Антисоветизм - не дорога к храму или десоветизаторы ринулись в бой.

Aug 27, 2015 09:00

Обратил внимание на статьи А.Морозова (далее - А.М.) только после знакомства с информационным пулом десоветизаторов. Он - один из них. Как редактор 29.ru, этот автор охотно откликнулся на предложение протоиерея Е. Соколова, руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии поддержать идею переименования «красных» улиц, поместив одну статью об этом (http://29.ru/text/newsline/66624061427712.html#comments/c66624061427712/ , и написав следующую - «Красные улицы» Архангельска: антирейтинг»: http://29.ru/text/news/69183631249408.html . Там же размещен опрос. Хотя какой же опрос, если в статье уже объявлен антирейтинг, на чем и построена сама статья. Напрашивается вопрос, у кого приведенные названия улиц вызывают «больше всего шума и прений»? Я другой шум и прения увидел в комментариях к вышеприведенным статьям. Там много очень нелицеприятного вылито на саму РПЦ, что меня, конечно, не радует. В то же время я не считаю, что церкви касается только один вопрос - вопрос личного спасения гражданина. Церковь как общественный институт - часть социума и ее целью, на мой взгляд и не только, должно быть стремление к сотериологическому преображению общества (Примечание: Сотериоло́гия - богословское учение об искуплении и спасении человека, является частью догматического богословия). Поэтому, активная позиция церкви в духовно-нравственной атмосфере всего социума мною приветствуется. Но для этого у церковных пастырей, священства должен быть в первую очередь, объективный взгляд на общественные процессы и историю. Какая же сотериология без истины, божественной справедливости и согласия в обществе. Патриарх Кирилл, Вс. Чаплин в последнее время к ним и призывают. В первую очередь это - концептуальное выступление Святейшего на XVIII Пленуме Всемирного русского народного собора, посвященном теме "Единство истории, единство народа, единство России". "В этой исторической ситуации мы должны как зеницу ока хранить единство нашей страны, созданной и завещанной нам предками. При этом нельзя ни на минуту забывать, что это единство не может быть обеспечено лишь силой. Его надежной основой в первую очередь должна быть духовная и нравственная общность живущих в стране людей, общность ценностей.
Единство народа неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий. При этом мы также признаем необходимость поиска и дискуссий для достижения согласия в интерпретации тех или иных событий прошлого, оценки исторических фигур".
Но в предложении переименовать все «красные» улицы Архангельска идея единения народа никак не просматривается. На мой взгляд и судя по комментариям, не только мой, инициаторы, в первую очередь здесь назовем митрополита Даниила, о. Е. Соколова, оперируют лишь односторонней информацией - информацией врагов большевизма и советскости. Именно на этой официальной информации и растет новое поколение постсоветской России. Потому как никто не станет отрицать, что антисоветизм - де-факто стал идеологией нашей новейшей постсоветской истории.



Глава миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов.

Мы слышим от сочувствующей белому движению части клира, от либералов, а также от наших откровенных врагов, что многие улицы носят «сомнительные имена», что М. Кедров - «организатор первых концлагерей, откровенный палач». Но они умалчивают, что П.Виноградов и М. Кедров были организаторами отпора интервентам, а это был военный отпор, на войне убивают и, как известно, расстреливают предателей. Во-вторых, и это многие у нас хорошо знают, первым в России был начат «белый террор», примеры - английские лагеря смерти на о. Мудъюг, Иоканьга и др. Выражение «Триумфальное шествие советской власти» означало, что шествуя из края в край, она установилась на огромной территории страны всего за 4 месяца, что из 84 губернских и других крупных городов только в 15 это было в результате вооруженной борьбы. До мая 1918 года Чека не вынесла НИ ОДНОГО смертного приговора, а число убитых контрреволюционерами партийных и советских работников за то же время шло на многие сотни. https://vk.com/club36068469?w=page-36068469_50954044
С о.Е.Соловьевым в чем-то можно согласиться: «Наивные в историческом плане люди, которые делят нас на красных и белых до сих пор, не понимая всей сложности и деликатности темы». http://www.arh-eparhia.ru/test_news/?ELEMENT_ID=50838
Именно, поэтому не хочется мне вспоминать, на чьей стороне была у нас церковь в 1918 г., когда приветствовала интервентов. Сейчас все больше ее служителей, честных православных верующих признают, что воспринимать гонения на Церковь исключительно как действие сатанинских сил, неправильно. "В настоящее время из среды белого и чёрного духовенства, священников и архиереев, выделилась партия "чёрной сотни", открыто служащая насилию и ненависти вместе с Грингмутом, который хотел бы утопить в крови всю Россию. Их бог - самодержавие, понимаемое в смысле белого террора, прямого истребления всех несогласно мыслящих. Это - политический ислам, выдаваемый за христианство." - Сергий Булгаков, русский философ, богослов и православный священник. http://novsoc.ru/g-malaniya-myi-osuzhdenyi-spravedlivo-o-sudbe-tserkvi-v-xx-veke/ Г.Малания «Мы осуждены справедливо»). Так кто все же искажает историческую память народа, призывая к десоветизации?



