Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)

Feb 25, 2021 11:00




Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают январь-февраль 2021 года.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».


Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Алёна АВГУСТ
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям

Первый критерий эффективности губернаторов - доверие людей к власти. Почему он так важен? Потому что, как мы видим, доверие к власти, хоть и является достаточно эмоциональной характеристикой, но влияет на очень многие важные вещи, превращаясь в учётные показатели.

В тех регионах, где доверие к власти есть, люди лучше соблюдают даже антиковидные меры, о которых говорят им губернаторы. В таких регионах спокойнее воспринимают разного рода ограничения, понимая их важность и считая это заботой, а не наказанием.

В тех регионах, где такой характеристики, как доверие, нет, там и с такой категорией, как понимание - плохо. Потому что доверие выходит на первый план, и уже в зависимости от его степени директивы, предложения власти воспринимаются в плюс или в минус.

Хотелось бы обратить внимание на то, что ценность доверия всё больше возрастает, особенно в связи с тем, что 2021-й - год больших выборов. От того, насколько выстроены отношения власти и граждан, будет зависеть, превратятся ли выборы в каких-то регионах в демонстрацию протеста, или же это будет кампания политической конкуренции, а не протестных войн, кампания, которая в результате приведёт к избранию работоспособных депутатов.

Это очень важно, потому что предстоит пора не слишком популярных решений. Никто не отменял кризиса, в котором нам довольно долгое время придётся жить, как и всему миру. Поэтому слаженность действий становится крайне важной характеристикой. Хочется надеяться, что губернаторы, облечённые доверием своих граждан, поймут, что одной из возможных выигрышных стратегий станет стратегия команды.

Мы знаем, что в некоторых регионах довольно долго отмечались разного рода конфликты, недоговорённости, интриги, любое решение принималось очень долго. В результате обычные люди не получали благ и преференций, которые могли бы получить. Там, где работа была командной и шла слаженно, проекты взлетали, федеральные деньги тратились правильно, в результате Федерация была готова давать этим регионам ещё больше.

В этот выборный год напряжение от отсутствия слаженности может вырасти ещё больше. На примере некоторых регионов видно, как в ситуации отсутствия команды бывает сложно принять решение. Каждое заседание региональных парламентов превращается в серию скетчей и клоунад. Хотелось бы, чтобы Госдума была работоспособной. Довольно сложно настроить её работу сразу, ожидается, что придут новые партии и люди, не у всех есть опыт, а мнение о том, что «я стану депутатом и сразу всему научусь» - ошибочно.

Общество желает видеть профессиональных депутатов, людей, которым не надо с нуля читать законы, не надо объяснять, как их писать.

Поэтому губернаторам будет нелегко, год выборов обостряет все возможные противоречия и поднимает весь ил со дна. Сейчас им, конечно, нужно обеспечить прозрачность процедуры выборов, это - самое главное, потому что никому не нужны истории, сравнимые, хоть в какой-то степени, с историями 2011-2012-го года. Волна тех протестов рассосалась, но мы видим, что наши внешние «партнёры» делают всё, чтобы снова эту волну поднять. Подросло новое поколение, для которых то время так же далеко, как наполеоновские войны, и у внешних сил есть надежда на то, что при необходимом напоре напряжения можно сконцентрироваться и устроить не совсем мирные «тусовочки». А на такие мероприятия отвлекаются и средства бюджета, и силы правопорядка, что не совсем правильно.

Губернаторам стоит быть готовыми и к тому, что наверняка не так легко будут отдавать свои привилегии те, кто посчитал свой депутатский статус вечным.

Для некоторых людей статус важнее результата, и далеко не все понимают, что действительно нужно обновлять состав Госдумы. Хотя это желание людей - абсолютно нормальный процесс. Но многие ещё будут портить нервы губернаторам, доказывая, что они нужнее всего, и считая, что губернаторы должны в этот процесс вмешаться. Хотя те отвечают за порядок, баланс и благополучие на территории, а не за чьи-то места в списке. Эта задача довольна сложная, губернаторы оказываются в девятом круге ада, когда их начинают дёргать со всех сторон. В этой ситуации им ещё и нужно сохранять равновесие, спокойствие, работоспособность, продолжать выстраивать отношения с федеральным центром в части реализации национальных проектов, получения дополнительного финансирования.

Да, губернатором быть непросто, но надеюсь, что среди них останутся самые лучшие люди.

