Бишкек
Глеб Простаков
Часть 2.3
Кыргызстан: новая колониальная политика
После развала СССР турецким властям представилась уникальная возможность расширить свое влияние на сопредельные, в первую очередь, тюркоязычные государства. Экономическое положение в закавказских и среднеазиатских республиках резко ухудшилось - бедность, инфляция, безработица. Развалилась и система государственного образования. Школы и университеты были предоставлены сами себе и выживали, как могли, а одним из главных способов этого выживания стали коррупция и поборы.
Турция же к концу 80-х обладала развитой системой частного образования, связанного с именем Гюлена. В 1960-х он открывает свои первые школы в Измире, после чего сеть стремительно разрастается на протяжении последующих сорока лет. Фундаментом организации становятся тысячи школ, разбросанных по всему миру, преимущественно в странах с сильной исламской традицией и значительной долей мусульманского населения.
В хаосе 90-х турки экспортируют свою систему частного образования в Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Монголию, Молдову, Россию и Украину. Такие школы есть в Кении, где они называются «Академией света», «Пак-турк» - в Пакистане, «Себат» - в Кыргызстане. Всего такие образовательные учреждения присутствуют в 164 странах мира.Это огромная сеть, разрозненные части которой могут называться по-разному, иметь разных учредителей, но всех их объединяют специфическая образовательная модель и имя Фетхуллаха Гюлена.
В последние годы Анкара изо всех сил давит на Баку и Бишкек, требуя от них пресечь деятельность гюленистов.
Центр активности гюленистов сейчас передислоцировался именно туда. Кыргызстан, - утверждает исследователь феномена гюленизма Агиг Алескер, - находится в наихудшем положении из всех стран, где пустила корни сеть.
«Эта страна пребывает в зависимом от Гюлена положении. Ее экономика рухнула, бедность расшатала государство, и нет никого, кроме членов этой секты, кто бы инвестировал в страну», - считает Алескер.
Именно Кыргызстан сейчас является главным оплотом гюленистов в государствах тюркского пояса после их изгнания из Турции.
В Бишкеке неспокойно
Американцы в Бишкеке - нередкие гости. Их много среди преподавателей популярного у местных абитуриентов Американского университета Центральной Азии, ими же пополняются кадры частных курсов английского языка. «Не уверен, что там хорошо учат английскому, но одно знаю точно - среди учителей немало мужчин с армейской выправкой и манерами, а преподавание языка им явно в тягость», - говорит мой бишкекский проводник, один из тех, кто соблазнился такими курсами.
Бишкекский аэропорт "Манас", где еще несколько лет назад была развернута военная база армии США
Спустя десять дней после неудачной попытки свергнуть Эрдогана, 25 июля турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу обратился к руководству Кыргызстана с требованием «разобраться с бандой Гюлена». В противном случае, по словам министра, «изменится наше отношение» к Бишкеку, и ясно дал понять, что самой республике грозит переворот по турецкому образцу.
Объявив Гюлена врагом государства в Турции, Эрдоган пожелал, чтобы его примеру последовали и лидеры других тюркских государств, где высока концентрация приверженцев идей проповедника.
Ясно и то, что заявление главы турецкого МИДа было сделано на эмоциях, и в случае с Бишкеком Эрдоган просчитался.
«Это абсурд. Если такие умные, то почему у себя проспали переворот? Конечно, мы все советы выслушаем и информацию проверим. А пугать или учить нас не надо. Пуганые мы»
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев не захотел участвовать во внутритурецкой борьбе за власть. Для кыргызов Эрдоган не равно Турция
Слова кыргызского президента Алмазбека Атамбаева стали холодным душем для официальной Анкары. До недавнего времени именно Турция делала за Кыргызстан членские взносы в ООН. Один этот факт говорит о том, что диалог Бишкека и Анкары отнюдь не был диалогом равных.
Но в последние годы ситуация меняется.Сделав ставку на Россию, Бишкек может позволить себе поскалить зубы на Анкару. Кыргызский лидер дал понять, что не потерпит вмешательства в суверенные дела государства даже со стороны дружественной Турции.
