ВОИН СОВЕТСКОГО САМБО В СТРАНЕ У-ШУ

Apr 10, 2011 11:31


В Пекине можно встретить немало русских, постигающих тайны восточных единоборств. Но кто бы мог предположить, что там же, в столице Поднебеcной сегодня, как в эмиграции, живет и развивается некогда самая отечественная и самая популярная на просторах СССР, а ныне - почти забытая в России система самообороны без оружия - САМБО. Тренер Максим Манылов считает себя Советским Воином, а Самбо для него - часть культурного наследия его страны. Ученики Максима - молодые граждане постсоветского пространства, в школьные годы которых было принято записываться уже «на кикбоксинг» или «на каратэ».

Что сказал учитель Ли

Осенью 1988 года, я ушел в Советскую Армию из секции самбо при Доме Культуры завода Дальэнергомаш в Хабаровске. На тот момент, у меня, получившего первые навыки самозащиты без оружия, не возникало даже мысли, что японское каратэ, китайское ушу или джиу-джитсу прошлого века могут соревноваться с прогрессивной идеей советского самбо.
В 2000м году я приехал на работу в Китай, как и многие русские люди, озабоченный проблемами выживания в «рыночной экономике», не особо задумываясь о глубинных основах национальных единоборств.
После ряда серьёзных жизненных потрясений, я тренировался, пытаясь найти для себя некую систему практики навыков рукопашного боя, в парке неподалеку от «Рабочего Стадиона» в г. Пекине.
Однажды во время тренировки ко мне подошел китаец, наблюдавший за моей работой, мы с ним разговорились, насколько это было возможно при моем знании китайского языка. Человек назвался именем Ли Вэй Чен, и оказался учителем системы Тайцзи ветви Чень. Я напросился в ученики, и в течении трех месяцев занимался по два-три часа в день под руководством моего китайского учителя.
Как-то, учитель Ли пришел на вечернюю тренировку «выпимши», разогнал китайских зевак, постоянно наблюдавших за тем как иностранец постигает у-шу, и стал горестно сетовать: «китайцы не изучают тайцзи! Китайцы не изучают китайскую культуру! Настоящее китайское тайцзи стиля Чень теряется!». И хотя он горевал о китайцах, его слова заставили меня серьёзно задуматься о наших культурных традициях.

ГТО по-китайски
После того как учитель Ли уехал на юг, преподавать в одну из школ у-шу, я занимался самостоятельно, продолжал работу над поиском необходимых базовых элементов, их взаимодействия, и тренировался у Сергея Давыдова в пекинском клубе «Айкидо Кобукан».

Примерно в 2006 году, я впервые провел ознакомительные семинары по собственной авторской методике в Хабаровске. Я назвал свою систему «Вень Ву Шуань Дао» Это мой термин, что-то вроде «Единый путь гражданского и воинского», со смысловой нагрузкой «Готов к Труду и Обороне», о том, что каждый обычный гражданин обязан иметь навык самозащиты.

В процессе создания этой авторской методики, я очень много беседовал с Сергеем Давыдовым, очень опытным мастером, и система, которая стала основой моего сегодняшнего «СамБО, раздел специального назначения», фактически создавалась у него на глазах, и в немалой степени благодаря ему.

СамБО против Самбы
«Боевая самба» (именно - «боевАЯ самбА») - так называлась статья за подписью известного эксперта боевых искусств Юрия Сенчукова на интернет-сайте «Спецназ России». В этой статье Юрий Юрьевич доказательно сделал вывод: «Что же касается боевого самбо, то его попросту не существует. Реанимация не состоится по весьма простой причине: не удастся оживить то, что никогда живым не было».
Это заявление задело меня по-настоящему! Я снова вспомнил учителя Ли и его переживания о том, что китайцы утратили интерес к своим традициям. Я четко понял, что моя Родина - СССР, что я, по сути своей, Советский человек, а традиционной системой боевого навыка в Советском Союзе была «Система Самбо».
Проанализировав ситуацию, я понял: «Если не я, то кто же?». Мой дед, Иван Вежневец, отдал жизнь за советскую Родину и за свою семью в боях под Сталинградом, мои родители, благополучно жившие и работавшие в СССР, дали мне жизнь, советская власть и весь советский народ обеспечили мне счастливое, беззаботное детство, офицеры Советской Армии показали пример воина, преподаватели Высшей Школы МВД СССР дали мне профессиональные навыки следователя. Разве я не обязан им многим?
Неужели у меня не хватит творческих и физических сил продолжить то, что в мои руки передали такие замечательные люди как тренер по боксу Фарид Гарипов, тренер по самбо Геннадий Лицов, тренер по стрельбе Алексей Цепелев и многие другие замечательные люди.
Я принял для себя решение, сообразующееся с моими представлениями о мире и моем положении в нем: Я - советский человек, самбо - традиционная советская боевая система. Если в самбо нет работы с оружием, значит будет, если в самбо нет работы с тонкими энергиями , значит, это повод подумать, как их привнести, если смешанное единоборство "боевое самбо" имеет проблему "конфликт навыков", (во всем этом, обвинял самбо, в своей статье Юрий Сенчуков), то я поставлю все технические элементы на единый базовый двигательный навык. Это мой посильный вклад.

