26 февраля 1829 года в Баварии родился мальчик по имени Лёб Штраусс, которому в будущем суждено было изменить мир - и это никакое не преувеличение. В 1847 году он вместе с родителями переехал в США, основал там компанию Levi Strauss & Co. и вскоре пошил первые в истории рабочие штаны из денима. Если кто-то не понял, речь о Ливае Страуссе - галантерейщике и создателе джинсов, без которых сегодня немыслим ни один гардероб.
В США в этот день празднуется Levi Strauss Day, поэтому Отвратительные мужики тоже решили отдать должное великому галантерейщику и собрали для вас 5 небольших, но любопытных историй о джинсах.
Джинсы были и до Ливая Страусса
Картина неизвестного художника, на которой девушка подшивает ткань, похожую на джинсовую
Как ни странно, но это так - джинсы действительно существовали задолго до рождения Страусса, однако выглядели они не так, как всеми нами любимая классика. Окрашенная в цвет индиго ткань деним (от французского serge de Nîmes - «ткань из Нима») была в ходу у французских моряков аж с конца XVI века. Из денима они шили себе одежду, латали ей паруса, да и вообще чего из нее только не делали. Эта грубоватая ткань саржевого плетения неплохо грела, долго не изнашивалась и недорого стоила - идеальный вариант для практичных мореходов.
Штаны из денима тогда походили на дутые шаровары, но постепенно этот фасон сменился на брюки клёш (от фр. «cloche»). Широкие книзу штаны были не просто веянием моды, а носили сугубо утилитарный характер - если моряк падал за борт, он отстегивал специальную застежку спереди штанов, немного бултыхал ногами, после чего штаны удобно сползали с его ног, не стесняя движений в воде.
Уже в начале XIX века клёши из денима французские моряки называли джинсами. Слово «джинсы» пошло из Генуи, в котором активно торговали тканью деним и сходной с ней
х/б тканью джин (jean), которая является особым видом генуэзской бумазеи.
Первые джинсы были коричневыми
Странно, но факт - первые «левайсы» были коричневыми, хотя все мы, естественно, при слове «джинсы» сразу представляем именно синие штаны. Тем не менее, в 1853-м году выбирать Ливаю Страуссу не приходилось - тогда галантерейщик практически случайно выкупил за бесценок несколько тюков денима у каких-то матросов в Сан-Франциско и решил по-быстрому сшить из них партию рабочих штанов.
Денег на краску индиго у Страусса не было, поэтому портной, занимавшийся пошивом штанов, использовал дешевый раствор серы. Джинсы получились коричневые, что покупателей только порадовало, ведь мало того, что брюки были крепкими, так еще и немаркими. В итоге джинсы расходились как горячие пирожки, поэтому Страусс задумался о «моряцких» джинсах цвета индиго лишь через несколько лет, когда бизнес уже поднялся в гору.
Фирменные заклепки на джинсах - дело рук выходца из Российской империи
В 1872-м году портной по имени Джейкоб Дэвис, не так давно перебравшийся с семьей из Риги в США, раздумывал над одной задачкой. Некая женщина попросила его сшить для мужа крепкие рабочие штаны, но проблема была в том, что он уже сделал для него две пары, которые развалились буквально за несколько месяцев.
Дэвис придумал, что нужно не просто прошивать штаны, но и ставить на особенно «нежные» места медные заклепки, чтобы швы точно не разошлись даже при очень сильной нагрузке. Вот только делать такое без патента было глупо, ведь потом любой дурак мог скопировать изобретение Дэвиса, и тогда плакали денежки. Но как раз в этих самых денежках и была загвоздка - необходимых 68$ на патент у Дэвиса не было.
Тогда он решил обратиться к знакомому поставщику тканей, Ливаю Страуссу, и попросил у того необходимую сумму. Наш герой не отказал и предложил сотрудничество - Страусс дает деньги, а взамен Дэвис ставит медные заклепки на его новомодные рабочие джинсы. На том и порешили.
С тех пор «левайсы» стали шить с медными заклепками (патент №139.121), которые не только делали джинсы прочнее, но и сильно выделяли их на фоне других рабочих штанов фирменным дизайном. Так что долей популярности легендарные джинсы обязаны и нашему соотечественнику.
Кстати, Дэвису в дальнейшем пришлось немного изменить расположение заклепок. Их убрали со шва на заду, поскольку заклепки во время езды верхом скребли седло и впивались наезднику в задницу, а также убрали с гульфика, так как работяги жаловались, что во время посиделок у костра они раскаляются и поджаривают мошонку.
Самым старым джинсам Levi’s 120 лет
В 1998 году во время раскопок на одной из старых угольных шахт в Неваде кто-то из рабочих заметил странных ком тряпок, валяющийся в куче шлама. Развернув его, рабочий увидел старые, но еще довольно крепкие джинсы Levi’s, которые явно не принадлежали никому из бригады - слишком уж они раритетно выглядели.
Мужчина отнес джинсы в музей Levi’s, где в лабораторных условиях удалось установить, что этим штанам по меньшей мере 120 лет - и за все это время на них появилась лишь пара незначительных дырочек. Нашивка на джинсах стерлась, поэтому специалисты устанавливали их возраст по фасону. Ориентировочно, их сшили между 1890 и 1896 годами, когда пара таких джинсов стоила где-то 75 центов.
Самое интересное, что эти рабочие штаны какого-то горняка можно было бы носить и сегодня - так хорошо они сохранились - но музейные работники выкупили их у рабочего за 46 532$ и разместили у себя в экспозиции под огнеупорным стеклом.
Кстати, в этом же музее хранится письмо шахтера Гомера Кэмпбелла, который в 1920-м году пожаловался лично Страуссу на качество его джинсов. Кэмпбелл написал, что они у Levi’s весьма паршивые, ведь он всего лишь три года ежедневно работал в этих джинсах на шахте, а на них уже появились дырка.
Сам Ливай Страусс никогда не носил свои джинсы
Ливай Страусс
А зачем ему, собственно говоря, было носить эти самые джинсы? Как рассказывают кураторы музея Levi’s, всю жизнь Ливай Страусс предпочитал одеваться в классические костюмы, дабы иметь респектабельный вид, тогда как в те времена джинсы были одеждой работяг, фермеров и бедноты.
Тем не менее, хоть сам Страусс джинсы и не носил, ему удалось создать поистине легендарный бренд, носить который сегодня могут себе позволить далеко не бедняки. Как сказал Ив Сен-Лоран: «В этой жизни я жалею лишь об одном - что джинсы придумал не я».
Владимир Самойлов