Власти Кыргызстана не пожелали становиться частью внутритурецкой борьбы за власть, обозначив, что для Бишкека Эрдоган не равен Турции, пусть даже у последнего на сей счет никаких сомнений.
Монополия на элиту
В Кыргызстане «Себат» (в переводе - упорство, настойчивость) - не просто сеть частных среднеобразовательных школ и лицеев, но синоним качества. В шестимиллионном Кыргызстане действуют 25 таких школ, в них учатся 12,5 тыс. ребят. Именно эти школы, по словам Агила Алескера, являются главным рассадником идей Фетхуллаха Гюлена.
Лицеи "Себат" стали синонимом качества образования в Кыргызстане. В них учатся дети не только элиты страны, но и талантливые ребята из бедных семей. Таким образом, Гюлен получает доступ к умным и влиятельным - тем, кто будет решать судьбы страны через 15-20 лет
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев во время визита в школу "Себат"
Школа "Себат"
Занятия в школе "Себат"
Занятия в школе "Себат"
Разница между «Себатом» и обычной государственной школой колоссальна. «Себатовцы» чаще других становятся победителями олимпиад, почти 100% их выпускников поступают в университеты - как местные, так и в престижные вузы за рубежом. В «Себате» учатся дети и депутатов парламента, и министерских чиновников, и крупных бизнесменов.
Но «Себат» - не только для детей элиты. Скидки, вплоть до бесплатного обучения, позволяют учиться в турецких школах и ребятам из бедных семей. Бесперспективные дети отсеиваются внутренним тестированием в школах. Начиная с 8 класса все точные науки (математика, физика, химия и биология) преподаются исключительно на английском языке.
Держаться подальше от точных наук из страха, что они могут исказить веру - это признак младенчества, незрелости ума. А считать, что наука никак не связана с верой, что она неизбежно ведет к безверию - признак невежества и предубежденности
- Фетхуллах Гюлен
Лучший из «себатовских» кыргызско-турецкий лицей для мальчиков назван именем великого писателя Чингиза Айтматова.Лицей расположен на окраине Бишкека. Новое трехэтажное здание, большой внутренний двор, рядом с учебным корпусом - общежитие для учащихся. «Себат» практикует интернатовскую систему: ученики проводят большую часть времени с учителями, а родители забирают их только на каникулы и праздники.
В гюленовских школах царит особая атмосфера. Встречаясь в классах и школьных вестибюлях, ученики и учителям приветствуют друг с другом теплым рукопожатием.
Школа больше, чем место учебы, а учителя - больше, чем просто учителя. Они становятся друзьями учеников и их родителей, они вхожи в семьи.
Обучение раздельное - мальчики и девочки учатся в разных школах. Досуг - тоже в рамках школы: ученикам доступны футбол, волейбол, шахматы и другие полезные развлечения. Регламент дня жесткий, все расписано по часам - времени на «ничего не делать» просто нет.
Ученикам запрещено иметь смартфоны, все ходят с так называемыми «простушками» - обычными телефонами для связи с родственниками. Запрет на смартфоны, как и одинаковая для всех школьная форма, служат важнейшей цели: школьники из элитных и бедных семей ничем не отличаются друг от друга - для всех одни правила, у всех одинаковые возможности.
Днем ранее в администрации «Себата» меня уверяли: ученики не знают, кто такой Гюлен, и не особо этим интересуются. Но, зайдя в школьную библиотеку, я в этом усомнился. На видном месте - стенд с периодикой, который пестрит изданиями фонда «Диалог Евразия». Почти на каждой обложке журнала - лицо Фетхуллаха Гюлена.
Ученики "Себата" могут знакомиться с идеями и творчеством Фетхуллаха Гюлена прямо в школьной библиотеке
«Он не только проповедник, но и великий гуманист, - отвечает на мой немой вопрос замдиректора лицея Арстанбек Секимов. - Его тезис о диалоге цивилизаций заочно противопоставляет себя идеям Хантингтона, который говорил о столкновении цивилизаций».
