Если вы захотите расшевелить (или даже вывести из равновесия) с виду суровых и немногословных жителей Заполярья, то задайте им невинный на первый взгляд вопрос: «Где находится столица Арктики?». И как сказали бы в Одессе: «Будете иметь, что слушать!»
В конце октября 2019 года мне довелось задать подобный вопрос губернатору Архангельской области Игорю Орлову и, в ответ, действительно последовала ораторская феерия. Начиная с глубоких исторических экскурсов («Надо вспомнить, что из себя представляла Архангельская губерния в царские времена и какие территории в нее входили. И станет понятно кто, кого и чему научил»…) и, заканчивая детальным рассказом о многочисленных столичных преимуществах Архангельской земли.
«Первое - это арктическое образование. Второе - огромный опыт освоения этой территории. Мы имеем одни из самых глубоких наработок в мире в области созидательного труда в Арктике - начал свое перечисление Игорь Орлов и продолжил - Будь то Белушья губа, Рогачево и весь комплекс на Новой Земле. Будь то Парк «Русская Арктика»…Будь то опыт наших предприятий Северодвинска, которые построили самую мощную и самую северную платформу. Будь то опыт строительства самых современных судов - атомных подводных лодок и спецсооружений, которые эксплуатируются в самых суровых условиях АЗРФ. Будь то опыт той самой папанинской экспедиции, которая, по сути, открыла то, что называется Северным морским путем»…
В этот момент мне показалось, что перечисление может не закончиться никогда, а архангельский губернатор все продолжал: «Наш медицинский университет - единственный в Арктической зоне, который знает, как жить, работать, лечить в сложных отдаленных территориях, в суровых северных условиях. Наша арктическая авиация - единственная в Арктике умеет оперировать на всех видах судов. Если взять те транспортные, логистические решения, которые применяются в строительстве мостов, дорог, терминалов на северных реках и на северных берегах…».
Здесь мне удалось вклиниться и сказать, что губернатор Андрей Чибис не без гордости любит говорить о том, что вся территория вверенной ему Мурманской области целиком входит в состав Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). На это Орлов парировал стремительно: «Если гордится территорией, то лучше не быть губернатором. Гордится нужно теми достижениями, которые есть у территории и людьми, которые на ней живут… А если говорить о территории, то Новая Земля и Земля Франца-Иосифа являются самыми северными (арктическими) территориями мира! А они находятся в составе Архангельской области…» - резюмировал он, а затем закончил своим излюбленным публичным тезисом: «Архангельск это начало Арктики. Есть там самые богатые (арктические территории В.Ю.) с точки зрения углеводородов, есть самые протяженные, есть самые северные, а начало-то все равно было в Архангельске!»
Надо оговориться, что заочный спор между двумя губернаторами возник почти сразу после прибытия Андрея Чибиса в Мурманскую область. Этот яркий представитель новой «молодежной волны» российских губернаторов поднял пиар на невиданный до этого «на северах» уровень. Складывается впечатление, что ни один шаг или мысль Чибиса не обходится без пиар-сопровождения. Его еженедельные рабочие совещания «стримятся» во «ВКонтакте», большинство событий с его участием отражается в «Инстаграме», а сам он любит появляться на людях в толстовках с мотивирующими слоганами. Одна из них (любимая) с надписью «На Севере - жить!» уже лично подарена Владимиру Путину, а на другой начертан слоган, который, по-видимому, заставляет играть желваками всех остальных губернаторов АЗРФ: «Мурманск - столица Арктики». Причем толстовками дело не ограничилось. Сейчас этот же девиз встречает гостей в Мурманском аэропорте.
Вот так, пока остальные территории сотрясали воздух аргументами, молодой технократ попытался на деле узурпировать статус арктической столицы. Возможно, Андрей Чибис вдохновлялся опытом Великого Устюга, который в 1998 году неожиданно для всех смог стать родиной Деда Мороза. И ведь получились! Теперь этот, ранее не самый известный город Вологодчины, является раскрученным национальным брендом и центром семейного туризма.
