"Обезьянка" из России, которую побаивался весь Голливуд

Apr 29, 2020 18:00

Удивительная история Марии Успенской

В наше время такая история вряд ли могла бы случиться. Талант талантом, а для успеха этого, как известно, недостаточно. Важно еще быть в нужное время в нужном месте. И там однажды оказалась Мария Успенская - не слишком молодая, практически нищая, да что там... далеко не самая красивая актриса МХАТ, которой из-за мальчишеской внешности на сцене часто доставались эпизоды и роли детей. Но играла она их гениально!



Мария Успенская в спектакле МХТ "Сверчок на печи" и в голливудском кино

Её судьба по-своему удивительна. В 1922 году Успенская уехала вместе с театром на гастроли по Европе и Америке и больше оттуда не вернулась - "как в воду канула". Лишь через много лет её мхатовские друзья получили от Маручи (так они ее звали) весточку: получила главную роль на Бродвее; дважды номинировалась на Оскар; играла с Вивьен Ли, Гретой Гарбо и Рональдом Рейганом, а также открыла свою актерскую школу, её учениками стали будущие лауреаты премии Оскар и даже сам Ли Страсберг, который впоследствии стал наставником для половины Голливуда.

Маленькая и худенькая Маруча сошла с корабля на американский берег без гроша за душой и практически не зная языка. А имела она всего два "козыря" в кармане - опыт работы со Станиславским и недюжинный ум, которыми воспользовалась в полной мере.


Жизнь Марии Успенской в России

Никто точно не знает её дату рождения, в некоторых источниках это 1876 год, в других - 1883-й, а на надгробии стоит 1887-й. В любом случае, когда Мария приедет в Америку, ей будет уже хорошо за 30, а, может, и за 40. Родилась Успенская в Туле в семье адвоката, была старшей из трех сестер, одна из которых - тяжело больная. С юных лет Мария заботилась о младших, став для них наставницей.

Однако у незамужней женщины были и свои мечты, только рвалась она сначала отнюдь не в Москву, а в Варшаву. Успенская обладала хорошим голосом и училась там в консерватории, однако денег на полный курс не хватило и она вернулась в Россию, гастролировала по разным городам и только потом, отучившись в частной школе Адашева, попала в МХТ.

Мария играла не только на сцене, но и довольно часто появлялась в немом кино, но особо на него не рассчитывала. Это было в те годы (впрочем, как и всегда) более коммерческое и нестабильное направление. Вершиной карьеры Успенской на сцене МХАТ многие считают роль девочки-няньки Тилли в "Сверчке на печи".



Спектакль МХТ "Сверчок на печи". Мария Успенская - первая слева.

Мечты Маручи Успенской, ставшие реальностью

Её коллега и подруга тех давних революционных времен Софья Гиацинтова в своих воспоминаниях писала о Марии так: "Маленькая, худенькая, похожая на обезьянку - и удивительно одаренная".

Дружила Успенская, в основном, с мужчинами, но они не обращали на нее никакого внимания. Маруча была просто "своим парнем". Имелась у нее и одна неразделенная любовь - красавец Василий Качалов, чья фотография стояла в её скромной комнатке на самом видном месте. К слову, этот актер был предметом девичьих грез и юной Фаины Раневской.



Мария Успенская и Василий Качалов

В квартирке хохотушки Маручи любили собираться молодые МХАТовцы. Когда все уходили, и оставалась только подруга Софья, она любила закурить и хлопнуть стопку водки, предварительно чокнувшись с портретом своего кумира. Именно тогда, под пение Вертинского, она рассказала ей о своей мечте:

Я разбогатею и буду жить в особняке. Заведу много кошек. По утрам слуга-негр будет вкатывать столик с завтраком. Буду кататься по всему миру и играть центральную роль - с пением и танцами, в оригинальнейших туалетах.

Каково же было удивление Гиацинтовой, когда она узнала, что подруга исполнила её точь-в-точь. Вот только имевшее уже тогда место чрезмерное курение и увлечение алкоголем, привело её к трагическому финалу.