Павел САЛИН
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Первые месяцы 2021 года губернаторский корпус держался в общефедеральном внутриполитическом тренде. Речь идёт о затянувшемся ожидании, в котором находятся все элиты - как федеральные, так и региональные - во всех сферах деятельности: от политики и экономики до культуры и силовиков. Все ждут от Владимира Путина чётких сигналов как минимум на наступивший год, а многие, более посвящённые в ситуацию, - и указания вектора движения политсистемы в наступившем десятилетии.

Однако реперные точки, по которым каждая группа ориентируется в ситуации и выстраивает свою стратегию, у всех свои. Для губернаторского корпуса такими индикаторами служили три вектора - слухи о грядущих кадровых перестановках, прямые указания Москвы по политическим вопросам, а также ставшие привычными за прошедший год сигналы относительно ситуации с коронавирусом.

В первом случае губернаторский корпус, который не проходил через ставший классическим «губернаторопад» ужу более года (все отставки в 2020 году носили единичный характер), пока так и не получил чётких сигналов. Поскольку спрос на такого рода продукцию существует, а самих региональных начальников нужно держать в тонусе, то политологические центры периодически публикуют «списки на вылет», однако за последний год предлагавшиеся ими прогнозы редко находили подтверждение. В первой половине февраля появился очередной вариант таких списков, в нём фигурируют уже ставшие привычными за год фамилии «двоечников», однако пока ситуация остаётся подвешенной. При этом некоторым фигурам, которые рассматривались как крайне слабые и временные, похоже, придётся задержаться на губернаторском посту вопреки желанию вернуться обратно в Москву. В первую очередь речь идет о врио главы Хабаровского края Михаиле Дегтярёве, который должен был «отбыть номер» и создать благоприятную почву для назначения другого протеже Москвы на контрасте. Однако недавняя встреча с президентом была расценена большинством наблюдателей как предварительное согласие Кремля на выдвижение г-на Дегтярёва на ближайших выборах уже как полноценного кандидата в главы Хабаровского края.

Более-менее чёткие сигналы, которые губернаторский корпус получает из Кремля, касаются парламентских выборов, однако и здесь планы носят предварительный характер и могут быть существенно скорректированы после весьма вероятного появления новых обстоятельств. Речь идёт об обеспечении контроля над протестной ситуацией в регионах, преподнесшей Москве в январе неприятные сюрпризы. Например, Краснодарский край, который до прошлого лета (плебисцита по поправкам в Конституцию) считался оплотом консервативных настроений на юге страны, повторно неприятно удивил кураторов - массовость акций в краевом центре и ряде других городов 23 января (некоторые другие регионы также поставили здесь рекорд) была рекордной.

Что касается эпидемиологической ситуации, то здесь федеральный центр последовательно демонстрировал, что его стратегическая цель - повышение уровня социального оптимизма. В связи с этим регионы получили согласие на последовательное смягчение ограничений, и ориентиром для них, как и в прошлом году, служила Москва (тогда это касалось, наоборот, введения запретов). Однако те главы субъектов, которые в электоральных целях поспешили опередить общий тренд, получили чёткие негативные сигналы. Прежде всего, это касается руководителя Удмуртии Александра Бречалова, который поспешил заявить о полной отмене масочного режима, а потом оперативно был вынужден отыграть назад.

Однако наметились и подспудные тенденции, которые не могут не беспокоить региональных лидеров. В феврале всё более активно начали циркулировать слухи, согласно которым власть определись со стратегией нейтрализации «фактора Навального», которую она намерена реализовать к маю. Одним из её направлений станет перехват антикоррупционной повестки, для чего необходимы как минимум 2-3 показательных ареста с последующим подробным освещением хода уголовных дел в медиа. До конца непонятно, будет ли дан ход этой инициативе, а если да, то кто именно станет объектом показательной порки. Однако прошлогодний кейс, который по стечению обстоятельств не перерос в тенденцию, заставляет губернаторов нервничать. Тогда на лето в рамках кампании по повышению исполнительской дисциплины на местах были запланированы аресты 5-7 региональных лидеров, первым из которых стал Сергей Фургал. И лишь массовые акции протеста, вышедшие за пределы Хабаровского края, но не Дальнего Востока, а потом и белорусская повестка заставили федеральный центр заморозить реализацию этих планов. Возможно, сейчас готовится их перезапуск, косвенным признаком чего является активизация силовиков и участившиеся аресты региональных и муниципальных чиновников.

