Вадим Балытников Известный писатель (и коллега по профессии - юрист) Герман Садулаев, прочитав действительно прекрасные стихи, написанные о Пасхе действительно прекрасной поэтессой
Анной Долгаревой - поставил, на мой взгляд, очень важный вопрос.
Он спрашивает «задается ли кто-нибудь серьезно вопросом о том, что же такое Пасха - или же «никто об этом даже не думает, а Пасха и прочее - часть нашего культурного русского православного кода, такой этно-сберегающий обряд, такая вообще обрядовость имеющая смысл в себе самой»?
Разумеется, как и два тысячелетия назад этим вопросом серьезно задаются многие ищущие истину люди. Думается, к таковым относит себя и Садулаев. В силу своей привычки мыслить вопросами, он в своем тексте снова и снова спрашивает: «Как именно Иисус Христос победил смерть и ад? Кого именно и от чего Он спас? Что именно изменилось?».
«После пришествия, гибели на кресте и воскрешения Исуса Христа люди перестали умирать? Нет, не перестали... Ранее умершие люди все воскресли? Нет, воскрес только один Иисус Христос… Что в этом раскладе изменил Христос? Ну так чтобы принципиально».
Легче всего было бы ответить на этот вопрос классическими словами о том, что Христос изменил все - и изменил как раз именно Своим Воскресением из мертвых. Другое название христианской Пасхи ведь и звучит как Праздник Воскресения Христова. И этот ответ будет верным - но, как мне кажется, все же недостаточным.
Ведь воскресение из мертвых знали и дохристианские религии. Нет, я не говорю о «сезонном воскресании» языческих богов - речь о том, что ведь и ветхозаветные пророки, пусть в исключительных случаях - но воскрешали мертвых. Однако те воскрешенные мертвые все равно потом умерли - а Христос стал первым воскресшим из мертвых носителем вечной, неумирающей жизни, которую Он как Богочеловек дает тем, кто верит Ему! Собственно, в этом заключается и главный ответ на другой вопрос Садулаева - о том, чем же христианство отличается от других религий? Как верно писал один православный апологет, отличается оно прежде всего тем, что основатели других религий - это люди, которые жили-жили и умерли. А Христос (Человек и Сын Человеческий) - и поныне жив той самой вечной, неумирающей жизнью! И в этом можно опытно (практически) убедиться!
Это все к вопросу о том, какая версия религиозной веры - истинна? Но, собственно, этот вопрос в данном случае производен от вопроса о том, от какой смерти спас нас Христос? Повторюсь: ответ на него можно проверить и логически - и практически!
Собственно, об этом очень хорошо написано в заключительной книге Библии, в Откровении Иоанна Богослова, где различается смерть первая (обычная телесная смерть) и смерть вторая - вечный, бесконечный процесс умирания человека, отвергшего Истинного Бога - Христа. Один известный литератор, сказавший что ад заключается всего в двух словах: «Слишком поздно!» был в общем-то недалек от истины. А представьте себе ВЕЧНОЕ «Слишком поздно»! Вот это-то и есть адские муки, вот это и есть вечная смерть, вечное бесконечное умирание (кто был при смерти сам или видел умирание, именно умирание, а не просто смерть или труп родственников или других близких, тот может представить себе сколь страшно БЕСКОНЕЧНОЕ умирание) от которого и избавляет Христос, давая последовавшим за Ним возможность обрести вечную жизнь и полноту бесконечного блаженного пребывания с любящим и любимым Богом! И все это можно ощутить уже в земной жизни!
Дело в том, что люди древности очень хорошо знали и чувствовали, что без Бога, без общения с Ним (разорванного совершенным прародителями человечества грехом отвержения воли Бога) сотворенный Богом человек будет лишь вечно мучаться, вечно истлевать, вечно умирать. Об этом говорит и восприятие древними иудеями ветхозаветного ада (шеола), и древнегреческие религиозные представления об Аиде (не о той, которая опера, а о том, который ад и от которого и пошло само это слово), и религия Древней Вавилонии… Ветхозаветный ад - это, выражаясь словами ныне покойного современного православного богослова, подвижника, епископа и офицера французского Сопротивления митрополита Сурожского Антония «место радикального отсутствия Бога». И вот от этого-то гибельного для нас отсутствия, от этой отделенности от Бога (которую не могли преодолеть никакие люди, основавшие иные религии - не потому, что они плохие, а потому что они только люди, а Христос еще и Бог) Христос нас и избавляет. Все, нет больше ада как «места», где Бог «совсем не ощутим» для человека. Христос сошел и во ад. Самим своим сошествием во ад Он ад и победил. И вывел оттуда всех, кто желал Его принять (время в аду течет не строго соответственно нашему времени, а в ортогональном по отношению к нему режиме, так что никто не может быть лишен возможности встретится со Христом хотя бы и в аду - об этом у нас обычно любят цитировать Льюиса, но задолго до него на это указало и Священное Писание и святые Православной Христовой Церкви). Это к вопросу о том, всех ли Христос вывел из ада? Да, ветхозаветный ад сокрушен для всех - а вот идти за Христом ввысь, на Небо способны только желающие, те, кто верит Ему. Остальные сами выбирают сокрушенный ад (ниже - описано как именно выбирают.