Упоминание «Диалог Евразия» напомнило мне слова другого моего собеседника, Агила Алескера. «В каждой стране, кроме последователей Гюлена есть еще «агенты, оказывающие определенное влияние. Они в основной своей массе находятся под крышей платформы «Диалог Евразия», - говорил Алескер. Эта общественная организация присутствует в Казахстане, Беларуси, Кыргызстане, есть она и в российском Татарстане. «Диалог Евразия» является площадкой для продвижения идей Гюлена на высоком интеллектуальном уровне с привлечением лидеров общественного мнения.
Последние социологические опросы среди кыргызских школьников и студентов показали, что лишь 8% из них считают себя патриотами. В таком вакууме можно реализовать любую геополитическую авантюру.
Только в школах "Себата" на линейках поют гимн Кыргызстана. Раньше пели также гимн Турции, но затем перестали
Но вот, что странно: «Себат» - единственные школы, которые практикуют пение кыргызского гимна перед началом занятий и преподают основы патриотического воспитания.
«В турецких школах внедряется такое понятие национального патриотизма, которое сопряжено с осознанием факта, что подъем Кыргызстана возможен только при условии следования западному курсу.
Джордж Сорос, представляющий собой приватное ответвление внешней политики США, с помощью грантов и поддержки Американского университета Центральной Азии задает тон общественному дискурсу в Кыргызстане
Уже сейчас большинство местных лидеров общественного мнения - выпускники американского университета АУЦА и получатели грантов Сороса. Именно они определяют сегодня мейнстрим в общественном дискурсе страны», - отметил знакомый кыргызский журналист.
США - это капитан на судне мира, ни одна из организаций, вступающих с ними в противоречие, не может добиться успеха
- Фетхуллах Гюлен
В одном из своих интервью Гюлен прямо говорит о Штатах, как единственном мировом лидере, способном на изменения в глобальном масштабе.
«Секта работает и как шпион США, и как двойной шпион» - утверждает Агил Алескер.
По его мнению, умеренный ислам Гюлена отвечает интересам Вашингтона, который видит в его ускоренном распространении возможность совладать с популярностью радикальных трактовок Корана.
Часть 2.4
Корпорация выпускников
«Я окончил университет в США и магистратуру в Японии. Для меня не существовало никакой проблемы сдавать тесты на английском», - сказал Актилек Тунгатаров. Актилек - один из ярких выпускников «Себата». Выглядит он соответствующе: строгий костюм, хорошие манеры, правильная речь на неродном для него русском языке.
Тунгатаров работает директором по устойчивому развитию компании Kumtor Gold Company и отвечает за социальные проекты и благотворительность. По роду службы он вхож в кабинет премьер-министра страны, поддерживает постоянную связь с депутатским корпусом, министрами.
Высокий статус Тангатарова обусловлен ролью Kumtor Gold Company в экономике Кыргызстана. Это крупнейшая компания страны, ее профиль - добыча золота. На долю Kumtor приходится 7% ВВП страны и 22% промышленного производства.
«Себатовцы» - главные претенденты на занятие серьезных постов в кыргызской бюрократии и в бизнесе.
Начальник отдела протокола администрации президента, посол Кыргызстана в США, собственники серьезных строительных компаний, руководители представительств крупных компаний-импортеров в потребительском секторе, таких как Levis и Collins - вот далеко не исчерпывающий перечь должностей, занимаемых выпускниками престижных турецких школ. Эти люди - новая элита страны.
Первый выпуск «Себата» состоялся в 1996 году, сейчас его выпускникам по 37 лет - слишком молодые, чтобы занять президентскую или премьерскую должность, но достаточно взрослые, чтобы об этом всерьез задуматься.
Не торопитесь брать власть. Мы подождем, и будем срывать зрелые фрукты через 20 лет. Вы должны перемещаться по артериям системы так, чтобы никто не замечал вашего существования, пока не достигнете всех центров власти. Вы должны ждать до тех пор, пока вы сможете взвалить на плечи весь мир и нести его. До этого момента любой шаг будет преждевременным - вы словно разобьете яйцо, не дождавшись того, как через сорок дней из него вылупится цыпленок
- Фетхуллах Гюлен
Гюлен в своих проповедях не скрывал ни целей своей организации, ни методов их достижения.