Памятник "Жертвам интервенции" на острове Мудьюг.

Постоянно муссирующим тему политических репрессий и «красного террора», напомним, что есть немало достоверных исторических источников, материалов о «белом терроре». Хотелось бы в первую очередь отдать дань уважения недавно скончавшемуся Виктору Николаевичу Земскову, одному из немногих российских историков, чьи исследования истории СССР, можно назвать научными. В 2014 г. вышла книга «Сталин и народ: Почему не было восстания», в ней автор, наверное, предчувствуя свою смерть, сбросил свою обычную маску политкорректности и похоронил черный миф о сталинских репрессиях, грязным потоком лившийся государственной пропагандой на дезориентированное население и молодежь, доказал, что оные преувеличены антисоветчиками в десятки раз. http://professionali.ru/Soobschestva/rozhdyonnye_v_sssr/zaveschanie-viktora-zemskova/
Таким образом, инициаторы переименования (а на самом деле это - инструмент десоветизации) грубо и намеренно искажают действительность.
Все, на этом остановлюсь и не буду распространяться о «белом терроре». Цель этой статье - другая - собственно десоветизация и роль к ней нашей местечковой элиты.
Так в своей статье А. М. дает антирейтинг фамилий, предложенных для переименования, не сообщая нам, кем, как и когда этот самый антирейтинг установлен. «Чаще всего» - по выражению автора и, видимо, мы должны этому «чаще всего» верить. Сторонники этой идеи и автор аргументируют тем, что Урицкий никакого отношения к Архангельску не имел. А как быть с тем, что в 1906 году Урицкий, согласно интернет-энциклопедии, был арестован, сослан в Вологду, затем в Архангельскую губернию? Так верить противникам имени Урицкого на карте города или авторам Википедии, утверждающим обратное (статья Урицкий, Моисей Соломонович - Википедия)?
Далее А.М. обращается за комментарием к профессору САФУ Шубину. Тот согласен, что имя Урицкого должно исчезнуть, но в свою очередь предлагает не вернуть ей старое название - Архиерейская, что хотели бы инициаторы кампании переименований, а дать другое - Университетская. Видимо, здесь уже идет речь не столько о «возврате к исторической памяти», сколько о неприятии самого имени «красного» председателя Петроградской ЧК. Вот к кому самый большой счет у противников советской власти, именно к деятелю, который с ними в свое время по долгу службы небезуспешно боролся. Поэтому и следуют дальше фамилии чекистов Кедрова, Володарского, Дзержинского. Понятно, что Дзержинского надо назвать главным режиссером репрессий. И его образ - «образ человека-бессеребренника, убежденного коммуниста, борца с беспризорностью и строителя новой жизни» не может нынешних любителей потребительства и легкой наживы устроить, поэтому «многими сейчас переоценивается». Тогда почему он не на первом месте? (И опять, кто считал?).
Если у профессора САФУ Шубина есть информация об ошибке в Википедии, то ему, как историку, и карты в руки - написать и добиться, чтоб исправили. Скорее всего, он поддерживает переименование не потому, что прежнее название было лучше и кому-то хотелось бы его вернуть, а просто из "любви к искусству", к десоветизации.
Но вот еще что любопытно. Во время написания в ИА Regnum статей о поморах Д.Л. Семушин констатировал, что в 2014 г. проф. Шубин выступил против публикации оцифрованных источников - документов государственных законодательных актов Российской империи ХIХ века о поморах, поморской торговле и Поморском крае. Речь шла о документах, разоблачающих «архангельскую школу регионоведения», к которой принадлежит и сам профессор и который де-факто сработал тогда на норвежский Баренцев секретариат. «Рецензировавший готовившуюся публикацию видный представитель «архангельской школы регионоведения» профессор САФУ Сергей Шубин после предварительного ознакомления с материалом предложил редактору издания документы не публиковать, поскольку они коренным образом противоречили всему тому, что писал о Поморье и поморах сам проф. Шубин». http://www.regnum.ru/news/polit/1858568.html