Это, кстати ответ и на вопрос о том, что за путь предлагает Христос. Нет, это не путь добрых дел самих по себе - это путь бытия с Богом и в Боге, это путь следования за Христом, это, по словам Самого Христа, такой путь развития, верящего Ему, при котором в конечном итоге человек будет пребывать в Боге, а Бог будет пребывать в человеке. Это путь постоянно (всю жизнь) углубляющегося общения с Богом и сроднения с Ним - а не просто путь творения неких добрых дел.
И еще Герман Умаралиевич задает очень важный вопрос «При этом надо поклоняться именно Иисусу Христу именно в его Церкви? А в какой из 179 существующих? Тут, понимаете ли, такое тонкое дело, что не хотелось бы ошибиться». И на этот вопрос Христос прямо отвечает в Писании - Своими собственными словами Он говорит, что делать это надо в той Церкви, Которую Он Сам создал (вспомним, что слово «Церковь» означает «собрание вокруг» - в данном случае вокруг Христа). И Бог дал нам, людям, достаточно разума для того, чтоб разобраться - какая именно из именующих себя христианскими Церквей - действительно Церковь, созданная Самим Христом. Я убежден, что даже методами сугубо светской науки можно дать ответ на вопрос, какая Церковь с апостольских времен не изменяла свое догматическое учение («догма», кстати по-гречески означает «правило», так что и сам Садулаев вряд ли отвергает любые догмы - например ПДД 😊), основы своей канонической (приближенно говоря светским языком - структурной) организации и сохранила апостольское преемство рукоположений своих клириков? Где есть ВСЕ ТРИ этих фактора вместе - там и есть подлинная Церковь Христова (это не я придумал, это говорит Писание и Предание Христовой Церкви). Мне кажется, что вряд ли здравый человек будет искать все это в организации, возглавляемой к примеру «Папой и Патриархом Челябинским и Римским», не правда ли? Я же, как уже говорил выше, уверен, что можно вполне себе научными (историческими, теологическими, религиоведческими и т.п.) средствами научного познания доказать, что всем этим обладает только Полнота Православной Церкви Христовой! На то нам, людям и дан разум. На то, как сказано в Писании, чтоб мы искали и обретали Истинного Бога - приходя в Его Церковь, в Церковь, на деле основанную Самим Христом!
И тут возникает еще один, «полускрытый» вопрос - почему Христос не доказал все вышеизложенное самым очевидным (да) и эффективным (а вот и нет) способом?
«После пришествия, гибели на кресте и воскрешения Христа люди перестали умирать? Нет, не перестали. Ранее умершие люди все воскресли? Нет, воскрес только один Христос» - пишет Садулаев.
Казалось бы чего проще, да? Прийти второй раз, начать процесс всеобщего воскрешения - и все сразу уверуют во Христа?! Правда ведь - сразу уверуют?
Да нет, Библия говорит, что как раз накануне Второго Пришествия все поклонятся антихристу - именно потому, что будут ненавидеть Бога и Его учение. Да и описанная в Евангелиях история первого пришествия Христа - говорит о том же самом. Христос потому и явился после Воскресения только принявшим Его, потому и выжидает со Вторым Пришествием - чтоб максимально избежать того, что описано у Владимира Соловьева в «Краткой повести об антихристе» (когда человек, не желая принять факт Воскресения Христова, готов даже убить себя, лишь бы только не уверовать). Вы думаете такое невозможно? Что ж - Вам всего лишь повезло не видеть подобного собственными глазами. ☹ А пока Христос-Бог как прежде ждет нас - не соберемся ли мы не на словах, а на деле прийти к Нему?
Это, кстати отвечает и на вопрос о том, как же если Христос победил ад - возможны адские муки сейчас и вечные мучения в будущем? Именно так и возможны - в силу не грехов прародителей, а собственных личных грехов людей. Представим, что в будущем, когда Бог, согласно Библии, «будет всяческая во всем» - как себя будет чувствовать отвергающий Его человек? Да ровно как описано в Библии - как в жгущем изнутри и извне вечном огне, от которого куда не беги - не спрячешься…
Альтернатива известна - это вечное блаженное пребывание с любящим и любимым Истинным Богом и Истинным Человеком Иисусом Христом.
Что выберем мы?