В ближайшие недели губернаторский корпус продолжит находиться в напряжении. Решения судов по делу Навального поставили точку в оперативной кампании власти по купированию январского политического кризиса, и теперь он перейдет к более стратегическим вопросам, на решение которых у него отведено не более 2-3 месяцев. Вполне возможно, что «стратегическое контрнаступление» Кремля не в последнюю очередь затронет и региональную политику - Москве не нужно повторения массовых акций 23 января, затронувших аполитичные до этого регионы и муниципалитеты.

Дмитрий ГУСЕВ
Политтехнолог, председатель Наблюдательного совета консалтингового агентства «Bakster Group»

В 2021 году на первый план у всех губернаторов выходит вопрос, связанный с оценкой работы KPI с людьми. Потому что выборный год, и все участники политического процесса, все партии и кандидаты будут зарабатывать себе рейтинг - будут критиковать власть. И чем ниже рейтинг у губернатора, тем сильнее он будет понижаться. Поэтому задача каждого губернатора - сделать так, чтобы о его работе знали люди. Это - главная задача на предвыборный год.

Проще работать, когда есть матрица, и ты знаешь, что нужно делать. Поэтому новые KPI, те критерии эффективности работы глав регионов, которые обновил недавно президент России Владимир Путин, - ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень бедности, доля граждан, занимающих физкультурой и спортом, уровень образования, эффективность системы поддержки талантливых детей и молодежи, количество семей, улучшивших жилищные условия, объём жилищного строительства и прочие важные аспекты нашей жизни - это всё прекрасные показатели. Они, с одной стороны, усложнят работу, потому что их больше, но с другой - упростят. Когда понятны критерии, выстраивать план работы и следовать ему должно быть легче.

Артём КИРЬЯНОВ
Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Российского союза налогоплательщиков

4 февраля этого года вышел указ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов. Оценка проводится по перечню из 20 показателей. На сегодняшний день среди этих показателей я бы выделил те, которые особенно ярко демонстрируют ситуацию.

Из 20 критериев, которые охватывают практически все отрасли жизнедеятельности, я выделю, цифровую зрелость органов власти и местного самоуправления. Этот критерий показывает, насколько вся система власти - не только руководитель, но и местное самоуправление - в тех или иных регионах готова активно и адекватно реагировать на вопросы, которые перед ними ставит жизнь и жители региона. Это интегральный показатель отлаженности системы коммуникаций между человеком и властью, этот же показатель помогает понять губернатору, на какие проблемы в первую очередь стоит обратить внимание.

Следующий блок важных, ключевых на сегодня вопросов - это критерии жилищных условий, объём жилищного строительства, качества городской среды, дорожной сети. Эти вопросы поднимаются в рамках национальных проектов, прежде всего, двух ключевых - «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и проект «Жильё и городская среда». Соответственно, эти критерии оценки показывают, насколько в регионе перспективно жить и работать, насколько улучшаются жилищные условия, условия окружающей действительности, с которыми люди контактируют в ежедневном режиме.

Третий ключевой критерий - всё, что связано с экономикой. Сегодня в целом по стране ситуация достаточно тяжёлая, это напрямую связано с пандемией коронавируса, с ограничениями, с жёстким характером сегодняшней экономики. Тем не менее, показатели по численности занятости в сфере малого и среднего предпринимательства - а сюда включаются и индивидуальное предпринимательство, и самозанятые - свидетельствуют о том, как регион выходит из кризиса. Если есть позитивная динамика - это очень важный показатель. К этому критерию идут и показатель индекса среднемесячной заработной платы, индекса среднедушевого дохода населения, объёма инвестиций.

Вот три группы: вопросы коммуникации власти и человека, вопросы жизни на территории и перспектив жизни на территории. Есть ли стройка, выдержали ли региональные местные застройщики ситуацию с пандемией и переходом на проектное финансирование в строительстве? Здесь же - прочие вопросы, связанные с жильём и городской средой: нацпроекты, федеральные программы, формирование рабочих мест, поддержка малого предпринимательства. Насколько люди адекватно воспринимают ситуацию, могут ли найти себе занятие?

