно быть интересно. Вот вывески. Да, это возможность перенестись во времени, а с другой стороны это фан, веселье. Совокупность эмоций. И все!
Власти отдали подряд на восстановление каменных мостовых камней волонтеру и организатору Анатолию Чулю
ГОСТИНИЦ МОЖЕТ НЕ ХВАТИТЬ
А рыбинцы фонтанируют все новыми идеями по привлечению туристов. Не так давно, например, запустили проект «Один день из жизни Усть-Шексны», с которой и начинался город. С народным вече и древней кухней. По Волге ходит «Jazz boat”, - теплоход, по полтора часа услаждающий гостей живым джазом. Вот-вот запустят экскурсии на электросамокатах. А на одной из крыш, откуда видно историческую часть города и реку, дают концерты и перфомансы. И выдают винтажные одежды туристам, чтобы заснять их на фоне «еров» и «ятей» - где еще такое фото получишь?..
Тепло одетый Ленин
Власти тоже думают, как бы еще-то поглубже, да пооригинальнее вернуться в прошлое. На последних общественных слушаниях, например, обсуждали идею сделать все оконные рамы в старой части города «под дерево». Чтобы было совсем уж «аутентично». Бизнес напрягся. Менять все стеклопакеты на деревянные? Они и так нестандартные, обойдутся в копеечку! Одновременно сетуют, что турист пошел уже не прежний, «однодневный». А все больше семейный, с ночевкой, и при таких темпах номерного фонда в 1000 гостиничных мест скоро не хватит. Значит, надо заманивать в город сетевые отели. И надеются, что благодаря туризму Рыбинску удастся обратить вспять печальную статистику, в которой город за последние 20 лет потерял 55 тысяч жителей, почти четверть.
Ведь туристический потенциал-то у Рыбинска, оказалось, неисчерпаемый! Практически не освоена большая вода в виде Волги и Рыбинского водохранилища. Где, в числе прочего, открылось новое, доселе невиданное туристическое направление - археодайвинг. Вода укрыла и сохранила для нас затопленные древние монастыри и даже города - взять печально известную Мологу, полностью ушедшую под воду в 1946-м. И аквалангисты-краеведы готовы показать эти сокровища людям. Проехать мимо «Волжской Атлантиды» было просто невозможно. И мы снова резко меняем утвержденный маршрут.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3 Дмитрий Стешин, Алексей Овчинников
источник