Но в Арктике ставки намного выше и представляется, что без жесткой борьбы Мурманску пальму первенства никто не отдаст. Ведь своеобразная терминологическая битва проходит между теми же Орловым и Чибисом даже за такое словосочетание как «Ворота Арктики» (хотя, как было сказано выше, Игорь Орлов все больше склоняется именовать Архангельск арктическим «началом»).
А если говорить о «воротах», то на них есть и другие претенденты. Например, как бы это не казалось парадоксальным, никогда не входивший в АЗРФ Санкт-Петербург. Действительно, так исторически сложилось, что никогда не знавший прелестей высоких широт, город на Неве стал не только «окном в Европу», но и сконцентрировал кадровый, научный, образовательный, судостроительный и другой промышленный арктический потенциал. Поэтому неудивительно, что именно здесь проходит большинство самых значимых арктических конгрессов, включая перенесенный из Архангельска международный форум «Арктика - территория диалога».
В этом смысле интересный эпизод произошел в начале декабря 2019 года на IX Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» (также проходившем в Санкт-Петербурге). В своем приветственном слове представитель Республики Саха (Якутия) при президенте России Андрей Федотов под аплодисменты и улыбки собравшихся, чтобы «больше не спорить, кто из нас столичнее» предложил примирительный вариант: «Питер для нас всех стал второй столицей, мы часто здесь бываем и всегда чувствуем как ленинградцы, петербуржцы относятся к каждому из нас… Санкт-Петербург - исторический центр освоения Арктики и здесь никто спорить не будет, поэтому давайте оставим здесь столицу, поднимем флаг, всех поздравим и будем работать вместе».
Но оказалось, что это был лишь ораторский реверанс, поскольку дальше Андрей Федотов напомнил собравшимся о том, что Арктика далеко неоднородна по климатическим и иным условиям, а значит ее нужно, как минимум, подразделять на Западную и Восточную. Следом последовало предложение добиться на правительственном уровне введения официальных устойчивых терминов Западная и Восточная Арктика, а следом - создания двух арктических научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня (в каждой из частей).
Опустим сейчас проблему НОЦ мирового уровня (хотя за внимание к ним со стороны федерального центра введут острую борьбу все те же Мурманск и Архангельск) и сконцентрируемся на арктических терминах Запад и Восток. Ведь если это предложение пройдет, то следом за якутским НОЦ мирового уровня мы можем оказаться свидетелями появления слогана «Якутск - столица Восточной Арктики».
И здесь, наверное, самое время задаться вопросом «ну и что?» Что собственно может дать «столичность» кроме возможности согревать собственное эго в условиях суровых заполярных температур? Если задуматься - то может.
Во-первых, этот статус дает очевидную фору в борьбе за внимание Кремля и возможность получения первоочередного федерального финансирования на инфраструктурное развитие.
Во-вторых, наличие подобного титула существенно расширяет возможности для проведения крупных, в том числе международных, форумов, конгрессов симпозиумов, состязаний. А это, в свою очередь, позволяет привлекать как дополнительные финансы, так и возможность оставаться на гребне информационной повестки.
В-третьих, усиление регионального патриотизма может способствовать сокращению оттока населения (прежде всего молодежи). Во многом именно на это нацелена вся информационная политика того же мурманского губернатора Андрея Чибиса.
В-четвертых, при грамотном подходе присвоенный бренд можно прекрасно монетизировать в рамках внутреннего и внешнего туризма. Ведь в последние годы арктическое направление показывает внушительный устойчивый рост. И, думается, что Ростуризм, удачно продвинувший на китайский рынок турпроекты «Глоток свежего воздуха» и «Северное сияние», с таким же успехом сможет предложить жителям Поднебесной (и не только им) новый продукт «N-ск - столица Арктики».
Представляется, что это прекрасно понимают все разработчики региональных стратегий АЗРФ. Поэтому в условиях повышенного внимания российских властей к арктическому направлению и предстоящего утверждения пакета федеральных законов, определяющих будущее Арктики вплоть до 2035 года, мы наверняка станем свидетелями нарастающей и увлекательной борьбы за «столичность».
***
Валентин Юшкевич, специально для
GoArctic