На начало этого года ситуация в целом по стране улучшилась. Ни по одному из регионов нет совсем негативных прогнозов, поскольку и вакцинирование, и все усилия по преодолению пандемии коронавируса дают потихоньку свои результаты, восстанавливается жизнь во всём её многообразии, восстанавливается бизнес. Есть здоровый оптимизм.

Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»

В новом году губернаторы получили бонус в виде двух десятков новых KPI. К прежним критериям эффективности, введённым в 2019 году, главы регионов достаточно долго привыкали. Многие из них сошли с дистанции, после выборов в 2020 году пришли новые руководители… Все эти 15 пунктов сработали: уже очевидно, зачем, как выполняется, как соблюдается.

Что касается 20 новых показателей - безусловно, требования к губернаторам, к высшим должностным позициям были скорректированы в сторону реальности, в том числе и обстоятельств-2020. Это и число волонтёров, и, казалось бы, непонятный фактор - посещение культурных мероприятий. На самом деле все они многомерны, поскольку по объёму посещений культурных мероприятий можно понять, какая ситуация, сравнивая с другими факторами, с тем же коронавирусом.

Фактор социального самочувствия: с учётом специфики регионов понятно, что на Камчатке он меньше, чем в Москве, но если этот показатель маленький, то значит сложная ситуация с коронавирусом, а также провален второй пункт - рост доходов населения. Значит, у людей нет денег, нет возможностей посещать культурные мероприятия, и их социальное самочувствие не очень хорошее.

Я бы отдельно выделил критерий «цифровая зрелость органов исполнительной власти», который часто неверно трактуется. Это не про коммуникацию с обществом через цифровую среду - Фейсбук, Инстаграм и другие элементы прямого общения. Цифровая зрелость органов исполнительной власти обозначает не только использование этих способов коммуникации, но и использование программных аналитических решений, которые для них разработаны, об их существовании известно. Это и ЦУРы региональные, и ряд других автоматизированных сфер и продуктов наряду с существующими и понятными продуктами типа «Медиалогии» и прочими аналитическими инструментами.

Зачем это нужно? Во-первых, это кратно повышает понимание ситуации, улучшает качество мониторинга, это приводит к более оперативному и качественному принятию решений. А во-вторых, это шаг в сторону цифровизации.

Многие новые пункты учитывают преодоление коронавируса. Косвенно, но во все критерии, которые появились в коронавирусную эпоху, такие, как уже упомянутые волонтёры, количество коечного фонда, количество заболевших и выздоровевших и самое важное - количество вакцинированных - в эти показатели зашиты сразу несколько смыслов, это сводные либо показатели-мультипликаторы.

В целом эти 20 пунктов закрывают все направления действий высшего должностного лица, руководителя региона. И он, глядя на эти пункты, весь свой фронт работы видит.

Важно, что это не инструмент немедленной оценки, а инструмент наблюдения работы в динамике для улучшения, развития, исправления ошибок. Для всех это история новая, у всех будет время исправить ошибки и недочёты. Хотя, конечно, кто-то не справится.

Руслан ГЕРЕЕВ
Директор Центра исламских исследований Северного Кавказа

Северокавказские регионы практически идентичны по проблематике, прежде всего социально-экономической. Регионам трудно преодолеть сложившийся десятилетиями механизм социального обустройства, вследствие чего происходит отставание по ряду жизненно важных позиций.

На примере тех же Ингушетии и Дагестана можно прослеживать реальную сложившуюся обстановку. Меняются главы республик, однако жизнь людей никак не улучшается. Из-за отсутствия решений проблем занятости продолжается миграция молодёжи в другие субъекты Российской Федерации.

Конечно, каждый из руководителей Ингушетии и Дагестана старается внести свою новизну в управление регионом, но отсутствие показателей улучшения жизни рядовых граждан говорит о том, что продолжается курс их предшественников.

Кроме того, здесь актуальны меры противодействия коррупции, отсутствует приток инвестиций, нет ярко выраженной инвестиционной политики.

Что касается Каспия в целом, то можно отметить, что происходит усиление военной группировки, растёт база материального обеспечения и поддержки семей военнослужащих. Крайне отрицательную роль сыграла пандемия, после которой необходима реанимация социальной политики республик Северного Кавказа.

