Еще в 19 века сербский исследователь Милош Милоевич предположил связь между кочевыми племенами сяньби и балканскими сербами. Китайцы не выговаривали и заменяли звук -р-, поэтому французский китаист Поль Пеллио транскрибировал древнее произношение термина сяньби как серби («Sirbi», «Sirvi», «Sarbi»).
Сербы (сяньби) кочевали в начале н.э. в степях Монголии. Эти племена были родственны целому массиву протомонгольских племен Центральной Азии - ухуань, сяньби, цифу, туфа, шивэй, кумоси, кидань, туюйхунь, жуаньжуань, мужун, тоба. Ныне принято связывать племена ухуань и жуаньжуань с аварами, пришедшими в 6 веке в Европу. Но с большой вероятностью и сербы-сяньби были увлечены общим потоком переселения народов на запад. Уже во II веке этноним "сербы" были зафиксирован Птолемеем на Севером Кавказе, о чем я писал ранее.
Бородатые пехотинцы сербов-сяньби. Государство табгачей - Тоба Вэй (Северная Вэй), 4-6 вв. Китай. Музей Лояна. Фото
автора (
maximus101).
О. Прицак предположил, что сербы-сяньби продвигаясь на запад могли принести местным финно-уграм свое имя. Оно несколько видоизменилось и стало звучать как савир, сабир, сабартой (Säbirs/Sabart-oi). Имя сабир отразилось в названии Сибири. Савиры впоследствии стали одним из основных этносов Хазарского каганата.
Э. Пуллиблэнк, С.Е. Яхонтов и С.Г. Кляшторный считали, что этноним ухуань это «хорошая транскрипция» этнического термина авар. «Фонетическое тождество полное, и существуют веские доказательства в пользу существования связи между этими (ухуань и авары) народами» (С.Г.Кляшторный).
Далее, мнение С.Г. Кляшторного о связи сербов (саньби), аваров и савиров.
Реальное произношение сяньби (сяньбэй) может быть восстановлено как сэрби/сэрви. Такие же реконструкции подтвердил С.Е. Яхонтов (устная консультация). Отметим, что в такой же постоянной увязке, как в ханьских источниках упоминаются племена ухуань и сяньби, в византийских источниках находятся авары и савиры. С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи древней Евразии
Сяньбийский всадник государства Северная Вэй. Китай. Музей провинции Шэньси. Фото автора.
По мнению Л. Н. Гумилёва и М. И. Артамонова савиры дали начало славянскому племени северов (северян) на Черниговщине. Византийский император Константин Багрянородный упоминал северов в форме Σέρβιοι, что может свидетельствовать о связи между тюркоязычными савирами (сабирами) и северянами.
Особый интерес для данной темы могут представлять имена ранних склавинских правителей, упоминаемые византийскими авторами. В частности, Ардагаст, Пирогаст, Келагаст и Мусокий. Все они не славянские, но из каких их выводить языков до сих пор неизвестно. Как правило, вторую основу в этих именах выводят из германского -гаст, *gast ("чужестранец, гость"). Хотя логичнее было бы видеть связь с тюркскими и монгольскими языками, так как хорошо известно, что почти все территории расселения славян в 6-7 вв. контролировались гуннами, аварами и болгарами.
Феофилакт Симокатта упоминал интересный топоним - Таугаст, Taugast (Ταυγὰστ), под которым скрывается имя народа табгач (тавгаст/тавгач) родственного сербам-сяньби.
Феофилакт Симокатта
«Когда абары были побеждены, то одни из них убежали к держащим Таугаст (Табгач). Таугаст знаменитый город, в 500 милях от тех, кого я называю тюрки. Он на границе Индии. Поселившиеся вокруг Таугаста варвары - сильное и многолюдное племя, не сравнимое ни с каким другим племенем в мире.
Написание названия племени тоба (тобгачей), создавших огромную империю в Северном Китае, хорошо известно из тюркских рунических надписей -𐱃𐰉𐰍𐰲 (Tabγač). Как можно заметить, Феофилакт Симокатта записал этот термин как Ταυγὰστ - с таким же окончанием как в его же имени правителя склавинов -γαστ, Ардагаст - Αρδαγαστος. Исходя из тюркской транскрипции возможно -γαστ нужно читать как -гач, т.е. Ардагач. Соответственно, остальные имена правителей склавинов, это Пирогач, Келагач и т.д. Можно подобрать и первую часть имени из языка сяньби, например хорошо известен табгачский полководец Эрджу/Эрчжу Жун, тогда Ардагаст - это Эрджугач.
Имя склавенского вождя Мусокия без особого труда выводится из тюркского имени Мусук или даже наименования одного из племен сяньби - Мужун.
Конница сяньби выглядела так же как и у аваров, пришедших в 6 веке в Европу. Китай, Музей провинции Шаньси. Фото автора.
Интересно, что погребальный обряд ранних сяньби/сербов полностью совпадал с описанием похорон у славянского племени Сорбан упомянутый арабским автором ал-Масуди.
Фань Е
Хоу Ханьшу «История династии Поздняя Хань»
«По существующим обычаям высоко ценят смерть в бою. Тело покойника кладут в гроб, плачем выражают скорбь, но во время похорон умершего провожают с песнями и плясками. Откармливают собаку, которую ведут на цветном шнуре, а также берут лошадь, на которой умерший ездил, его одежду и вещи, все сжигают и провожают покойного. Они говорят, что поручают собаке охранять душу умершего при ее возвращении на гору Чишань.
Также как сербы у ал-Масуди сяньби сжигают вместе с покойником животных. Здесь важно отметить, что сами славяне практиковали безынвентарные кремации - кроме тела человека больше ничего не сжигалось. А многочисленные иранские племена - сарматы, аланы вообще никогда не практиковали кремацию.
ал-Масуди
Упомянутое нами племя под именем Сарбин сожигают себя на огне, когда умирает у них царь или глава; они сожигают также его вьючный скот.
Тяжеловооруженный всадник табгачей. Гос-во Северная Вэй. Музей Чернуски. Фото википедия.