«В свое время я выступала с инициативой создания национальной корпорации выпускников, но у меня ничего не вышло», - рассказывает Ишенкуль Болджурова, дважды министр образования Кыргызстана (2002-2004 и 2007-2009 гг.), на время которой приходится расцвет турецких школ в среднеазиатской республике.
Выпускники турецких школ и университетов варятся в собственном соку и представляют собой закрытый клуб по интересам, куда заказан вход посторонним.
И это правило работает не только в Кыргызстане.
Письма Аби
«Однажды я предложил своему знакомому встретиться в субботу. Мы давно не виделись, мне было интересно, чем он живет.
Я удивился, когда он мне отказал, сославшись на занятость, - рассказывает Джавид. Джавид Мовсумли, молодой азербайджанский историк, два года назад перебравшийся в Анкару.
- В тот день он играл в футбол с выпускниками своей школы, он сказал, что никак не может пропустить это мероприятие, чем немало меня удивил, - рассказывает Джавид.
«Аби» по-турецки значит «старший брат», «мудрый друг». Именно аби - связующее звено между выпускниками гюленовских школ. Он поддерживает отношения в компании, регулярно пишет письма и справляется о делах членов компании. Он же собирает ребят на встречи, посиделки, игры, курение кальяна или поход в чайхану.
Выпускники «Себата» встречаются ежемесячно. Они объединены в подобие бизнес-клуба, где обсуждают насущные вопросы, занимаются благотворительностью, ведут разговоры о политике.
«Им не важно, где ты работаешь, важно - на какой позиции. Если в банке - то обязательно главой правления или как минимум начальником департамента, если в университете - то не простым преподавателем, а деканом факультета, - объясняет Джавид Мовсумли»
Эти социальные лифты работают, потому что в основе общения выпускников гюленистских школ и университетов работает главное правило - правило взаимопомощи.
Меня мучит одна мысль: «Как думающие, образованные люди могут быть встроены в жесткую вертикаль принятия решений, о которой говорят противники Гюлена? Ведь такая покорность противоречит аксиоме, утверждающей, что «интеллект освобождает от зависимости»?».
Дело в восточной традиции, которая предопределяет почтительное отношение к человеку, давшему тебе образование», - отвечают на этот вопрос эксперты-востоковеды. Мугалим («учитель») имеет решающее слово в таких бизнес-клубах, будучи первым среди равных. Он определяет повестку собраний, а его мнение - наиболее авторитетное из всех.
В 90-х до 40% преподавателей лицеев были турками. Сегодня почти все они местные - учредители и руководство частных школ, как правило, выпускники того же «Себата». Круг замкнулся, система воспроизводит собственных лояльных менеджеров, и внешнее вмешательство, если и имеет место, то носит ограниченный характер.
Сломать эту машину почти невозможно. «Себат» монополизировал сферу качественного среднего образования.
В стране просто не осталось альтернативы турецким лицеям для тех молодых людей, что претендуют на успех и большое будущее.
По сути - это монополия на элиту целой страны.
Является ли религия скрепляющим веществом для этих людей?
«Некоторые ребята увлечены идеями нурсизма, но далеко не все, - поясняет мне Джавид Мовсумли. - Мои знакомые, выпускники гюленовских лицеев, не стесняясь, пьют пиво, ракы, они могут пропустить намаз. Они могут быть далеки от исламизма, но они всегда встанут на защиту своей школы»
«Если завтра нам, родителям и простым людям, скажут, что школы нужно закрыть, поверьте, мы не будет молчать», - сказал мне Актилек Тунгатаров.
Он преувеличивает угрозу. Президент Кыргызстана Атамбаев отнюдь не авторитарный лидер вроде того же Эрдогана или президента Казахстана Назарбаева, и, тем более, покойного главы Узбекистана Ислама Каримова. Если последние могли усмотреть в расцветающем в их странах молодом поколении гюленистов серьезных конкурентов, то Атамбаеву это ни к чему.
Президента Кыргызстана уже сейчас называют «хромой уткой»: с высокой долей вероятности в следующем году он вынужден будет отдать власть одному из многочисленных претендентов. Ему незачем ссориться с влиятельными гюленистами внутри страны, если он хочет спокойно дожить до пенсии.
Часть 1 источник