Первая группа рейтинга





Сергей Собянин (город федерального значения Москва) снизил свою политическую активность, сосредоточившись на решении экономических задач и противодействии коронавирусу. Наблюдатели отмечают отсутствие со стороны градоначальника заметных публичных комментариев по январским протестам в Москве. Некоторые эксперты связали это с признанием Сергеем Собяниным и его окружением факта проигрыша в аппаратном противостоянии с Михаилом Мишустиным, который стремился доказать, что не является временной фигурой и «техническим премьером».

Москва по-прежнему лидирует среди российских регионов в инвестиционной активности. Эксперты, например, отмечают внесение в региональное законодательство изменений, гарантирующих сохранение условий специальных инвестиционных контрактов (СПИК) столицы. Совокупный объём частных инвестиций в их рамках превышает 7,7 миллиарда рублей. Уже подписанные СПИК гарантируют инвесторам меры поддержки - снижение налога на прибыль, обнуление налога на имущество и др. Соответствующие законы приняты Московской гордумой, часть депутатов которой в рассматриваемый период резко выступили против изменения своих полномочий (по сути, их уменьшения). В частности, предполагается, что депутаты отныне будут лишены возможности утверждать программу социально-экономического развития столичного мегаполиса. Ряд парламентариев заявили, что игнорирование представительной власти чревато социальными потрясениями.

Сергей Собянин, считают наблюдатели, не намерен упускать лидерство в противоэпидемической повестке. Он заявил о спаде эпидемии коронавируса в Москве, о том, что основные ограничения в городе могут быть сняты к маю. Заявлено также о планах по полному обновлению высокотехнологичного оборудования в медучреждениях. Эксперты обратили внимание на примечательный диалог Владимира Путина и Сергея Собянина при обсуждении выполнения социальных программ. Последний заявил, что всё будет выполнено, несмотря дефицит, который будет покрыт за счёт внешних заимствований. На что президент призвал столичного градоначальника «не прибедняться» и выполнить намеченное, не беря в долг.

В феврале ещё 17 стартовых площадок включено в программу реновации (всего таких территорий теперь 489). Однако прозвучавшие заявления мэрии об утроении темпов реновации в Москве большинство экспертов восприняли негативно.

В итоге Сергей Собянин остаётся в «Национальном рейтинге» на прежних позициях. Наблюдатели полагают, что усилия градоначальника будут направлены на то, чтобы вернуть утраченные политические активы, стать выгодополучателем от предполагаемого транзита власти и усилить своё влияние, в том числе за счёт экспансии в регионы. Пока же он аккумулирует политическую энергию для предстоящего рывка.

Положение Евгения Куйвашева (Свердловская область) в «Национальном рейтинге» по-прежнему остаётся высоким и стабильным. В регионе снимаются коронавирусные ограничения. К началу марта, после вакцинации, возможно, будут сняты ограничения и для тех, кто был обязан находиться на самоизоляции. Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко отметил Свердловскую область в числе регионов, где вакцинация населения проводится на высоком уровне. Символом выхода Свердловской области из ковидных ограничений стал анонс возращения в апреле этого года к проведению турнира претендентов Международной шахматной федерации (FIDE), прерванного из-за пандемии. При этом, однако, Евгений Куйвашев публично не поддержал инициативу главы Удмуртии Александра Бречалова о скором прекращении масочного режима, продолжая следовать рекомендациям Роспотребнадзора. Подобная позиция, как показало время, оказалась со всех точек зрения выигрышной.

В пользу губернатора эксперты засчитали назначение его давнего соратника, Алексея Орлова, на должность мэра Екатеринбурга. До этого он работал в должности первого заместителя Евгения Куйвашева. Это назначение - очередной шаг в формировании управленческой вертикали, замкнутой непосредственно на губернатора. Бывший руководитель Екатеринбурга Александр Высокинский «трудоустроен», в свою очередь, на место первого заместителя губернатора и официально собирается заняться контролем над исполнением губернаторской выборной платформы «Пятилетка развития», курировать знаковые мероприятия региона - международную выставку «Иннопром», празднование 300-летних юбилеев Екатеринбурга и Нижнего Тагила, саммит «Спорт-Аккорд» (на который ожидают Владимира Путина), Универсиаду-2023. Хотя, по мнению части экспертов, Александра Высокинского ждёт проходное место в списке «Единой России» на выборах в Госдуму. В таком случае произойдёт полная «зачистка» регионального политического пространства от команды предыдущего и долговременного главы Екатеринбурга, ныне - члена Совета Федерации Аркадия Чернецкого и его «серого кардинала» Владимира Тунгусова.

