Кто был первым русским императором?

Jul 18, 2020 18:00

Если спросить у любого, кто мало-мальски интересуется историей России - кто был первым русским императором? - сразу ответят - ПЁТР I

Действительно, Пётр I короновался императором, а поздние историки описали это событие, как коронацию "первого русского императора", которое сильно закрепилось в исторической литературе и теперь преподносится, как аксиома.

Но во всех этих исторических сообщениях, есть маленькая деталь, на которую мало кто обращал внимание, а именно - оказывается, Пётр Iпредоставлял ДОКУМЕНТЫ, свидетельствующие о его праве на императорский титул.
Что это за документы...?

Для того, что б это узнать, пройдём краткий экскурс по истории конца 15-го, начала 16-го века, а точнее по временам правления Великого князя Ивана III и его сына Василия III.

Оказывается, в официальных документах, европейские монархи, Императором (в немецких документах - кайзером, в русских - царем) именовали уже Ивана III ливонские и ганзейские города, Псков, в новгородско-шведском договоре 1482 г.


Однако о полном международно-правовом утверждении императорского титула российского государя речь могла идти только тогда, когда этим титулом его назвал бы монарх равного статуса, а таковым был император Священной Римской империи.

Иван III очень сильно расширил границы Московского государства и зачастую не военным путём, а дипломатическим, вёл жёсткую политику по центролизации власти, чем вызвал уважение у султанов Османской империи.

Женитьба на знатной наследнице византийских императоров позволило царю Иоанну III позиционировать себя как политического и церковного преемника Византии и сделает возможным перевод статуса московского князя на недосягаемо высокий уровень национального властителя всей Русской земли.

На печати Ивана III появляется двуглавый орёл и надпись -"Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси".

В 1489 году, силезец Николай Поппель, будучи представителем германского императора Священной Римской империи, лично ходотайствовал перед императором, даровать Ивану III, королевскую корону.

Император был не против, и отправил Поппеля в Москву, к Ивану III с данным предложением

Однако, на предложение германского императора Фридриха III вознаградить царя Ивана королевским титулом, последний ответил: "…мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога", указывая на то, что в мирском признании своей власти московский князь не нуждается.

Интересны были и слова императора Фридриха, когда тот узнал про ответ Ивана III на его предложение - "Истинно, нет ничего в моей империи, что бы было достойно величия русского Государя".

Королевская корона для ЦАРЯ!?!

Иван III, ещё при жизни, делает своего сына Василия III соправителем государства, а тот, в свою очередь, рьяно продолжает политику отца - "собирания земель русских", укрепления великокняжеской власти.

Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей.

Деятельность Василия III была продолжением того, что делал его отец.

От отца же он наследовал страсть к строительству.

Как и его отец, Василий был физически крепким и активным.

Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри.

Его страстью была охота.

Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем.

Выдающимися военными компаниями, Василий III присоединяет Северские земли.

Война 1500-1503 годов привела к потере Литвой около 1/3 своей территории.

Боевые действия летом 1507 года, окончательно закрепили Северские земли за Русью и даже поражение русских войск под Оршей в 1508-м году, уже не имело никаких политических и территориальных последствий.

А в 1514 году был повержен Смоленск и с этого момента, уже в Договорной грамоте императора Священной Римской империи Максимилиана I от 4 августа 1514 г., Василий III именовался "Божьей милостью ИМПЕРАТОРОМ и государем всея Руси".

Подлинность этого документа вызвала в Германии сомнения, порожденные, частности, необычностью именования российского монарха, хотя в габсбургских архивах имелись заготовки других грамот Максимилиана I, датированные августом 1514 г., с аналогичной титулатурой Василия III.

Однако, оспорить другие документы той эпохи, данные историки не в силах, по этому предпочли замолчать о них, а именно речь идет об о грамотах Карла V(внука Максимилиана I) к Василия III, помещенном в предисловии к трактату Иоганна Фабри "Религия московитов", где Василия III назван ИМПЕРАТОРОМ - "SERENISSIMO, et potentissimo principi domino BASILIO dei gratia Imperatori et domi-natori uni uersorum Ruthenorum, et magno principi Volodomeriae, Moscouiae, Nouogardiae, Plescouiae, Smolenskiae, Iferiae, Lugariae, Permiae, Vuerthiketiae, et Bologariae, Nouogardiae terreae inferioris Tzeringouiae, Rozauiae, Volotschiae, Rheseiae, Bolami, Beleskiae, Roscouiae, laresklauoriae, Belozeriae, Vdoriae, Optiorae, Condiuiae, etc, fratri maiori, et amico nostro chariss. CAROLVS ROMANORUM IMPERATOR".

Перевод - "СВЕТЛЕЙШЕМУ и могущественному государю господину ВАСИЛИЮ, Божьей милостью императору и повелителю всех рутенов, и великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, Псковскому, Смоленскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому, Нижегородскому. Черниговскому, Рязанскому, Волоцкому, Ржевскому, Белевскому, Вельскому. Ростовскому, Ярославскому, Белозерскому, Удорскому, Обдорскому, Кондийскому и ин[ых], старшему нашему брату и другу драж[айшему]. КАРЛ, ИМПЕРАТОР РИМЛЯН".

Как видите, император Карл V не только называет Василия III ИМПЕРАТОРОМ, но и "СТАРШИМ БРАТОМ", выражая величие последнего над собой.

Это был второй случай, после Договорной грамоты 1514 г., когда император Священной Римской империи в официальном документе называл российского государя "императором" и признавал его власть над "всеми рутенами" (или: "всеми руссами", "uniuersorum Ruthenorum", "aller Rewssen"), стало быть - и над русскими подданными Великого Княжества Литовского и Короны Польской.

На Руси далеко не сразу сумели оценить значение книгопечатания для утверждения своих династических притязаний: грамота Карла V, опубликованная в 1526 г. в трактате Фабри, который в многочисленных экземплярах разошелся по всей Европе, являлась весьма убедительным аргументом в доводах российской стороны на имперские притязания.

Тем более, что никто в Священной Римской империи не сомневался в подленности этой грамоты.
Ее просто замолчали.

Но это уже совсем другая история...

Олег Чагин

история России, Чагин, монархия

Previous post Next post
Up