Я, ув. друзья, в последнее время часто замечаю после каждого громкого инцидента с наркотой повторяющуюся сцену.
Из глубин медиакласса выпрыгивают легалайзеры и поют балладу "Как в Португалии декриминализовали вещества и победили наркоманию".
В их изложении история выглядит так:
1) В 1990-х Португалии началась жуткая нарковолна, ужасная смертность, СПИД на каждом углу.
2) Тогда в 2001 году португальские власти пошли на резкий ход - декриминализовали потребление. Полиция смогла сосредоточиться на борьбе с организаторами наркотрафика, а наркозависимые - начали получать помощь.
3) В итоге смертность от наркотиков в Португалии всего 3 на 100 000, что в разы меньше общеевропейского уровня. Количество наркоманов упало. Волну удалось сбить, ура.
...Я не поленился позанудствовать, ув. друзья, и вчера немного поизучал источники. Особенно рекомендую два:
1)
Доклад, опубликованный в академическом журнале Law and Social Inquiry в 2014 году.
2)
Интервью с автором Boston Globe, изучавшим последствия португальского эксперимента на местности Я настоятельно рекомендую именно прочесть. Если же вы верите мне на слово, то основные пункты, на которые я хотел бы обратить внимание, следующие.
а) "Португальный "наркоэксперимент" - это как пятна Роршаха: легалайзеры видят в нём подтверждение своих выкладок, оппоненты - своих".
б) В действительности уровень смертности от наркотиков в Португалии не "стал" меньше общеевропейского в результате декриминализации, но и всегда был.
в) В действительности и до декриминализации, которая якобы изменила всё - не более 1% приговоров по делам о хранении наркотиков в Португалии заканчивались тюремными сроками. Фактически новое законодательство легализовало и без того имевшуюся практику.
г) В действительности в Португалии в конце 90-х и начале нулевых была героиновая волна (как, собственно, и везде в Европе, в том числе в России), а потом она спала (как и у нас) - потому что поколение героинщиков просто сдохло (извините, но возвышенное "погибло" совершенно не годится для описания этого процесса).
д) Легалайзеры напирают на то, что количество "проблемных наркоманов" в 2001 было около 1% населения, а потом стало вдвое ниже. Противники легалайза напирают на то, что количество "пожизненно употребляющих" выросло на 40-50%.
Обе стороны правы, замечу.
е) Спустя восемь лет после реформы, в 2009 году, количество вновь диагностируемых ВИЧ-инфицированных среди наркоманов в Португалии было 13,4 случая на миллион - что почти впятеро выше среднеевропейского уровня в 2,85 случая.
Иными словами - португальского чуда просто не было. Был комплекс мер и динамика процессов, которые в среднем привели к противоречивым и неоднозначным последствиям.
Откуда же пошла великая Легенда о Португальской Победе Над Наркотой Путём Декриминализации?
В том же 2009 году ультралибертарианскийамериканский "институт Катона" выдал обзор, в котором кропотливо вытащил из статистики Португалии конца нулевых всё, что выглядит лучше данных 2000 года или лучше общеевропейских данных - и сгруппировал так, чтобы это выглядело а) улучшением, б) достижением декриминализации. Обзор превратился в бродячее евангелие легалайзеров и вот уже десять лет кочует по интернетам разных стран.
...К чему я это всё, ув. друзья. Вы помните другую бродячую легенду - об Исландской Революции?
Ну вот. Добро пожаловать в эпоху игносферы, о которой я так часто и с удовольствием пишу. В нашем гиперинформационном веке вместо света истины, пронизывающего каждый уголок - всюду крутится цветной туман и бродят симулякры никогда не случавшихся событий, осёдланные хитроватыми проповедниками.
И мы, ув. друзья, должны заново научиться интеллектуальному смирению - то есть признавать, что во многом не только не знаем правды, но и узнать, кажется, не можем.
Виктор Мараховский