В рассматриваемый период управленческая команда Евгения Куйвашева пополнилась ещё одним заместителем, мэром Каменск-Уральского Алексеем Шлыковым. Бывший мэр города Ивделя, а ныне - депутат Законодательного Собрания Свердловской области Петр Соколюк, возглавил комитет по бюджету, финансам и налогам регионального парламента. Тем самым Евгений Куйвашев демонстрирует наличие «кадровых лифтов» для успешных руководителей муниципального звена.

К сложным для губернатора вопросам некоторые эксперты относят трения с Росавиацией из-за нового проекта обустройства территории вокруг аэропорта «Кольцово». Его реализация существенно ограничит возможности девелоперов и строителей Екатеринбурга. К сглаживанию ситуации, по имеющейся информации, подключился вице-премьер Марат Хуснуллин. Эксперты по данному сюжету высказали различные, в том числе противоречивые, оценки, но в целом он не повлиял на высокие позиции Евгения Куйвашева в рассматриваемый период.

Алексей Дюмин (Тульская область) поднимается в «Национальном рейтинге». Этому губернатору предрекали уход из Тулы на самые разные федеральные посты - вплоть до руководства Минобороны и ФСБ - но, тем не менее, он отметил пятилетие в должности главы области. О статусе преемника президента теперь вспоминают уже не многие. Впрочем, планы баллотироваться на второй губернаторский срок Алексей Дюмин пока не озвучивал. Одни эксперты считают, что он уверен в своей победе, поэтому не торопится это делать. Другие полагают, что тульский губернатор, считая 2021-й годом транзита и масштабных перестановок в высших эшелонах власти, не форсирует события, чтобы не допустить фальстарта, если состоится его перемещение на федеральный уровень. Если Алексей Дюмин всё же пойдёт на сентябрьские выборы, его перспективы эксперты оценивают как абсолютные.

Алексей Дюмин, не утративший своего столичного лоббистского потенциала, смог объединить местные элиты и привлечь в регион серьёзные инвестиции, которые помогли ему заработать репутацию руководителя, способного решить многие проблемы. Позитивно воспринято строительство важной городской магистрали Тулы - второй очереди Восточного обхода. Положительна реакция на начало строительства онкологического центра и открытие нового сосудистого центра. Эксперты надеются, что воплотятся в жизнь надежды, связанные с созданием инновационного научно-технологического центра «Композитная долина».

Алексей Дюмин, озаботившись подорожанием стройматериалов, которые используются при строительстве домов и социальных объектов, обратился к президенту «Промышленно-металлургического холдинга» Евгению Зубицкому, результатом чего стало снижение ПМХ цен на арматуру.

В регионе не фиксируется резких всплесков численности ковидных больных, что тоже укрепляет имидж губернатора.

Негативный резонанс вызвало обнародование в соцсетях фотоснимков из тульского морга с телами, беспорядочно лежащими на полу. Однако власть отреагировала адекватно: региональный минздрав организовал проверку в городском Бюро судебно-медицинской экспертизы, которая выявила «единичное нарушение установленных норм», и. о. начальника учреждения был привлечён к дисциплинарной ответственности и уволился.

Положение Алексея Дюмина не поколебали даже очень высокие цифры бизнес-проектов, закрывшихся в прошлом году на территории области. По доминирующему мнению экспертов, на данный момент это один из самых политически и аппаратно устойчивых глав регионов РФ.

Айсен Николаев (Республика Саха [Якутия]) сохраняет свои позиции в группе лидеров «Национального рейтинга».

Сильной стороной главы Якутии эксперты считают сочетание ставки на IT-технологии (в более широком смысле - «креативные технологии», по словам Айсена Николаева) и развитие традиционных для республики отраслей. В сфере IT отмечается серьёзное укрепление позиций Якутии как в России, так и на внешних рынках. По планам руководства региона, число занятых в этой отрасли в ближайшие годы должно достигнуть 10 тысяч человек. Это в десять раз больше, чем на момент вступления Айсена Николаева в должность главы республики. Оценивая масштабы и динамику изменений, некоторые эксперты предположили, что целью главы Якутии является создание своеобразного аналога «силиконовой долины». Особое внимание в республике уделяется подготовке кадров для предстоящего рывка: строится впечатляющий Парк будущих поколений, оказывается поддержка школам, в том числе - негосударственным, которые развивают профильное образование. Если говорить о более частных сюжетах, связанных с этой магистральной линией развития региона, эксперты отметили соглашение о строительстве линии оптоволоконной связи в рамках проекта «Европа-Азия», подписанное Айсеном Николаевым. Всего в Якутии в нынешнем году будет проложено более двух тысяч километров оптоволоконных линий. Поэтому эксперты считают вполне закономерной победу республики в борьбе за премию «Цифровые вершины», которую в январе на Гайдаровском форуме вручили Якутии.