Возможно, и теперь позиция таких представителей элиты продиктована не стремлением разобраться и прийти к истине, а ответить на заказ пятой колонны, заинтересованной в фальсификации истории и культуры Архангельской области.
А чем так прогневила десоветизаторов Роза Люксембург, что ее имя поставлено на четвертое место, так сразу и не догадаешься. Уж не тем ли, что улицу ее имени увековечил легендарный Венечка Ерофеев в своей драме «Вальпургиева ночь»? Точнее ее герой, сказавший: «…я изъездил весь свет, пересекал все куэнь-луни, взбирался на вершины Кон-Тики - и узнал из всего этого только одно: в городе Архангельске пустую винную посуду сдавать на улице Розы Люксембург!» Видимо мало, что этой улице «повезло» стать знаменитой среди любителей литературы и зелья. Стереть название - и на народ снизойдет благодать исключительной трезвости.
Но вернемся к десоветизации. Так ли уж хочет в своих материалах А.М. поддержать идею возврата к исторической памяти народа. Скорее - нет: «Интересно, что иногда звучат совершенно нелепые призывы об изменении названий архангельских улиц. Так, иногда говорится о возвращении улицы Успенской вместо Логинова». http://29.ru/text/news/69183631249408.html?first . «Нелепо!» - в ответ на пожелание «восстановить духовный облик города, поврежденный во времена гонений на Христову Церковь и Русскую историю». Разве улица Логинова - не «красная» улица? А «непонятное имя Правды»? Не хотелось бы приводить здесь комментарии к статьям, в которых все припомнилось как той, так и другой стороне.
Раскол в обществе подогревают либеральные СМИ, здесь А.М. далеко не одинок. Сожалея о снижении интереса к теме репрессий, он рассуждает: «Мне странно, что находятся умные и вполне себе образованные люди, которые всерьез утверждают, что количество жертв репрессий было сильно преувеличено. Эти господа, почему-то, больше доверяют не прошедшему лагеря Солженицыну (его, наоборот, шельмуют), а какому-то невнятному «историку» Старикову. http://29.ru/text/opinion/70603872915456.html
А чуть выше: «Нам, мол, Солженицына и Шаламова в перестроечные годы хватило». Так, через запятую. Только забывает «правдолюб» А. М. напомнить, что Шаламов и Солженицын были антиподы, осмыслив имеющийся опыт, включая и тюремно-лагерный, отечественной истории ХХ столетия, они делают из него совершенно разные выводы. Что у Варлама Тихоновича не одни только троцкисты, а все революционеры 20-х годов вызывали одинаково уважительное отношение. http://forum-msk.org/material/society/9330055.html
Видимо, потому забывает, что это последнее не вписывается в парадигму антисоветизма.
Соловки. Величественна их природа. Как величественна их история, история Русского Севера, русского государства, история репрессий. В наше время РПЦ становится на путь примирения, на путь единения русского, да и всех народов России. Но в первую очередь, православного русского. («Декларация русской идентичности». http://www.vrns.ru/news/3393/#.VGzzsGdc-if ). И это надо со всей искренностью приветствовать, принимая историю своего народа во всей ее полноте, помня ее героические и трагические страницы, без спекуляций, отдавая дань уважения всем политическим жертвам.



Соловецкий камень на Аллее памяти.

Но что происходит на самом деле. Кому-то надо принизить эту историю. Разбередить, посыпать «лагерной пылью» заживающие у народа раны. Вот и наш главред, автор статей - А.М. сетует, что митинги у соловецкого камня перестали быть популярны. А может, проанализировать - по какой причине? Может, по той же «причине» возникла у правителей государства мысль дать второе дыхание десоветизации? Куда-то перенаправить злую энергию, порожденную экономическими неурядицами, бездарностью власти всех уровней. Но картина, обрисованная и самим Морозом и автором статьи в Новой газете (Н. Шкуренок «Власть соловецкая. Повторение прожитого» http://novayagazeta.spb.ru/articles/9878/ ), на которую он ссылается, говорит о другом.
Митинги «Мемориала» с музеем и монастырем там все более политизируются, на них случаются конфликты, споры, Дни памяти переносятся, а программа меняется. У каждого своя правда, своя политика.
Про Мальсагова, многолетнего врага советского союза, его потомки ингуши говорят, что он - герой. (Уточним лишь, герой, совершивший побег не с самого острова, а из Кемского пересыльного пункта на Поповом острове (Кемперпункт). http://www.solovki.ca/camp_20/malsagov.php ). Но не все с ними согласны: герои - это юнги, мол, а какой герой бывший белогвардеец Мальсагов? http://29.ru/text/sight_on/59022900449280.html
«Сейчас история лагерей вообще никому не нужна, это установка и светской, и монастырской власти. То, что сегодня происходит на Соловках, завтра будет происходить в России, так всегда бывало - и раскол, и революция, и тюрьма для инакомыслящих, все это сначала появлялось на Соловках, потом по всей России» - говорит с сожалением Ю. Бродский, один из самых известных историков Соловецкого лагеря, автор книги «Соловки. 20 лет Особого Назначения» . http://29.ru/text/opinion/70603872915456.html
А может, надоели людям за постсоветские годы лживые песни о массовых репрессиях? Надоело, что на Дни памяти приезжают в Россию и на Соловки многочисленные зарубежные делегации антироссийски настроенных паломников, поляков, украинцев, из стран Балтии, представители «Мемориала». Не всем нравится и идея представления Соловков в качестве "национальной святыни" или "северного Русского Афона", при том, что соловецкие лагеря по сути продолжили многовековую традицию соловецкого монастыря - самой суровой секретной тюрьмы царского режима в XVIII - XIX вв .
Красиво завершает свою статью А.Мороз: «Мы снова попали в «историческую спираль»?

Не попали, но нас туда волокут, волокут в 90-е, против чего народ будет скорее сопротивляться, чем каяться. Думаю, надо лишь согласиться с тем, что пока государственному кораблю не определен курс, это будет продолжаться. А бунт на корабле, мы знаем, чем опасен.

церковь, десоветизация, история, общество, власть

Previous post Next post
Up