И именно этим я сейчас занимаюсь, находясь в Китае. В Пекине организован Клуб Советской Боевой и Физической Культуры, в котором я передаю навыки системы «СамБО, раздел специального назначения» своим ученикам из разных уголков СССР.




Невидимое оружие
У человека нет когтей, клыков и рогов. Навык нападения и защиты воспитывается искусственно. Привитие навыка причинять боль, ломать кости, калечить и убивать другого такого же человека - это достаточно тяжелое испытание. На учителя ложится тяжелая ноша.
Механически обучив ученика навыку нападения и защиты, мы можем получить изощренного убийцу, или примитивного «отморозка», а нам нужен - Человек.
Самбо изначально, с момента своего появления в Советской России 30-х годов, несло в себе огромный гуманистический потенциал и великий духовный стержень. Название системы «Самозащита Без Оружия», говорит само за себя.

Своих учеников я бы хотел видеть человечными. Это тоже навык, и этому нужно учиться.

С учетом того что мое детство и юность прошли «на улице», я отслужил в войсках Спец Наз МО СССР, и отдал восемь лет своей жизни службе в Правоохранительной Системе ОВД, можно вспомнить немало случаев когда навык «самозащиты без оружия» выручал меня в различных ситуациях.
Бывали и курьезные случаи. В период учебы в Высшей Школе МВД, я некоторое время работал ночным воспитателем в одном из общежитий Топографического техникума. И вот, в вечернее время, у дверей моей комнаты появляется женщина-вахтер и просит навести порядок в одной из комнат, где слишком громко слушают музыку.
Я захожу в интересующую нас комнату, регулирую громкость акустической аппаратуры до нуля и провожу профилактическую беседу с местными жителями. Беседа проходит успешно, но некоторая напряженность чувствуется. Выхожу из комнаты в коридор, прохожу несколько шагов и слышу за своей спиной звук открывающейся двери. Разворачиваюсь и вижу как из комнаты выходит один из студентов, и в руке у него - огромный нож… Недолго думая, прыжком подскакиваю к «злодею», прямым ударом ноги сбиваю его с ног, отработанным движением прижимаю противника к полу и забираю холодное оружие. А он мне сдавленным голосом говорит: «Да я в соседнюю комнату шел! Торт порезать!»

Присягу принимают один раз в жизни
Моя Родина - СССР. Это даже зафиксировано в моем российском загранпаспорте. Россия для меня - весь Союз Советских Социалистических Республик. В 1988 году, в Узбекистане, я принял торжественную присягу своей Советской Родине, советскому народу и советскому правительству. Этой стране я и служил, а также удерживал её от расчленения в командировке на Кавказе в 89-м году.

В русских сказках мужчине, воину, обязательно приходится идти за тридевять земель и оказаться на перепутье, где его выбор невелик: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя и коня потеряешь». Осенью 1988 года, надев форму советского солдата, я ушел "в дорогу", и носило меня от Амура и до Туркестана. На перепутьях шел прямо, опять же, следуя указанию из сказки "Финист - Ясный Сокол": Будет еще страшнее, а ты иди, не оглядывайся.
Быть иностранцем в чужой стране легче, чем чувствовать себя таковым в своей собственной. Сегодня, как советский человек, я - иностранец в своей стране. Как известно, «большое видится на расстоянии». Именно здесь, в Китае, я в полной мере осознал величие нашей страны, нашего народа, и его великую, благородную миссию. Те практические навыки, которые я передаю ученикам - это мое возвращение долга моему народу, это мое возвращение в СССР.

Для меня, как для советского солдата, война продолжается: классовая, гражданская и война за свободу Родины. Сегодня мы находимся в окопах информационно-психологической войны, и мой окоп - это советская боевая и физическая культура, моё невидимое оружие - Система Практики Боевого Навыка «СамБО».
Враг разрушил наш дом, - ту страну, в которой были не только репрессии и пропаганда, как сейчас думают молодые, но еще и спокойное настоящее, и уверенность в будущем. Как Советский Воин я не перестаю ощущать вину за то, что случилось с моей страной перед моим народом. Она камнем лежит на моих плечах. Но надежда есть!
Вот поэтому я и делаю СамБО - наше невидимое оружие, которое дали нам наши предки, и наша задача сделать его еще эффективнее. На тот случай «если завтра война, если завтра в поход».

Сделано в СССР
Максим Манылов родился и вырос в Хабаровске. С детства занимался спортом: гимнастика, бокс, самбо, парашютный спорт и стрельба. Работал следователем-криминалистом. Воин Советской Армии в запасе, тренер по СамБО (раздел специального назначения), представитель Движения Граждан СССР, основатель Русского Клуба Советской Физической Культуры в Пекине. В Китае - уже более десяти лет. Занимался изучением преподавания базовых навыков в традиционных системах у-шу, снимался в кино. Сейчас, в контакте с Всероссийской Федерацией Самбо, работает над развитием и популяризацией самбо в Китае. Разрабатывает собственную методику практики Самозащиты Без Оружия.




Записала: Ольга Скобова
Фото: Матвей Песегов

СССР, советский воин, Пекин, самбо, Китай

Previous post Next post
Up