Большие надежды на прогресс республики связывают с выполнением проекта «Эффективный регион», который с помощью экспертов «Росатома» реализуется в Якутии. По словам куратора проекта от «Росатома» Олега Полякова, по достигнутым показателям повышения культуры производства и оказания услуг гражданам Якутия - лидер среди других регионов России.

Серьёзным успехом явилось то, что пандемия не повлияла на планы и сроки строительства моста через Лену. Айсен Николаев подтвердил, что активное строительство крайне необходимого для Якутии сооружения начнётся уже летом нынешнего года.

В республике постепенно улучшается эпидемическая ситуация, власти ведут большую работу по организации вакцинации населения. Однако сам Айсен Николаев предостерегает от слишком большого оптимизма: эпидемия очень коварна и уже преподносила не один неприятный сюрприз.

В целом по итогам 2020 года (статистические данные были сведены как раз во время подготовки нынешнего «Национального рейтинга») Якутия является одним из лидеров по добыче золота в стране, интенсивно развиваются нефтяная, газовая и угольная отрасли. Открытие компанией «Роснефть» нового крупного месторождения газа, безусловно, увеличит немалый энергетический потенциал Якутии.

Огромное положительное значение имеет масштабная программа по расселению аварийного жилья, в рамках которой в республике в минувшем году были сданы в эксплуатацию 43 многоквартирных дома. Планируется улучшить жилищные условия ещё 60 тыс. человек, пока живущих в аварийном жилье. Кроме того, Якутия задаёт новые стандарты возведения многоквартирных домов в экстремальных природно-климатических условиях. Внушает оптимизм масштабное строительство в республике учебных заведений: в нынешнем году здесь планируется построить 16 новых школ и 20 детских садов.

Эксперты по-разному оценили влияние отставки мэра Якутска Сарданы Авксентьевой на позиции главы региона. В этом вопросе доминирует выжидательная позиция.

В итоге Айсен Николаев, в условиях острой конкуренции в первой десятке лидеров «Национального рейтинга», показал большую устойчивость и сохранил своё высокое место.

В Ямало-Ненецком автономном округе, согласно исследованиям РИА Новости, чаще, чем в других регионах, работникам выплачивают бонусы и премии. Данный факт, по мнению некоторых экспертов, в немалой степени способствует социальной стабильности. Но не он, вернее, не только он позволил губернатору Ямала Дмитрию Артюхову в рассматриваемый период подняться в «Национальном рейтинге».

Внутриполитическим блоком АП округ включён в пятёрку лидеров по уровню доверия главе региона и президенту. По мнению экспертов, это вполне обоснованно, так как регион демонстрирует политическую стабильность (что во многом обусловлено высоким уровнем доходов) и определенные достижения в социально-экономическом развитии.

Эксперты положительно оценивают активность губернатора по контролю за муниципалитетами и их главами. По результатам масштабной проверки МО (губернатор потребовал проанализировать траты средств на ремонт и строительство дорог) выяснилось, что руководители двух муниципалитетов допускают нарушения при заключении контрактов. Эксперты подчёркивают, что контроль в этой части за муниципальными образованиями не носит характера разовых акций.

Позитивный отклик получила реализация программы по переселению в другие регионы жителей аварийного фонда ЯНАО. Определённый оптимизм эксперты высказали после заявления Дмитрия Артюхова о создании газохимического кластера на Ямале с инвестициями в 3-5 трлн руб. Существенное значение для жителей округа имеют планы выкупа округом аэропорта города Ноябрьска. Перспективным наблюдатели считают начало реализации проекта по созданию в ЯНАО туристического кластера. Положительно оценены отмена в регионе транспортного налога для многодетных семей и результаты программы по привлечению в округ медицинских кадров.

Далее здесь

рейтинги, губернаторы, Россия

Previous post Next post
Up