Успех Марии Успенской в США



Мария Успенская

Поговаривают, что невозвращенкой Успенская стала не случайно. Уже за год она начала готовиться к этой поездке - ходила на курсы английского и обзавелась своей фотографией со Станиславским, которую, конечно, взяла с собой. После гастролей по Европе, когда нужно было садиться на корабль до Штатов, Мария сильно страдала от зубной боли, но скрыла от всех этот факт, чтобы её не вернули в Москву. В пути она чуть не умерла.

Уже в США "молодежь" труппы пообщалась с местными коллегами, которые настроили их на бунт. Американцы удивлялись низкой оплате труда массовки и искренне не понимали, почему они не возмущаются такой несправедливости. Дебош был прекращен Немировичем-Данченко, он сказал, что по приезде домой освободит их всех от работы в театре. Некоторые предпочли не возвращаться, в том числе и Успенская.

Мария обосновалась в Нью-Йорке и продолжила актерскую карьеру. Первой ролью на Бродвее была дрессировщица свиней в пьесе "Святой", а затем она получила главную роль, которая прославила ее на всю америку - женщины-акробатки в спектакле "Обезьянка". Её невероятную пластичность отмечали еще во МХАТе.

Мария Успенская и Метод Станиславского



Мария Успенская в голливудском кино

К концу двадцатых её коллега, тоже бывший мхатовец, поляк Ричард Болеславский предложил Марии открыть школу, в которой они пропагандировали набиравший популярность в Америке Метод своего учителя Константина Станиславского.

Успенская была своеобразным и деспотичным педагогом, могла довести учеников до слез и даже позволить себе выпить горячительного из фляжки во время урока. При этом, у нее по-прежнему был сильный акцент, что добавляло колорита образу. Однако она воспитала огромное количество будущих звезд, главной из которых был Ли Страсберг - он продолжил её дело в США и стал наставником для половины голливудских актеров первой величины - Мэрилин Монро, Марлона Брандо, Роберта де Ниро... И, кстати, о Марии ни разу не сказал ни одного плохого слова:

Успенская была превосходной актрисой. И, конечно, она была очень прозорлива. Она сразу определяла, кто наигрывал, а кто по-настоящему, как она говорила, «жил в образе», то есть я хочу сказать, что она была великолепным педагогом.

Мария Успенская и Голливуд



Мария Успенская и Вивьен Ли в фильме "Мост Ватерлоо" (1940)

К началу Великой депрессии (1929 год) Успенская уже обзавелась небольшим поместьем вблизи Нью-Йорка, а потому когда времена стали совсем непростыми спокойно сама возделывала землю и выращивала себе овощи.

Позже Болеславский отбыл в Голливуд, а ему на смену пришла Мария Германова, бывшая прима МХАТа, с которой Успенская не сработалась. Сама она всегда держалась подальше от "Фабрики Грез", но финансовая ситуация вынудила давать частные уроки голливудским звездам. Успенская "проходила" с ними их новые роли от и до, а они в благодарность рекомендовали её режиссерам. Её ученица Энн Бакстер впоследствии получила "Оскар".

Таким образом, Успенская начала свою карьеру в Голливуде в возрасте под 50, что звучит совершенно невероятно для любого времени. Первая же роль баронессы фон Оберсдорф в фильме Уильяма Уайлера "Додсворт" принесла Марии первую номинацию на "Оскар" за роль второго плана (позже будет еще одна). Поклонники Вивьен Ли могут помнить Успенскую по фильму "Мост Ватерлоо".



Мария Успенская в фильме "Додсворт" (1936)

Свое последнее пристанище Мария нашла в Лос-Анджелесе. Её часто приглашали на роли европейских аристократок и экзотических персонажей. Она так и не поборола свой акцент, но в отличие от другой эмигрантки и примы немого кино Ольги Баклановой, спокойно играла в звуковом.

Не стало Успенской в 1949 году от травм, случившихся из-за того, что она заснула в своем особняке с непотушенной сигаретой. В новелле Трумена Капоте "Завтрак у Тиффани" Холли Голайтли (которую исполнила в одноименном фильме Одри Хепберн) говорит фразу:

Бриллианты по-настоящему выглядят только на старухах, вроде Марии Успенской.

источник

кино, Голливуд, актеры, русские, знаменитости

Previous post Next post
Up